Файл: 1. Цели освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины Экология микробных сообществ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. аэробных
2. анаэробных
40. В процессах восстановления железа принимают участие
1. Leptotrix
2. Pseudomonas
3. Gallionella
Дописать недостающее слово
41. Окисление сероводорода, молекулярной серы называется _____________.
42. Процесс восстановления сульфатов и сульфитов до сероводородов называется __________.
43. Микроорганизмы, способные откладывать оксиды железа на поверхности клеток, называются ______________.
44. Восстановление железа ведут гетеротрофные микроорганизмы в процессах
_____________ ____________.
45. Белок, переносящий кислород к бактероидам и придающий розовую окраску клубенькам, называется _______________________.
46. Процесс минерализации мочевой кислоты, цианамида, идущий с отщеплением аминогруппы, называется ___________________.
47. Процесс восстановления нитратов и нитритов бактериями до свободного азота называется _____________.
48. Включение атмосферного азота в состав органических веществ с помощью микроорганизмов называется _______________.
Расположить в нужной последовательности
49. Процессы, происходящие при минерализации лецитина
1. лецитин
2. образование фосфатов кальция, железа, магния
3. глицерофосфорные эфиры
4. H
3
PO
4 50. Процессы превращения азота в природе
1. минерализация
2. азотфиксация
3. денитрификация
4. нитрификация
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Распространение микроорганизмов и природные места их обитания.
2. Понятие об экосистемах (биогеоценозах).
3. Динамика экосистем: суточная, сезонная, годичная, вековая. Изменчивость и устойчивость экосистем.
4. Учение об экологических сукцессиях. Их классификация.
5. Экологические ниши. Экологическая ниша как область в пространстве экологических факторов.
6. Определение популяции в экологии, микробной экологии и генетике. Понятие особи как элемента микробной популяции. Статистические и динамические характеристики микробной популяции.
7. Продуктивность и продукция популяций.
8. Экспоненциальная модель роста микроорганизмов.
9. Проблема динамики численности микробной популяции. Факторы, регулирующие динамику популяций.
10. Взаимодействие микробных популяций. Основные типы межпопуляционных взаимодействий и их разновидности.

11. Сообщества (синэкология) и их структура.
12. Микробное сообщество. Трофическая структура микробного сообщества.
Функциональное разнообразие микробного сообщества.
13. Методы исследования экологии микроорганизмов.
14. Взаимодействие микробных популяций в сообществах: нейтрализм, метабиоз, мутуализм, комменсализм, амменсализм, паразитизм, хищничество, антагонизм.
15. Понятие и определение аутэкологии.
16. Экологические факторы. Их классификация.
17. Абиотические факторы и экологическая физиология.
18. Влияние факторов внешней среды на развитие микроорганизмов (температура, рН среды, влажность, молекулярный кислород, гидростатическое давление, излучения, магнитные поля и др.).
19. Лимитирование роста и развития микроорганизмов экологическими факторами.
20. Природные места обитания психрофильных и психроактивных бактерий.
Механизмы адаптации бактерий к температуре окружающей среды.
21. Термофильные бактерии, их распространение. Природа термоустойчивости бактерий.
22. Галофильные микроорганизмы, распространение, способы осморегуляции.
23. Микрофлора воздуха.
24. Водные среды обитания микроорганизмов.
25. Зональность распределения микроорганизмов в водоемах.
26. Принципы классификации озер по трофии.
27. Общая характеристика микрофлоры аэробной и анаэробной зон водоемов.
28. Распространение фототрофных бактерий, их биология.
29. Микрофлора сточных вод, их биологическая очистка.
30. Микрофлора почвы. Основные группы микроорганизмов почвенного комплекса, их функции.
31. Доминирующая бактериальная флора почвы. Аэробные и анаэробные микроорганизмы, их деятельность в почве.
32. Азотфиксация и проблема плодородия почвы. Свободноживущие и симбиотические азотфиксаторы.
33. Выживаемость патогенных микроорганизмов в почве.
34. Экология и физиология микроорганизмов нефтяных месторождений.
35. Биоремидиация загрязненных почв и грунтов.
36. Биологическая обработка органических отходов.
37. Круговорот воды, азота и минеральных элементов в экосистемах.
38. Роль микроорганизмов в круговороте биогенных элементов.
39. Биосферный цикл углерода.
40. Биосферные циклы азота и фосфора. Роль микроорганизмов и беспозвоночных животных в трансформации этих элементов в биосфере.
41. Биосферные циклы кислорода и воды. Соотношение биотических и абиотических источников свободного кислорода в атмосфере Земли.
42. Энергетический баланс биосферы. Тепло- и массообмен в океане и атмосфере.
Изменения в энергетическом балансе биосферы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
43. Экофизиология микроорганизмов. Роль микроорганизмов в глобальных циклах элементов.
44. Экология водных и почвенных микроорганизмов. Экстремофильные микроорганизмы.
45. Понятие экологической стратегии. Теория основных типов экологических стратегий.


46. Микробные процессы в биотехнологии окружающей среды. Биоразрушения
(биодеградация) и биоремедиация.
47. Микробиоценозы семян растений.
48. Микробиоценозы ризосферы растений.
49. Микробиоценозы филлосферы и филлопланы.
50. Роль микроорганизмов в жизни растений.
51. Мутуалистические взаимоотношения между растениями и микроорганизмами.
52. Паразитизм микроорганизмов на растениях, фитопатогенные микроорганизмы.
53. Симбиозы прокариот и протистов.
54. Роль микроорганизмов в жизнедеятельности многоклеточных организмов.
55. Симбиозы прокариот с растительноядными насекомыми..
56. Симбиозы прокариот со жвачными животными.
57. Симбиозы прокариот и морских животных.
58. Экология микроорганизмов человека.
7. Данные для учета успеваемости студентов в БАРС
Таблица 1. Таблица максимальных баллов по видам учебной деятельности.
Семестр Лекции
Лабора торные занятия
Практи- ческие занятия
Самостоя- тельная работа
Автоматизи- рованное тестирование
Другие виды учебной деятельности
Промежу точная аттестация
Итого
4 10 20 0
20 0
30 20
100
Программа оценивания учебной деятельности студента
4 семестр
Лекции
Посещаемость, активность, умение применять ранее полученные знания, умение видеть межпредметные связи - от 0 до 10 баллов.
Лабораторные занятия
Посещаемость, самостоятельность при выполнении заданий, участие в дискуссиях, активность в устном опросе на занятиях - от 0 до 20 баллов.
Практические занятия – не предусмотрено
Самостоятельная работа
Подготовка рефератов: правильное структурирование, раскрытие темы, подбор современной литературы по освещаемому вопросу, умение обобщать и анализировать представленный материал – от 0 до 20 баллов
Автоматизированное тестирование – не предусмотрено
Другие виды учебной деятельности
Контрольная работа: правильность выполнения тестовых заданий - от 0 до 30 баллов.
Промежуточная аттестация (зачёт) – от 0 до 20 баллов
Промежуточная аттестация в 6семестре проводится в устной форме.
16-20 баллов – ответ на «отлично»
11-15 баллов – ответ на «хорошо»
6-10 баллов – ответ на «удовлетворительно»
0-5 баллов – неудовлетворительный ответ.
Таким образом, максимально возможная сумма баллов за все виды учебной деятельности студента за 4 семестр по дисциплине «Экология микробных сообществ» составляет 100 баллов.