Файл: Ответы Чтотакоебюджет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Бюджет развития (1 год). Этот бюджет относится к разряду долгосрочных. Для него характерны:

  • обязательность исполнения. В начале года предприятием принимаются краткосрочный бюджет (на квартал) и бюджет развития (на 1 год), и в дальнейшем принятие квартальных бюджетов идет в рамках бюджета развития. Таким образом, в принципе бюджет на четвертый квартал получается расчетным путем посредством вычитания из плановых показателей бюджета развития суммарных плановых показателей за первые три квартала;

  • возможность корректировки. Это вызвано тем обстоятельством, что за период, равный одному году, неопределенность макроэкономической конъюнктуры весьма высока и играет важную роль в достижении первоначально намеченных показателей. В этой связи квартальный бюджет на четвертый квартал является разницей скорректированного бюджета развития и суммарных плановых показателей за 1–3 кварталы;

  • меньшая степень детализации бюджетных показателей. В бюджете развития чаще всего фиксируются лишь интегральные стоимостные величины, например валовый объем реализации, общая смета затрат подразделения и проч. Это вполне разумно, так как бюджетные показатели низшего уровня являются лишь средством достижения сводных стоимостных плановых величин, а не самоцелью. Например, доход от продаж отдельного вида продукции ценен не сам по себе, а как часть совокупного объема продаж. Если реализация другого вида продукции будет сравнительно более выгодна, то структура продаж изменится. Поэтому излишняя детализация годовых показателей не только бесполезна в условиях рыночной неопределенности, но и вредна.

Индикативный «скользящий» бюджет (1 год). Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития (т.е. в начале года принимаются всего два бюджета – бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на 1 квартал). После истечения первого квартала к «скользящему» бюджету добавляется еще один квартал (первый квартал следующего года), после истечения второго квартала – второй квартал следующего года и т.д. Этим обеспечивается непрерывное 12 месячное планирование.
Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческо го планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного «скользящего» годового бюджета. Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в третьем квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед (считая с начала этого квартала), иначе корректировка инвестиционной политики может быть недостаточно обоснованной. Индикативный «скользящий» бюджет не только не является обязательным, но и, по определению, никогда не выполняется и служит для сугубо аналитических целей. Контрольно – стимулирующая функция в нем отсутствует. Детализация бюджетных показателей такая же, как и в бюджете развития.

Таким образом, сочетание двух долгосрочных сводных бюджетов и одного краткосрочного позволяет проводить управленческую политику, в которой сбалансированы и взаимоувязаны стратегические и текущие цели предприятия. Такой подход целесообразно использовать в крупных строительных компаниях, где дополнительные издержки по ведению планово – аналитической работы оправданы в контексте повышения качества принятия управленческих решений.

Для средних по размеру предприятий рекомендуется осуществлять планирование на основе двух бюджетов (краткосрочного квартального бюджета и годового бюджета развития).

Для малого же бизнеса, как правило, разумно практиковать лишь текущее планирование с составлением только квартальных бюджетов. Малые предприятия в своей основе наиболее зависимы от внешних факторов рыночной конъюнктуры и при этом наиболее гибко могут «подстраивать» под изменения рынка свой ресурсный потенциал.

  1. Какиебюджетывходятвсоставоперационногобюджета?

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:  бюджет продаж;  бюджет производства;  бюджет прямых затрат на материалы;  бюджет прямых затрат на оплату труда;  бюджет общепроизводственных расходов;  бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);  бюджет производственной себестоимости;  бюджет коммерческих расходов;  бюджет управленческих расходов;  бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках). Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего исходя из характера целей,

стоящих перед организацией, специфики бизнеса.

  1. Как устанавливаются бюджетные показатели при разработке приростногобюджета?

Как уже отмечалось ранее, приростный бюджет учитывает бюджет предыдущего периода и результаты его выполнения. Бюджетные показатели устанавливаются в соответствии с результатами прошлого и перспективами следующего бюджетного периода.

  1. Почему при несомненных достоинствах «бюджета с нулевой точки»ончастонеприменимприкраткосрочномбюджетномпланировании?

При разработке бюджета с нулевой точки не принимаются во внимание показатели прошлых периодов, как если бы бюджет разрабатывался впервые. При несомненных достоинствах данного метода (ревизия необоснованных расходов прошлых лет) он часто не применим при краткосрочном бюджетном планировании. Дело в том, что ряд статей постоянных расходов имеет большие трансакционные издержки (издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратам: поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок, издержках заключения хозяйственного договора, контролем за его исполнением и т.д.). Допустим, нельзя уволить половину высококвалифицированного персонала отдела маркетинга на квартал. А затем также легко принять данных сотрудников обратно на работу. В чистом виде бюджетирование с нулевой точки встречается достаточно редко.

  1. Как называется показатель, представляющий разность междуденежнымпритоком иденежнымоттоком?

Баланс денежных поступлений и выплат представляет собой разность между денежными притоком и денежным оттоком.

  1. Скакойцельюразрабатываетсябюджетпрямыхматериальных затрат?

Бюджет прямых материальных затрат. Все затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты можно непосредственно отнести на конкретный вид продукции (работ, услуг). Косвенные (накладные) расходы представляют собой совокупность разнообразных затрат, связанных с производством, но которые нельзя непосредственно отнести на конкретный вид продукции (работ, услуг). Их также называют общепроизводственными расходами. К прямым затратам, как правило, относятся затраты на оплату труда основного производственного персонала и прямые материальные затраты.


К прямым (основным) материальным затратам относятся затраты на сырье и материалы, которые становятся частью готовой продукции.

Бюджет прямых материальных затрат составляется на основе производственного бюджета. Бюджет прямых затрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется для производства и сколько сырья и материалов должно быть закуплено.

Объем закупок сырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также от предполагаемого уровня запасов.

Формула для вычисления объема закупок выглядит следующим образом: Объем закупок = Потребность в материалах + Запасы на конец периода – Запасы на начало периода

Существует два основных расчетных инструмента определения потребности прямых материальных затрат:

  • метод технологического нормирования;

  • метод сравнительного анализа счетов.

Технологическое нормирование относится, как правило, к той части бюджета основных материалов, которая расходуется на производственные цели. На большинстве предприятий существуют удельные нормы расхода по видам сырья и материалов в расчете на одну единицу отдельного вида продукции. Таким образом, при имеющейся плановой производственной программе

(бюджет производства), применяя технологические нормы (стандарты), рассчитывается производственная потребность в разрезе видов товарноматериальных ресурсов на данный бюджетный период.

Метод сравнительного анализа счетов является более простым в практическом применении, но одновременно дает более грубую оценку. Он применяется в основном на тех предприятиях, где отсутствует система технологического нормирования. Суть данного метода заключатся в том, что за ряд прошлых бюджетных периодов по данным оперативной отчетности сопоставляются объемы производства и сбыта с динамикой расходования материальных ресурсов и на основе средневзвешенной устанавливаются нормы расхода на данный бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам производства и сбыта для определения потребностей в основных материалах.

Бюджет прямых затрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности поставщикам за отгруженные материалы.

  1. Чтобудетвлиятьнавыборгоризонтапланированиястроительного предприятия?


Горизонтом планирования строительного предприятия в таких условиях будет выступать максимальный срок, на который возможен прогноз производственной деятельности. Данный промежуток времени задается производственной программой предприятия, сформированной по существующим договорам подряда. При заключении каждого нового договора подряда меняется и производственная программа, а значит, параметры системы бюджетов. Расширение горизонта планирования при этом происходит за счет добавления в портфель заказов договоров подряда, срок выполнения которых выходит за рамки уже существующего горизонта планирования.

  1. Какиефакторыобусловливаютспецификубюджетногопроцесса дляпредприятийстроительнойотрасли?



  1. Какиеплановыеформысводнойфинансовойотчетностиявляются результатомбюджетногопроцесса?

«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:  Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета;  Отчет о движении денежных средств – «выходная» форма финансового бюджета;  Баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих общий бюджет предприятия.