Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 527
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
реальность вне и независимо от субъекта, от сознания, познаваемую через ощущения и мышление.
Метафизика – философское учение, утверждающее неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира;
недиалектический способ мышления - рассмотрение явлений в не их взаимной связи и развития.
Диалектика - философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей.
3. Задачи и функции ТГП.
ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций:
Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию ТГП отвечает на вопросы, что есть государ-ство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
Гносеология (или теория познания) нацелена на изучение природы познания его отношения к реальности и т.д. ТГП вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию
правового познания.
Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивает-ся познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, а частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостностью. Обобщая государственно-правовую практику, ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом.
Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Функции государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении ТГП.
В комплексном плане юридического образования курс ТГП выполняет две взаимосвязанные задачи:
-вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного освоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с ТГП, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;
-формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.
4. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.
Государство и право изучаются не только ТГП, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Отраслевые (специальные) юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности.
Систему юридических наук можно разбить на следующие основные группы:
-историко-юридические науки (всеобщая история государства и права, история государства и права России. ИППУ, римское право и др.);
-государственно-правовые (государственное право, государственное право зарубежных стран, административное право и др.);
-хозяйственно-правовые (хозяйственное, земельное, трудовое и др.);
-гражданско-правовые (гражданское, семейное, авторское и др.);
- уголовно-правовые (уголовное, уголовно-исполнительное и др.);
-процессуально-правовые (судоустройство, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.);
- международно-правовые (международное публичное, международное частное, консульское и др.).
Государство и право подчиняются общим объективным закономерностям развития общества. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельными звеньями общественного бытия, государство и право имеют свои специфические закономерности. В соответствии с этим ТГП изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие государственных и правовых явлений, так и те относительно самостоятельные, специфические закономерности, которые, однако, являются общими для всех частей единого государственно-правового механизма.
Выводы, положения и определения ТГП являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому ТГП по отноше-нию к отраслевым юридическим наукам является наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет отраслевых юридических наук. Формулируя общие научные закономерности государствен-но-правовых явлений всех общественно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотно-шения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, ТГП благодаря этому вносит «методологическое единство» в исследование государственных и правовых проблем.
5. Теория государства и права как учебная дисциплина
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной.
Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права — учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права — науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины — доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки — приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.
Теория государства и права — одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.
Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентой в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государ-ствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин — конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.
Вторая функция — развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.
6. Причина и пути возникновения государства.
Причина – явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Закономерность – соответствие законам.(Ожегов).
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Причины возникновения государства.
К ним относят:
1. Потребность, необходимость руководства масштабными работами, управления массами;
2. Необходимость обеспечения общественного порядка (производства, обмена, поведения);
3. Необходимость управления порабощенными народами;
4. Социальное расслоение общества, деление общества на классы; необходимость умерять, сглаживать социальные (классовые) столкновения, противоречия.
Названные основные факторы генезиса государства в конкретно-исторических условиях проявляли себя по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае целым рядом специфических обстоятельств.Называются и другие причины возникновения государства и права.
- необходимость воспроизводства человека, запрещение кровосмешения (инцест) (В.М. Корельский);
- экологический кризис (А.Б. Венгеров);
По новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека (homo sapiens, или неантропа) насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад.
Самые ранние формы объединения предков современного человека – архонтропов и палеонтропов –
были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные «семьи» (например., у питекантропов), но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо. Спустя тысячелетия первобытные люди научились производить своими руками более современные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века). В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей. Они постепенно сложились в виде первобытной родовой общины, ставшей основной общественной ячейкой первобытного человека.
Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Начался 10-12 тыс..лет назад – неолитическя революция. Ее главным последствием явился рост богатства, вследствие чего обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров – купцов.
Метафизика – философское учение, утверждающее неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира;
недиалектический способ мышления - рассмотрение явлений в не их взаимной связи и развития.
Диалектика - философское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научный метод изучения природы и общества в их развитии путем вскрытия внутренних противоречий и борьбы противоположностей.
3. Задачи и функции ТГП.
ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций:
Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию ТГП отвечает на вопросы, что есть государ-ство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.
Гносеология (или теория познания) нацелена на изучение природы познания его отношения к реальности и т.д. ТГП вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию
правового познания.
Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивает-ся познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, а частности, в условиях рыночной экономики.
Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостностью. Обобщая государственно-правовую практику, ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом.
Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры.
Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.
Функции государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении ТГП.
В комплексном плане юридического образования курс ТГП выполняет две взаимосвязанные задачи:
-вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного освоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с ТГП, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;
-формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.
4. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук.
Государство и право изучаются не только ТГП, но и всем комплексом отраслевых юридических наук. Отраслевые (специальные) юридические науки изучают отдельные сферы, стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности.
Систему юридических наук можно разбить на следующие основные группы:
-историко-юридические науки (всеобщая история государства и права, история государства и права России. ИППУ, римское право и др.);
-государственно-правовые (государственное право, государственное право зарубежных стран, административное право и др.);
-хозяйственно-правовые (хозяйственное, земельное, трудовое и др.);
-гражданско-правовые (гражданское, семейное, авторское и др.);
- уголовно-правовые (уголовное, уголовно-исполнительное и др.);
-процессуально-правовые (судоустройство, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, административно-процессуальное и др.);
- международно-правовые (международное публичное, международное частное, консульское и др.).
Государство и право подчиняются общим объективным закономерностям развития общества. Вместе с тем, будучи относительно самостоятельными звеньями общественного бытия, государство и право имеют свои специфические закономерности. В соответствии с этим ТГП изучает как общие закономерности социальной жизни, определяющие развитие государственных и правовых явлений, так и те относительно самостоятельные, специфические закономерности, которые, однако, являются общими для всех частей единого государственно-правового механизма.
Выводы, положения и определения ТГП являются наиболее существенными для характеристики основных тенденций развития государственно-правовых явлений. Именно поэтому ТГП по отноше-нию к отраслевым юридическим наукам является наукой обобщающей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке специальных проблем, составляющих предмет отраслевых юридических наук. Формулируя общие научные закономерности государствен-но-правовых явлений всех общественно-экономических формаций, вскрывая связи и взаимоотно-шения между различными областями, сферами, сторонами единой и целостной государственно-правовой действительности отдельных общественно-экономических формаций, ТГП благодаря этому вносит «методологическое единство» в исследование государственных и правовых проблем.
5. Теория государства и права как учебная дисциплина
Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции
Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной.
Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т. е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.
Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права — учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права — науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины — доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки — приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.
Теория государства и права — одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.
Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентой в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.
Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государ-ствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин — конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.
Вторая функция — развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.
6. Причина и пути возникновения государства.
Причина – явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления.
Закономерность – соответствие законам.(Ожегов).
Государство – основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Причины возникновения государства.
К ним относят:
1. Потребность, необходимость руководства масштабными работами, управления массами;
2. Необходимость обеспечения общественного порядка (производства, обмена, поведения);
3. Необходимость управления порабощенными народами;
4. Социальное расслоение общества, деление общества на классы; необходимость умерять, сглаживать социальные (классовые) столкновения, противоречия.
Названные основные факторы генезиса государства в конкретно-исторических условиях проявляли себя по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае целым рядом специфических обстоятельств.Называются и другие причины возникновения государства и права.
- необходимость воспроизводства человека, запрещение кровосмешения (инцест) (В.М. Корельский);
- экологический кризис (А.Б. Венгеров);
По новейшим данным антропологии, только история современного кроманьонского человека (homo sapiens, или неантропа) насчитывает около 40 тыс. лет. Между тем первые государственные образования в истории человечества возникли лишь около 5 тыс. лет назад.
Самые ранние формы объединения предков современного человека – архонтропов и палеонтропов –
были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные «семьи» (например., у питекантропов), но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо. Спустя тысячелетия первобытные люди научились производить своими руками более современные орудия палеолитической культуры (древнего каменного века). В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей первобытных людей. Они постепенно сложились в виде первобытной родовой общины, ставшей основной общественной ячейкой первобытного человека.
Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему – скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Начался 10-12 тыс..лет назад – неолитическя революция. Ее главным последствием явился рост богатства, вследствие чего обособилась группа людей, занимающихся обменом товаров – купцов.