Файл: Учебный план 7 Содержание программы 8 Планируемые результаты 9 Раздел ii. Комплекс организационно педагогических условий, включающих формы аттестации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты»
3
Пояснительная записка
3
Направленность, новизна, актуальность
3
Педагогическая целесообразность
3
Отличительные особенности программы
4
Адресат программы
4
Уровень программы, объем и сроки реализации
6
Формы обучения,
режим занятий,
особенности организации образовательного процесса
6
Цели и задачи программы
7
Учебный план
7
Содержание программы
8
Планируемые результаты
9
Раздел II. «Комплекс организационно – педагогических условий,
включающих формы аттестации»
10
Календарный учебный график программы
10
Условия реализации программы
11
Формы аттестации
12
Оценочные материалы
12
Методические материалы
Раздел III. «Организационные основы реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий»
Список литературы
13 15 18
3
Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
Пояснительная записка
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании. Художественное творчество пробуждает у них интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Летняя краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рисовалочка»
имеет
художественную
направленность. Данная модифицированная программа разработана на основе программы по изобразительному искусству «Как прекрасен этот мир»
Камаевой В.И.
Актуальность программы состоит в необходимости раннего духовно- нравственного,
интеллектуального и
эстетического развития детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рисовалочка» обеспечивает активизацию изобразительной деятельности через развитие творческих способностей, волевых и личностных качеств ребёнка.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать истинное искусство. Это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка,
формирует привычку воспринимать и принимать суррогаты культуры.
Новизна данной программы состоит в том, что она является первой ступенью к освоению основного базового систематизированного образования по изобразительному искусству с перспективой специализации в отдельных видах творчества. Предоставляемая возможность разнообразной «пробы сил»
обучающихся в различных видах художественной деятельности содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству,
развитию уверенности, формированию адекватной самооценки.
Педагогическая
целесообразность
программы
«Рисовалочка»
объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность,
результативность);
формы (беседа, практическое занятие, представление работы) и методы обучения (словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный,
репродуктивный, игровой, практический); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, выставок) и воспитания
4
(убеждение, поощрение, упражнение, мотивация); средства обучения доступные для детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование,
инструменты, материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений обучающихся создавать художественный образ, оформлять и использовать в жизни свои рисунки, а используемые приемы и методы воспитания способствуют формированию гражданского сознания и морально
– этических норм поведения, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям их культуре, традициям.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Рисовалочка» педагогически целесообразна, так как при освоении учебного материала в
ребёнке появляется стремление к
художественному самовыражению и творчеству, формируется эстетический вкус, воображение,
складывается свое видение мира. Принимаются дети с разной степенью одарённости,
что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие, одним из важных направлений является рисунок. Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира. Учитывая возрастные особенности детей и логику их мышления, обучение строится по принципу «от простого к сложному». Формируется мотивация к избранному виду деятельности, развивается творческая инициатива, пробуждаются положительные эмоции.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Рисовалочка»
от программы по изобразительному искусству «Как прекрасен этот мир», Камаевой В.И.
состоит в изменении возрастной категории обучающихся (с 6 лет до 7 – 12
лет); изменении срока обучения (с 3 лет до 6 недель, учитывая освоение программы «Рисовалочка»), цели и задач; корректировке учебного плана и календарного учебного графика (уменьшении учебных часов с 504 до 24;
сокращении разделов «Лепка», «Оформление и подготовка итоговой выставки», «Вводное занятие» 3 год обучения, «Основные виды изобразительного искусства», «Декоративно – прикладное творчество»,
«Работа на выставке и конкурсы», «Экскурсии, посещение выставок»,
«Работа с натуры», «Рисование с натуры, по памяти и по представлению»,
«Работа над тематической композицией», «Декоративная композиция»).
Летнюю краткосрочную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Рисовалочка» можно использовать в работе с детьми ОВЗ, посредством разработки индивидуального образовательного маршрута. При реализации данной программы «Познаю мир» допускается применение электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий.
Адресат программы. В объединение входят разнополые дети в количестве 8 человек, состав группы разновозрастной от 7 до 12 лет, не имеющие предварительной подготовки. Младший школьный возраст имеет
5
большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков,
обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин.
В период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое, то есть,
мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу с развитыми процессами восприятия
(сформированы простые виды восприятия:
величина,
форма,
цвет).
У
младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом.
Особенности внимания.
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий.
Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок,
выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей.
Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В начале обучения эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная.
Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект,
бедны деталями.
Построение таких образов требует словесного описания или картины. В
конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах.
Как и другие психические процессы, в условиях учебной деятельности изменяется общий характер эмоций детей. Учебная деятельность связана с системой строгих требований к совместным действиям, с сознательной дисциплиной и с произвольным вниманием и памятью. Все это влияет на
6
эмоциональный мир ребенка. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний.
Младший школьный возраст – период накопления, впитывания знаний,
период приобретения знаний по преимуществу. В этом возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность,
направленность умственной активности младших школьников на повторение,
внутреннее принятие, создание подходящих условий для развития и обогащения психики. Данные свойства, в большинстве случаев, являются положительной своей стороной, и в этом исключительное своеобразие этого возраста.
Обучающиеся должны иметь средний уровень внимания,
эмоционально – волевые качества: настойчивость, самостоятельность,
активность, общительность, трудоспособность, умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей. При обучении показывать умения выполнять полученное задание.
Условия набора в группу: принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Данная программа «Рисовалочка» может быть использована для детей с
ОВЗ
посредством индивидуального образовательного маршрута,
обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня «Рисовалочка» рассчитана на 6 недель очного обучения в количестве
24 часа, периодичность – 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятий – 40 минут, перерыв – 10 минут. Программа носит выраженный деятельностный характер, создающий возможность активного практического погружения в изучение технологии рисования.
Особенности организации образовательного процесса. Форма проведения занятий – групповая с ярко выраженным индивидуальным подходом: используются индивидуальные формы, коллективное творчество.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы.
Коллективные просмотры выполненных рисунков, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать работу свою и других. Формы проведения занятий: беседа, развлекательные игры, конкурсы рисунков,
практические занятия, выставки работ.
Дети обучаются композиционной целостности листа, выбору его формата в зависимости от постановки. Занятия живописью предусматривают работу над несложными натюрмортами и пейзажами. Уже с начала обучения формируется упор на декоративную композицию, так как занятия композицией создают условия для развития внимания, творческой активности, воображения и фантазии. Учебные занятия строятся по
7
принципу чередования видов деятельности. Например, длительное рисование чередуется с быстрыми зарисовками, набросками, упражнениями.
После начала обучения дети приобретают умения и навыки в рисовании основных жанров изобразительного искусства
(пейзаж,
натюрморт, портрет). Передают в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов. Моделируют выразительные формы геометрических и
растительных элементов.
Выполняют узоры.
При реализации дополнительной общеобразовательной программы
«Рисовалочка»
допускается применение электронного обучения и
использование дистанционных образовательных технологий.
Цель и задачи программы:
Цель программы: формирование у обучающихся интереса к изобразительному искусству; формирование практических навыков в рисовании.
Реализуемая на ознакомительном уровне программа создает условия для социальной адаптации детей, она направлена на повышение психологической готовности ребенка к включению в образовательную деятельность, на создание комфортных условий для последующего выявления предпочтений и выбора вида деятельности в дополнительном образовании. Это поможет родителям в формировании конструктивной позиции воспитания и развития ребенка, с учетом его интересов и способностей.
Задачи:
Предметные задачи обучающиеся:
должны знать:
- первоначальные основы в изучаемой предметной области;
- живописные приемы;
- композиционные основы;
- жанры изобразительного искусства.
должны уметь:
- ориентироваться в формате листа (изображать предметы крупно,
полностью используя бумагу);
- пользоваться изобразительными материалами
(гуашь,
цветные карандаши, фломастеры);
- получать дополнительные оттенки путем смешения основных цветов;
- выполнять наброски от руки;
Личностные задачи:
- способствовать формированию культуры общения и поведения в социуме;
- способствовать развитию положительных личностных качеств: чувства товарищества, доброжелательности, отзывчивости, трудолюбия;
- способствовать формированию эмоционально – положительного отношения, обучающегося к образовательной деятельности.
8
Метапредметные задачи:
- способствовать формированию мотивации к
изучению и
практическому применению полученных знаний и умений по изобразительному искусству.
Содержание программы
Учебный план
№ Т Е М А
Количество часов
Формы аттестации\ко нтроля всего теория практика
1.
Цвет
4 2
2
Собеседовани е, просмотр работ
2.
Композиция на заданную тему
6 3
3
Просмотр работ
3.
Работа над тематической композицией
6 3
3
Просмотр работ
4.
Декоративная композиция
6 3
3
Просмотр работ
5.
Выполнение итоговой работы
2 1
1
Выставка работ
Всего:
24 12 12
Содержание учебного плана
1. Цвет.
Теория:
Ознакомление с правилами поведения. Знакомство с предметом
«Изобразительное искусство». Представление основ работы с кистью и красками. Изучение понятия точки, линии, штриха и пятна. Ознакомление с видами линий. Развитие навыка смешивания красок. Составление цветов путем смешивания. Сравнение основных и дополнительных цветов.
Изучение теплых и холодных оттенков. Изучение понятия «пятно» в композиции. Демонстрация аналогово ряда иллюстраций и методических пособий.
Практика:
Вводное занятие.
Изучение основных цветов.
Изучение дополнительных цветов.
2. Композиция на заданную тему.
Теория:
Развитие навыка композиционного решения изображения в листе.
Понятие композиции. Изучение понятия гармонии в рисунке. Использование разных техник при создании рисунков. Демонстрация работ художников,
дизайнеров, мультипликаторов, иллюстраций к сказкам. Прочтение отрывков