Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 465

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

97. Правовые стимулы.



Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

В.М. Ведяхин определяет правовые стимулы как правовые нормы, поощряющие развитие нужных для общества, государства в данный момент общественных отношений, нормы, стимулирующие как обычную, так и повышенную правомерную деятельность людей и ее результаты.

Иными словами, правовой стимул это своего рода поощрение (моральное или материальное), способствующее выработки у субъекта модели поведения, которая является безопасной, социально полезной – своего рода «пряник».

Правовые стимулы призваны побуждать к правомерному, социально полезному поведению, выгодному и для личности, и для общества. Именно стимулы и ограничения в конечном счете являются значимыми для поведения, связанными в буквальном смысле с ценностью, на которую ориентируется интерес субъекта.

Критерием разграничения правовой информации на «стимул» и «ограничение» является интерес. В зависимости от того, какому интересу («собственному» или «чужому») служит конкретное средство, оно может быть определено как стимулирующее либо ограничивающее.

В последнее время особенно возрастает стимулирующая роль права. Будучи связанны с использованием целенаправленных средств и методов воздействия внешней среды на внутренние побуждения человека, стимулы в праве выступают как правовые нормы, предоставляющие разные меры социальных благ, направленных на удовлетворение интересов индивида, коллектива в зависимости от выбора или варианта поведения, в большей или меньшей степени отвечающего интересам государства, потребностям общества.

Поскольку население ознакомлено со стимулами (льготами, в первую очередь) гораздо лучше, чем, например, с ограничениями в виде санкций за неправомерное поведение. Поэтому информация о правовых стимулах воздействует на общество гораздо активнее, нежели иные средства влияния. Так или иначе стимулы ведут в понимании народных масс к улучшению социального положения, увеличению (или по крайней мере не уменьшению) материального достатка, и имеют над общественным сознанием действенную власть.


98. Правовые поощрения: понятие, признаки.


Государство, используя правовые формы воздействия на общественные отношения, возлагает на себя обязанность обеспечивать достижение планируемого результата мерами поощрения за особо полезное для общества поведение и принудительными средствами искоренять социально вредные его формы. Поощрением -форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Государственное принуждение и поощрение – правовые средства, не взаимоисключающие друг друга.

В основе законодательства лежит принцип утверждения права, индивидуальной свободы, самостоятельности, независимости личности. Свобода личности – один из фундаментальных принципов устройства любого цивилизованного общества. Под угрозой правового принуждения и наказания практически невозможно формирование свободной, социально активной личности. Поэтому важно использовать позитивные правовые стимулы, наиболее действенным из которых является поощрение. Под его воздействием на сознание и поведение людей формируется сознательное социально полезное правомерное поведение. Поощрение предстает как важное правовое средство достижения целей права.

Правовое поощрение как стимул обусловлено не волей и желанием государства, а определяется конкретными экономическими и социокультурными условиями жизни общества. Практика применения поощрения как средства воздействия на сознание и поведение индивида имеет многовековую историю. Правовые поощрения находились в постоянной динамике, изменялись и их формы. Сфера применения поощрения в предшествующие эпохи была узкой: принуждение и силовые средства воздействия на поведение индивидов занимали доминирующее положение. Правовое поощрение как стимул ориентирует индивида на достижение выгодных для него последствий, приносящих ему удовлетворение интереса, а обществу пользу.Под страхом наказания не может формироваться сознательное, социально активное поведение, поэтому более предпочтительным и социально полезным является правовое поощрение.Правовое поощрение не заменяет и не подменяет государственное принуждение, а действует наряду с ним. Их оптимальное соотношение в обществе определяется конкретно историческими условиями, уровнем цивилизации общества, политикой государства и пр. Воздействуя на сознание и поведение индивидуальных и коллективных субъектов, правовое поощрение развивает правовую активность, одновременно удерживает от противозаконных стремлений, предотвращает удовлетворение собственных интересов неправомерными и даже вредоносными способами и средствами.



Наряду с принуждением правовое поощрение является необходимым и «естественным» средством для нормального функционирования правовой системы общества. Без поощрения не может действовать правовой механизм. Юридические нормы, устанавливающие основную обязанность субъектов, могут подкрепляться правовым поощрением, которое неотделимо связано с выполнением субъектами этих основных обязанностей.
Правовые поощрения – это меры, применяемые государством для поощрения и стимулирования граждан к соблюдению правовых норм и обязанностей. Они являются одним из инструментов государства для поддержания правопорядка и обеспечения гражданской ответственности.
Признаки правовых поощрений:

1. Добровольность – правовые поощрения не должны налагаться на граждан принудительно, они должны быть добровольными;

2. Позитивность – правовые поощрения должны быть направлены на поощрение и стимулирование граждан к соблюдению правовых норм и обязанностей, а не на наказание за их нарушение;

3. Пропорциональность – правовые поощрения должны быть пропорциональны нарушению правовых норм и обязанностей, которые они стимулируют к соблюдению;

4. Предсказуемость – правовые поощрения должны быть предсказуемыми и понятными для граждан;

5. Эффективность – правовые поощрения должны быть эффективными и иметь стимулирующий эффект на граждан, чтобы они соблюдали правовые нормы и обязанности;

6. Недискриминация – правовые поощрения не должны дискриминировать граждан по полу, возрасту, национальности, религии и другим признакам.
Примеры правовых поощрений могут включать в себя различные виды поощрительных мер, такие как присуждение наград, скидки на налоги, льготы, привилегии, поощрительные письма и сертификаты, а также другие формы поощрения, которые могут стимулировать граждан к соблюдению правовых норм и обязанностей.


99.Правовые льготы.



Важнейшими стимулирующими средствами в информационно-психологическом механизме правового воздействия выступают льготы, привилегии, иммунитеты.

Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.

Основными признаками правовой льготы являются:

- в рамках общественных интересов льготы более полно удовлетворяют интересы субъектов, облегчают условия жизни и деятельности, улучшается социальная защита отдельных субъектов;

- льготы – это исключения из общих правил, способ юридической дифференциации. Льготы вносят дополнения в юридический статус личности, наделяя ее специфическими возможностями юридического характера;

- льготы устанавливаются нормативными, а не правоприменительными актами. Установление и отмена льгот государством имеет целью согласовать интересы и возможности отдельных социальных групп и свести к минимуму корыстные мотивы, которые могут проявляться в процессе пользования льготами, соответственно.Таким образом, льготами можно назвать преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего в нормативных актах упоминаются налоговые, таможенные, транзитные льготы, льготы в виде освобождения от уплаты различных платежей (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), льготы в виде освобождения от выполнения общих для всех обязанностей или в форме дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия).

Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов, прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей, поэтому привилегии ориентированы как правило на политическую элиту, властные органы и должностных лиц. Если льгота – сама по себе исключение из правил, то привилегия – своеобразное исключение в квадрате
, поэтому их объективно гораздо меньше, чем льгот. Привилегии (особенно в международном праве) часто употребляются рядом с понятием «иммунитет».

Под правовыми иммунитетами понимают особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Грубо говоря, иммунитет – это юридическое исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве. Иммунитет наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью. Иммунитеты имеют специфические признаки: 1. иммунитеты проявляются в виде т.н. «отрицательных льгот» (освобождении от выполнения отдельных обязанностей - уплаты налогов, пошлин, освобождении от ответственности). «Отрицательность» иммунитета - его специфическая черта, позволяющая ему определенным образом достигать поставленных целей.

2. целью иммунитета является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.

3. круг лиц, на которых распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, а также Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, судей, прокуроров и др. Таким образом информационно-правовое воздействие права является фактически первичным способом влияния на общественные отношения. Правовая информация во всех видах и формах, передаваемая населению от властвующих (государственных) структур сама по себе имеет вес хотя бы только потому, что она исходит «сверху». А кроме этого такое воздействие направлено непосредственно на реализацию интересов объекта воздействия – личности, общества, социальных отношений.

100.Понятие и виды законности.

Законность определяется как одновременно принцип, режим и метод государственного управления и регулирования в обществе, связанная с изданием, применением права и контролем за осуществлением права.