Файл: 1. 1 Теоретические аспекты инвестиционной деятельности кредитных организаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
привлечения инвестиций в те из сфер экономики, которые нуждаются в разработке и вложении инвестиций в наибольшей степени.

Обратимся к специализированным нормативным актам, которые регулируют инвестиционную деятельность кредитных учреждений на рынке ценных бумаг. Данная деятельность имеет своей целью увеличение доходов кредитных организаций, но в то же время она способствует приросту общественного капитала, что наделяет ее определенными социальными функциями. В настоящее время данная деятельность регулируется большим количеством нормативных актов, к числу которых можно отнести Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)10; Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»11; Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»12; Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»13 и др. Указанные нормативные акты определяют порядок вложений в ценные бумаги, которые осуществляют кредитные учреждения, а также прочее участие этих учреждений в уставных капиталах коммерческих организаций14. Вложения в ценные бумаги – это стоимость ценных бумаг, в которую входит: 1) цена сделки по покупке ценных бумаг; 2) дополнительные затраты (издержки), непосредственно связанные с покупкой ценных бумаг; 3) объем приобретенных и учитываемых на балансе векселей (в российских рублях и иностранной валюте).

Центральным банком Российской Федерации издано Положение № 242-П от 16.12.2003 года «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»15, подтвердившее заявление регулятора о присоединении к принципам Базельского комитета об обеспечении эффективности банковского надзора. Помимо нововведений, указанное Положение предписывает службе внутреннего контроля обязанность по осуществлению такой функции, как проведение оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля. В обязанности совета директоров включено регулярное рассмотрение на своих заседаниях эффективности системы внутреннего контроля. Также исполнительным органам необходимо время от времени изучать оценки эффективности. Банк России принял и другие нормативные правовые акты в сфере комплаенс-контроля. Например, Письма Банка России от 30.06.2005 № 92-Т «Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах»
16. и от 02.11.2007 г. № 173-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору»17.

В 2014 году Банк России взял за основу указанные рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору, подготовил и принял упомянутое выше Положение Банка России от 16.12.2003 г. № 242-П, установившее более жесткие требования в отношении организации в кредитно-финансовых учреждениях системы внутреннего контроля. В каждом банке должна быть создана система внутреннего контроля и мониторинга за соблюдением правил совершения операций на финансовых рынках (комплаенс-контроля).

Резюмируя все вышеперечисленное, можно сделать однозначный вывод о разветвленности системы действующих источников, регулирующих инвестиционную деятельность кредитных организаций.
1.3 Современные особенности инвестиционной деятельности в кредитных организациях
Банковский сектор является доминантой в структуре рыночной экономики России. Финансовая поддержка экономики осуществляется посредством кредитной и инвестиционной деятельности банков. Это предопределено сущностью финансовых посредников в России.

Благодаря положению банка как посредника в процессе распределения и формирования финансовых потоков, его деятельность способна оказать содействие развитию и финансированию «зеленой» экономики18, что способствует развитию инвестиционного банкинга в России.

В Российской Федерации на сегодняшний день, предпринимаются меры по внедрению нормативно-правовой и регулирующей базы, способствующей развитию устойчивого финансирования. Так, Центральный банк РФ с 2019 г. начал работу по принятию регулирующих положений в области «зеленого» финансирования. Было запланировано, что Банк России в 2021 г. разработает

национальные правила и стандарты для верификации «зеленых» финансовых инструментов19. Также Центральный банк России в рамках макропруденциальной политики разработал стандарты эмиссии «зеленых» и социальных облигаций, которые отражены в новой редакции стандартов эмиссии ценных бумаг, вступившей в силу 11 мая 2020 г.

Данные стандарты предполагают, что при выпуске «зеленых» и социальных облигаций должны быть описаны точные данные о проектах, для которых привлекаются средства. Проекты должны быть верифицированы на предмет соответствия российским и международным стандартам «зеленых» и социальных проектов. Такой подход позволит эмитентам маркировать облигации как «зеленые» или социальные для инвесторов. Для верификации «зеленых» облигаций ЦБ РФ совместно с ВЭБ.РФ учредил Комитет по зеленому финансированию ВЭБ РФ

20. Была разработана методика, основой которой послужил опыт крупнейших международных организаций в этой области, CBI, ICMA, IDFC, а также опыт Китая, первой страны, разработавшей и внедрившей аналогичную методику21.

Однако, на данный момент, перечисленных мер недостаточно для полноценного развития деятельности банков в условиях «зеленой» экономики, поэтому, российские системно значимые банки, несмотря на ограниченную осведомленность в области «зеленой» экономики, неразвитую ответственную культуру и отсутствие необходимой инфраструктуры, для повышения конкурентоспособности, добровольно и самостоятельно внедряют разработанные механизмы финансирования в сфере «зеленой» экономики и реализации подходов ESG или применяют разработанные международные методики, внося изменения в свою финансовую политику или вступая инвестиционное сотрудничество22.

Так, ни пенсионные фонды, ни страховые организации, ни финансовые инвестиционные компании не вносят значительный вклад в развитие инвестиционной активности. Следовательно, значимыми для экономического развития страны выступают кредитные организации, предоставляющие субъектам экономики инвестиционную поддержку. Поэтому, расширение инвестиционной деятельности кредитных организаций является актуальной задачей.

Главным сдерживающим фактором инвестиционного кредитования является высокий риск, вызванный макроэкономической нестабильностью, и как следствие, затруднительным финансовым положением предприятий (крупный размер просроченной дебиторской задолженности, значительная долговая нагрузка, задолженность по налогам). Также, у большинства отечественных предприятий нет четко разработанной стратегии реализации планов по капитальным вложениям23.

Если банки инвестируют в «проблемные» предприятия, то они обязательно формируют значительный резерв. Следовательно, подобное инвестиционное кредитование является нерентабельным уже на ранних этапах, способствуют увеличению проблемной ссудной задолженности и ухудшению качества кредитного портфеля кредитных организаций.

Считаем целесообразным классифицировать отрасли реального сектора по критерию инвестиционной привлекательности: «наиболее рентабельные отрасли получат инвестиционные ресурсы от частных инвесторов, а менее привлекательные – от государства»24.

Для российских финансовых посредников - инвесторов имеется ряд ограничений выхода на рынок:

- наличие запретов в сфере инвестиций для отдельных институциональных инвесторов (пенсионные фонды, страховые компании);


- сложность процедуры выхода компании на первичное публичное размещение на бирже;

- финансовая неграмотность потенциальных инвесторов и отсутствие инвестиционных и предпринимательских навыков, компетенций;

- разбалансированность государственной поддержки инвестирования25;

- практически полное отсутствие инвестиционного предложения.

Кроме того, у большинства финансовых посредников отсутствуют источники привлечения «длинных» ресурсов. В настоящее время, наблюдается несбалансированность объема аккумулируемых средне- и долгосрочных ресурсов с величиной потребностей экономики для полной модернизации основных фондов. Потенциальными и стабильными долгосрочными источниками выступают резервы государства, средства государственных корпораций, ресурсы пенсионных фондов и страховых компаний. Именно они в перспективе позволят основать необходимый объем «длинных» денег с внутреннего рынка.

Привлечь долгосрочные инвестиционные ресурсы в длительные проекты развития транспортной, энергетической, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры возможно путем инвестирования в инфраструктурные облигации. Такие инвестиции позволят расширить перечень объектов для направления пенсионных накоплений и размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов.

В России на начало 2019 г. около 4 трлн. Руб. активов находится под управлением НПФ и разрешается их направление только в ценные бумаги высокотехнологичных компаний сектора «Рынок Инноваций и Инвестиций» ПАО «Московская биржа», не более 5 % от инвестиционного портфеля фонда26. На мировом рынке инвестиций пенсионные фонды активные игроки с 1/3 инвестиций в своем портфеле. Но, в российской действительности, НПФ не мотивированы диверсифицировать свой портфель инвестиций и придерживаются консервативной инвестиционной политики, вкладывая в облигации федерального займа.

В Стратегии развития инвестиционной деятельности на 2025 и 2030 годы запланирован прирост инвестиций НПФ и привлечение в инвестиции ресурсы Пенсионного фонда РФ до 134 млрд. рублей к 2030 году за счет разнообразия инвестиционного предложения. Для достижения этих целей необходимо послабление действующих ограничений и стимулирование аккумулирования инвестиционных ресурсов НПФ27.

Считаем целесообразным запустить эффективный механизм аккумулирования в инвестиции со стороны НПФ, а именно, увеличить доходность за привлечение ресурсов в НПФ в пилотные проекты
28.

Доходность обеспечивается при участии государства в качестве соинвестора и перераспределения прибыли в пользу НПФ. Так, государство получает доходность, в установленных рамках; а при доходности сверх лимита, сумма превышения переводится на счет НПФ. Вызвать интерес НПФ в инвестировании возможно путем предоставления гарантий возврата капитала и способов минимизации инвестиционных рисков.

В свою очередь, кредитным организациям важно инвестировать в модернизацию собственных цифровых каналов связи. На современном этапе, в период пандемии вируса, им необходимо стремительно реагировать на возросший спрос клиентов в применении удаленных каналов и цифровых продуктов, в т.ч. инвестиционные услуг. Быстрая ликвидация технологических проблем позволит обеспечить бесперебойное обслуживание клиентов в цифровом формате в режиме 24/7.

Пандемия короновируса может повлиять на консолидацию инвестиционных банков, т.к. не все банки достаточно крупные, а напор в краткосрочном периоде — «слишком острый», чтобы пережить кризис29.

Совокупность мероприятий, стимулирующих инвестиционную деятельность, включает в себя:

- разработку механизма инвестиционного кредитования с высокой гарантией возврата ресурсов и минимизации риска;

- повышение качества капитализации и консолидации инвестиционных институтов;

- взаимодействие кредитных организаций с НПФ и страховыми компаниями;

- минимизацию инвестиционных рисков.

Таким образом, совместные мероприятия финансовых посредников -инвесторов и государства будут способствовать позитивному и долгосрочному развитию инвестиционной деятельности, обеспечивающей стремительный экономический рост страны в целом.
Список использованной литературы


  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: закон [принят Государственной Думой 30 ноября 1994 года : по состоянию на 08 декабря 2020 года]. – Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 (дата обращения: 07.06.2022)

  2. Об инвестиционных фондах: закон [принят Государственной Думой 29 ноября 2001 года: по состоянию на 11 мая 2017 года]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102073650 (дата обращения: 07.06.2022).

  3. Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики: [Постановление Правительства Российской Федерации от 1.12.2009. № 977]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102134183 (дата обращения: 07.06.2022).

  4. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: [Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П]. – Официальный сайт Банка России. – Текст: электронный. – URL: https://www.cbr.ru/faq_ufr/dbrnfaq/doc/?number=242-П (дата обращения: 01.01.2022).

  5. Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах: [Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т]. – Официальный сайт Банка России. – Текст: электронный. – URL: https://www.cbr.ru/faq_ufr/dbrnfaq/doc/forPrint/?id=185 (дата обращения: 01.01.2022).

  6. Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы: [Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2010 № 716]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://government.ru/docs/all/73936/ (дата обращения: 07.06.2022).

  7. О порядке финансирования инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности за счет средств федерального бюджета и условиях их конкурсного отбора: [Постановление Правительства Российской Федерации от 2.02.1998. № 143]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102168890 (дата обращения: 07.06.2022).

  8. Об акционерных обществах: закон [принят Государственной Думой 26 декабря 1995 года: по состоянию на 160 24 февраля 2021 года]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102038864 (дата обращения: 07.06.2022).

  9. О рынке ценных бумаг: закон [принят Государственной Думой 22 апреля 1996 года: по состоянию на 31 июля 2020 года]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102040905&intelsearch=39- %D4%C7 (дата обращения: 07.06.2022).

  10. О защите конкуренции: закон [принят Государственной Думой 26 июля 2006 года: по состоянию на 17 февраля 2021 года]. – Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – Текст: электронный. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102108256 (дата обращения: 07.06.2022).

  11. Анисина, К.Т. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо. – Москва: Проспект, 2019. – 320 с.

  12. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. Москва: Ось-89, 2015. 80 с

  13. Баранов, В.А. Защита прав инвесторов в капитальном строительстве / В.А. Баранов, О.Н. Петюкова. – Москва : Деловой двор, 2012. – 192 с.

  14. Борисов, А.В. Актуальные проблемы истории органов внутренних дел: учебно-практическое пособие / А.В. Борисов, Ю.В. Рыжова, С.Н. Кужахметова. – Москва: Академия управления МВД России, 2020. – 88 с. –

  15. Дамодаран, А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 1316 с.

  16. Донецкова О.Ю. Современные особенности банковского кредитования реального сектора экономики //Синергия. 2017. № 1. С. 64- 70

  17. Ершов Д. Н. Использование государственных гарантий при управлении рисками инвестиционных проектов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1. С. 34–42.

  18. Иванова Т.Н., Диасисла Н.И. Особенности реформирования пенсионной системы в условиях модернизации общества (эмпирический опыт исследования) // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 70-73.

  19. Инвестиции и инвестиционная деятельность: учебник / Л. И. Юзвович, М. С. Марамыгин, Е. Г. Князева, М. И. Львова, Ю. В. Куваева, М. В. Чудиновских, С. А. Дегтярев; под общ. ред. Л. И. Юзвович ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский государственный экономический университет. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2021. – 498 с.

  20. Кырлан, М. К вопросу о пропорциональном регулировании банковской деятельности в России / М. Кырлан // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Экономика и право». – 2021. – № 4. – С. 141-146. – ISSN 2223-2974.

  21. Мирошниченко О.С., Бранд Н.А. Банки в финансировании «зеленой» экономики: обзор современных исследований // Финансы: теория и практика. 2021. № 25 (2). С. 76–95

  22. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов // Информационно-аналитический материал. Центральный Банк. Москва. 2019.- 23с

  23. Обзор финансовой стабильности. IV квартал 2019 – I квартал 2020 года// Информационно-аналитический материал. Центральный Банк. Москва. 2020. № 1 (16).- 59с.

  24. Пищулов В.М. Глобальная экология — экономика и финансы: М.: ИНФРА-М, 2020. 310 с.

  25. Руткаускас, Т.К. Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций: учебное пособие / Т.К. Руткаускас. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – 316 с.

  26. Тарасенко, О.А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования / О.А. Тарасенко // Актуальные проблемы российского права. – 2016. – № 8 (69). – С. 93-100.

  27. Тригуб Е.Ю. Фундаментальный анализ как метод оценки инвестиционной привлекательности коммерческих банков// Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 4-3 (62). С. 109-113.

  28. Шманева, Л.В. О правовом регулировании инновационно-инвестиционной деятельности в Российской Федерации / Л.В. Шманева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 1. – С. 67-69.

  29. Стратегия развития рынка венчурных и прямых инвестиций в Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.rvc.ru/upload/iblock/898/VC_Market_Development_Strategy_2019. pdf (дата обращения: 08.05.2022).

  30. МКБ организовал размещение бессрочных «зеленых» облигаций РЖД на 100 млрд рублей // МГБ. URL: https://mkb.ru/news/37423 (дата обращения: 03.11.2022).

  31. Банк «Открытие» и «Росатом» подписали соглашение о сотрудничестве // Официальный сайт банка «Открытие». URL: https://open.ru/about/press/46299 (дата обращения: 03.11.2022)

  32. Газпромбанк создал Совет по внедрению принципов устойчивого развития // Официальный сайт Газпромбанка. URL: https://gazprombank.ru/press/6066339 (дата обращения: 03.11.2022)

  33. Московская биржа подвела итоги торгов в апреле 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.moex.com/ n28348/?nt=0 (дата обращения: 08.05.2022).

  34. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: [Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т]. – Официальный сайт Банка России. Текст: электронный. – URL: http://www.cbr.ru/psystem/p -sys/173-t.pdf (дата обращения: 01.01.2022).

  35. Последствия пандемии могут отразиться в отчетах кредитных организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.investing.com/analysis/article-200268523 (дата обращения: 08.05.2020)