ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 1160
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Например: воспитывать любовь к природе - цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 - 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую подготовку.
Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.
Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры, если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:
1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День - ночь», соревновательная - «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она
планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки).
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 - 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.
6. Труд по подгруппам (по желанию детей - чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
ВЕЧЕР. Цель: создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад. В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу).
Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие - это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
ЗАНЯТИЯ. Запись занятий в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Тема занятия.
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Чему научить, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая - самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка.
1 страница - список детей.
2 страница - сетка занятий.
3 страница - основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Например: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течение всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование - вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течение недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Например: Тема «Рыбка»
Развитие речи - Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование - «Нарисуем рыбке хвостик»,
Предметный мир - «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
ПОДНЕВНОЙ ПЛАН
планирование календарный занятие детский сад
На основе перспективного плана и сетки занятий воспитательница составляет подневной план работы.
Примерная схема подневного плана:
Утро. Указывается содержание работы с родителями (беседа о состоянии ребенка, советы по его воспитанию и т.д.). Планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов (воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности развитие речи, движений и т.д.).
Занятия. Занятия планируются по сетке. Указываются программные задачи, используемый материал. В течение дня во время бодрствования - 2 занятия (с перерывом в 40-50 мин.) до 14 час., 3-е занятие - после 16 час. Особым разделом планируется организация самостоятельной деятельности детей во время проведения занятия с очередной подгруппой. Занятия многократно повторяются. Самостоятельная деятельность детей. Планируется обогащение игровых действий детей с игрушками, картинками (настольно-печатные игры) игры с песком, водой, рассматривание книг, картинок, повторные наблюдения выполнение несложных трудовых поручений.
Прогулка. Указывается содержание наблюдений с детьми, проведение подвижных игр, индивидуальная работа по развитию моторики, организация самостоятельных игр детей с природным материалом, сюжетные игры с игрушками. Определяется набор игрушек и игровых материалов.
Вечер. Проводится 3-е занятие - как правило, игрового характера. Основное время отводится индивидуальной работе с детьми - играм, индивидуальным занятиям по развитию речи. На вечерней прогулке осуществляется руководство самостоятельными играми детей.
Рассмотрим выписку из плана работы в подготовительной к школе группе детского сада:
2 февраля. Понедельник
Утро. Работа со Славиком Т. и Алешей В. по исправлению звука «ш». Повторить общую артикуляционную гимнастику. Поручить Саше О., Вове М. и Жене К. навести порядок на этажерке с игрушками, проверить, как сложены в коробках карточки игр, строительный материал. Приучать их аккуратно и добросовестно выполнять работу.
Рассмотреть с детьми веточки тополя в уголке природы: отметить цвет коры, форму и расположение почек. Дать потрогать, понюхать почки. Перед завтраком обойти с детьми уголок природы, оценить работу дежурных.
Занятие 1. Занятие счетом: нахождение смежных чисел к указанному числу. Программное содержание: упражнять детей в определении большего и меньшего множества, назывании их числами, в определении того, на сколько одно число больше или меньше другого. Упражнять в воспроизведении множеств «больше (меньше) на один» при участии разных анализаторов. Приучать внимательно вслушиваться в ответ товарища, дополнять ответ или исправлять ошибки.
Ход занятия:
1. Определить, каких кружков больше (поставить 7 крупных и 8 мелких кружков на панно). Каких кружков больше, меньше? На сколько число 8 больше 7, на сколько число 7 меньше 8?
2. Поставить 9 кружков без интервала и 8 кружков - с интервалами. Определить, где больше (меньше), на сколько?
3. Сравнить две числовые фигуры: с 7 кружками, расположенными по кругу, и с 6 кружками, расположенными в ряд. Где кружков больше (меньше), на сколько одно число больше (меньше) другого?
Занятие 2. Экскурсия в парк. Программное содержание: отметить особенности снежного покрова: снег глубокий, на его поверхности тонкая ледяная корка; установить причину этого. Упражнять в различении деревьев по коре, кроне и почкам; учить сравнивать по указанным признакам. Определить плоды деревьев, лежащие на снегу (березы, липы). Учить видеть изменения в поведении птиц (оживленные движения, щебет). Обратить внимание детей на красоту зимнего парка.
Ход экскурсии:
1. Рассмотреть картину зимнего парка, полюбоваться им. Предложить вспомнить стихи о зимнем лесе, парке.
2. Найти знакомые детям деревья. Установить, по каким признакам их можно отличить.
3. Поискать плоды липы и березы, собрать их и рассмотреть.
4. Измерить глубину снежного покрова (метровой рейкой).
5. Рассмотреть снежный покров: почему так блестит снег? Как могла образоваться ледяная пленка? Поднять веточки и рассмотреть снег под ними.
6. Провести игру «Узнай дерево» - бежать в сторону названных деревьев по дорожкам парка.
Вечер. Вечер игр и развлечений для двух старших групп:
а) драматизация произведений К. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе»,
б) показ теневого театра «Доктор Айболит».
Прогулка. Отметить, что дни стали длиннее. Провести игру «Хитрая лиса». Показать правильную позу и замах в метании вдаль, поупражнять в этом девочек. Договориться с детьми о завтрашней работе в уголке природы: кто что будет делать, что потребуется для работы.
В подневном плане отражается также конкретное содержание работы с родителями.
Основой учета работы в группах раннего возраста являются нормативы физического и нервно-психического развития детей. На каждого ребенка заводится дневник. В нем отмечается состояние здоровья за каждый день: температура тела, состояние слизистой зева, кожи и т. п. Заносятся проявления ребенка в течение дня, его реакции во время режимных процессов, занятий, а также продолжительность сна и прогулки. Отдельно ведется учет проведения занятий. Во второй группе раннего возраста это делается в особой графе плана. Воспитательница дает оценку выполнения цели занятий, реакций и поведения детей, своих методических приемов. Кроме этих видов учета ведется особая карточка развития ребенка, куда ежемесячно для детей первого года и раз в три месяца для детей второго года жизни вносятся показатели физического и нервно-психического развития. Карта ведется врачом совместно с воспитательницей.
ВЫВОД
Планирование - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом. Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.