Файл: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
города Калининграда
Проектная работа на тему
“Словарь
средств речевой выразительности
по стихотворениям
Н. А. Заболоцкого”
Выполнила
ученица 11-3 класса
МАОУ СОШ №33,
Авдеенко Алиса
Калининград, 2023
Содержание:
-
Введение -
Актуальность, цель, задачи. -
Анализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» -
Определение средств речевой выразительности -
Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям Н.А. Заболоцкого
Актуальность:
Словарь средств речевой выразительности в первую очередь необходим не только тем, кто сдает экзамены по русскому языку, но и тем, кто только учит, либо улучшает свои знания в нашем родном языке.
Цель:
Изучить средства речевой выразительности, особенности их использования и составить словарь, основанный стихотворениях Н.А. Заболоцкого.
Задачи:
-
Ознакомиться с творчеством Н.А. Заболоцкого. -
Дать понятие средствам речевой выразительности. -
Рассмотреть примеры использования СРВ в литературе (по стихотворениям Н.А. Заболоцкого) и показать их значимость.
Введение
Слово – это основная единица языка, самый заметный элемент из его художественных средств. Оно, прежде всего, связано и с художественной выразительностью речи. «В художественном тексте слово - это особый мир. Художественное слово – зеркало индивидуально-авторского отношения к действительности, особенного восприятия окружающего мира».
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Не задумываясь, мы используем выразительные средства и в разговорной речи, чтобы наша речь была более убедительной, эмоциональной и образной. Средства речевой выразительности многообразны.
Особенную выразительность нашей речи, как разговорной, так и литературной, придают такие средства, как метафоры, эпитеты, олицетворение, риторические фигуры и другие.
Н.А. Заболоцкий - известный русский поэт. Его нередко называют поэтом мысли, поэтом философских раздумий и классической завершенности стиха. Значительное место в его творчестве занимает тема природы. Его можно назвать философским поэтом и певцом природы. Он многолик, как жизнь. Но главное - стихи Н.А. Заболоцкого заставляют думать о добре и зле, ненависти и любви, красоте…
Через все его стихотворения пролегает путь чрезвычайно напряженного вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. Поэтическая натурфилософия Николая Заболоцкого берет истоки из юности поэта. Он живо интересовался философией и космосом, идеями Константина Циолковского. Много раздумывал о человеке и Вселенной, о месте разума в мировом процессе, о смысле жизни, о лучших земных радостях, о смерти, об атомах, разбегающихся по метагалактике. Мир великого переустройства земли, человека и всех порядков на земле вошел в творчество Заболоцкого и стал его большой философской темой. Поиски велись на разных литературных и философских дорогах.
Поэзию Николая Алексеевича, на мой взгляд, отличает простота и особая задушевность.
Основные темы поэзии Н. Заболоцкого
-
Тема природы -
Тема человеческой красоты -
Тема жизни и смерти
Мотивы поэзии Н.А. Заболоцкого
Один из главных мотивов в лирике Заболоцкого — мотив одухотворённости природы. Всё окружающее человека: растения, животные, земля и небо — наделено разумом и душой. Всё вокруг живёт. Человек часто противопоставляется этому идеальному миру в стихотворениях поэта. Лирика сопровождается мотивом несовершенства человека. Образы постепенно приобретают индивидуальные черты. Если на начальном творческом этапе Заболоцкого человек в его произведениях выступал образом и порочности и бездуховности, то к более зрелому периоду формируются личные качества лирического героя, характер.
Также часто в стихах Заболоцкого можно встретить мотив смерти как зарождения новой формы жизни — вечной.
Автор объясняет свою позицию, обращаясь к философии, науке и мифологии.
Сборники Н.А. Заболоцкого
-
«Стихотворения и поэмы» (1999 г.)
В книгу вошли произведения одного из крупнейших русских поэтов Н. А. Заболоцкого (1903-1958). Если попытаться обозначить главную тему, «нерв» его творческих поисков, то это будет трагедия разума, размышления о месте человека в мироздании. Поэт писал по-разному, но об одном – о величии и одновременно о ничтожности человека в круговороте вселенской жизни. Его художественный мир – «мир живой, на тысячи ладов поющий, думающий, ясный».
Анализ стихотворения “ Уступи мне, скворец, уголок”
Дата написания - 1946 г.
Литературное направление — лирика.
Тема — пробуждение весенней природы. Словно бы заключая сделку с певчей птицей, поэт заявляет: “Отдаю тебе душу в залог за твои голубые подснежники”.
Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» относится к пейзажной лирике. автор хотел передать всю красоту весны и свое восхищение, он хотел, чтобы мы-читатели тоже восхитились ее природной красотой.
Стихотворение «Уступи мне, скворец, уголок» состоит из 9 строф.
Первая часть занимает большую часть по сравнению со второй. Она является непосредственным обращением к скворцу. Присутствует воспевание весны, описание природы, в которой есть хаос, но выглядит он успокаивающе. Такая обстановка дарит надежду на хорошее будущее, хочется верить только в лучшее.
Во второй части образ скворца не забывается, но уходит на второй план. Здесь лирический герой ведёт обращение к своему внутреннему миру, побуждая к действию душу. Начинается она с третьей строчки седьмой строфы.
В стихотворении автором использованы следующие выразительные средства:
Метафоры: "душу в залог", "ручьёв околесица", "на полях кавардак", "сияние струн", "в горле у рощи", "охватило всю душу сиренями", "полыхая по небу восторгами", "потерявшим сознанье" "берёзовой консерватории.
Эпитеты: "головкою розовой", "садами весенними", "голубые подснежники".
Олицетворения: "свистит и бормочет весна", "пробуждаются клёны", "к мирозданью лицом".
Сравнения: "как бабочки, листья".
Риторические обращения: "уступи мне скворец", "начинай серенаду", "открывай представленье", "поднимай же скворешню".
Что такое СРВ?
Средства речевой выразительности - это
специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к высказыванию. Они используются для придания речи экспрессии, эмоциональности, наглядности, делают ее более интересной и убедительной.
Средствами выразительности являются тропы, лексические и синтаксические средства, а также приёмы
Тропы - обороты речи, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении (эпитет, сравнение, метафора и т.д.). В основе лежит словесная образность.
Лексические средства - средства речевой выразительности, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность.
Синтаксические средства - тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.
Словарь средств речевой выразительности по стихотворениям
Н.А. Заболоцкого
Тропы
Троп | Определение | Пример | Стихотворение | |
| | | | |
Гипербола | Преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления. | “Мело, мело по всей земле...”; «вовеки не простится» | “Зимняя ночь” “Страшная сказка” | |
| | | | |
| | | | |
Метафора | Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. | «ветер изрыт криками», «дно очей», «стихи слагаются навзрыд», «клик колес», «грусть обрушат»; «разноголосица миров», «вторенье строк», «в далях лет»; «тайник вселенной»; “...и воск слезами ночника на платье капал...”; «ручейков бессонных болтовня» | “Февраль. Достать чернил и плакать...” “Красавица моя, вся стать” “Когда разгуляется” “Зимняя ночь” “Март” | |
Метонимия | Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений. | «пропуск за порог», «болезни тягость»; «отголосок хора» | “Красавица моя, вся стать” “Когда разгуляется” | |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | “И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета...” | “Единственные дни” | |
Олицетворение | Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного. | «умирает рок», «входит разноголосица», «дышит любовь»; «проглянет синева», «трава полна торжества»; “Слетались хлопья со двора К оконной раме…” | “Красавица моя, вся стать” “Когда разгуляется” “Зимняя ночь” | |
Перифраз | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | | | |
Синекдоха | Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. | “Сторицей должен будет враг За это поплатиться...” | “Страшная сказка” | |
Сравнение | Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) сравнительной степенью прилагательного или наречия; | «грачи как обугленные груши»; «стать рвется музыкою»; “Как летом роем мошкара летит на пламя… И жар соблазна Вздымал как ангел, два крыла крестообразно...”; “Словно с видом чудака. . Сходит небо с чердака”, “... Словно падают не хлопья… Сходит наземь небосвод”. | “Февраль. Достать чернил и плакать...” “Красавица моя, вся стать” “Зимняя ночь” “Снег идёт” | |
Эпитет | Эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием. | «сухая грусть», «грохочущая слякоть»; “снег густой-густой”, “удивленные растенья”, “убеленный пешеход”; «новый, лучший век», «детей разбуженных»; «бессонные ручейки», “свежим воздухом” | “Февраль. Достать чернил и плакать...” “Снег идёт” “Страшная сказка” “Март” |
Лексические средства
Лексическое средство | Определение | Примеры | Стихотворение |
Антонимы | Слова, противоположные по значению | | |
Диалектизмы | Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности. | | |
Книжная лексика | Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи. | | |
Неологизмы | Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы | “Кто иглы заслезил и злынул через жерди на ноты, к этажерке свозь шлюзы жалюзи...”, “Иссурьмил” (от слова сурьма - краска для чернения волос) | “Давай ронять слова” |
Оценочная лексика | Слова, которые носят оценочный характер | | |
Разговорная и просторечная лексика | Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи. | «рвань», «дармоедство», «голь» | “Перемена” |
Синонимы | Слова, различные по написанию, но близкие по значению | | |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | | |
Устаревшая лексика | Устаревшее слово или оборот речи | «сторицей» | “Страшная сказка” |
Фразеологизмы | Лексически неделимые, устойчивые словосочетания. | «до седьмого пота», «пышут здоровьем» | “Март” |
Синтаксические средства
Синтаксическое средство | Определение | Примеры | Стихотворения |
Вводные слова и словосочетания | Слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми. | | |
Восклицательные и вопросительные предложения | 1)Эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией. 2)Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?" | | |
Неполные предложения | Это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения. | | |
Обращения | Слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак. | | |
Односоставные предложения | Предложение, грамматическая основа которого содержит один главный член (сказуемое или подлежащее). | | |
Риторические вопросы | Вопросы, не имеющие адресата. | “Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? ” ,“... как слова в поэме? ”; " Кто велит?" | “Снег идёт” “Давай ронять слова” |
Риторические обращения | Обращения, не имеющие адресата | | |
Ряды однородных членов | Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос. | | |