Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 552

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут. Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в "чистом виде", представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, "творит" общественные отношения, порождая новые связи.

Правоотношения - следствие действия права как социального и государственного института. В догосударственном (родовом) обществе правоотношений не было, поскольку там не было права. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Конечно, правоотношения возникают не просто потому, что есть норма права (хотя это обязательное формальное основание), а потому, что определенные общественные отношения нуждаются в правовой регламентации. Тогда появляется юридическая норма и уже на ее основе - правоотношение. Правоотношения как бы "вызревают" в недрах общественной жизни, детерминируясь экономическими и иными потребностями.

Поэтому следует различать исторический генезис правоотношений, их зародышевое состояние и вполне сложившуюся правовую форму, определяемую законом. Иначе говоря, материальный и формальный источники.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье, помимо материальных, существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.


Наиболее характерные признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений заключаются в следующем (см. схему 47).
42. Соотношение экономики, политики и права.
Термин «политика» связан с двумя словами древнегреческого происхождения: «политейя» и «политикэ». Первое означает общественное устройство. Оно использовалось Аристотелем в «Политике», где политика, государство отождествлялись по существу с обществом. Второе слово означает искусство управления государством, деятельность государства. Это сло-во больше всего используется ныне для обозначения политики в ее собственном смысле. В со-ответствии с ним дается и общее определение политики как того, что выражается в содержа-нии деятельности государства, его направленности, определении его форм, задач, в участии в его делах. Содержание политики как общественного явления из пяти взаимосвязанных элемен-тов: полит.сознания (на теоретическо-идеологическом и обыденном уровне), полит.деятельнос-ти, полит.отношений, полит.норм и политики как социального института. Полит.отношения при этом выступают как социально-классовые отношения по поводу гос.власти, а социальный институт – как государственные, партийные, национальные и другие учреждения, направляю-щие политическую деятельность.

Право и политика, эти два вида социального регулирования деятельности, поведения людей очень тесно связаны между собой, поскольку они опосредуют отношения собственности и гос.власти, являющиеся эпицентром государственно-правовой структуры общества.

Можно выделить три основных вида деятельности в сфере политики:

-выработка стратегического курса;

- выбор стратегического курса;

- реализация избранного курса.

В развитых государствах выработкой стратегического курса (стратегия – наука о ведении войны, искусство ведения войны; - искусство руководства общественной, политической борь-бой, а также искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко иду-щих прогнозах) занимаются партии. Затем избиратели голосуя за ту или иную партию, осу-ществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм гос.власти.

Право воздействует на политику по нескольким направлениям:

- прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) за-крепляются политический строй общества, механизм функционирования полит.системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и др.), полит.свободы граждан. В ре-зультате воздействия права на политику, все виды полит.деятельности осуществляются как пра-ва соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств;



- далее, право придает легитимность полит.решениям, а также органам гос. власти. Легитим-ность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

- право обеспечивает, гарантирует полит.свободы человека, их реализацию.

Взаимодействие права и политики определяется тем, что правовые нормы исходят от государ-ства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и пот-ребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы гос.политикой (деятель-ностью законодательных и других правотворческих органов государства). Политические требо-вания становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех слу-чаях, когда сам народ путем референдумов принимает законодательные акты, его волеизъявле-ния приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регу-лирования общественных отношений.

Право и экономический строй общества.

В марксистской науке господствовало положение о первенстве, главенстве экономического базиса над политической надстройкой. Общая схема соотношения экономики и права пред-ставлялась следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, а поли-тика – концентрированное выражение экономики. Однако такая схема не учитывала многих реалий. Во-первых, в праве выражается не только политика, но и многое другое. Во-вторых, гос.политика не может сводиться к политике одной полит.партии (как это имело место). В-тре-тьих, политика в первую очередь выражала интересы правящих группировок, а не требования народа, не потребности экономики.


43. Право частное и право публичное.



Частное и публичное право

Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

  1. институционального (наставнического);

  2. пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;

3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.


Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные

44.Национальное и международное право.



Внутригосударственное право как система национального права устанавливается конкретными государствами, но в основном в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Процессы глобализации правосознания и права приобретают все большую значимость, хотя этот процесс протекает неравномерно и зависит как от внутренних, так и от международных факторов.

Международное право представляет собой систему юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимодействие.

Институты международного права формируются путем согласования позиций участников международных отношений. Международное право не входит в систему внутригосударственного права, оно занимает наднациональное положение. С другой стороны, международное и внутреннее право взаимосвязаны между собой. Международные принципы и нормы, международные договоры в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены внутренним законодательством, то применяются правила международного договора. Конституции многих государств содержат нормы, в соответствии с которыми любое лицо может обратиться в межгосударственные органы по защите прав человека, при этом вступают в действие принципы международного процессуального права. «Существует два основных подхода к решению вопроса о соотношении международного права и внутригосударственного: монистический, согласно которому международное и внутригосударственное право рассматриваются как части единой системы, и дуалистический, согласно которому международное и внутригосударственное право - это две различные правовые системы».