ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 447
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Департамент экономической теории
Е.М. Найденова
МАКРОЭКОНОМИКА.
КУРС ЛЕКЦИЙ
У
ЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Лекции 1 - 9
Москва•2017
2
Рецензенты:
проф. Корольков В.Е., проф. Соловых Н.Н.
Найденова Е.М.
Макроэкономика. Курс лекций: учебное пособие. – М.: Финансовый университет, 2017. – 320 с.
Учебное пособие представляет собой систематическое изложение основных макроэкономических проблем, включая как теоретические проблемы, так и проблемы макроэкономической политики. Оно содержит в основном материал вводного уровня, который преподается в Финансовом университете, однако некоторые лекции снабжены достаточно серьезным математическим аппаратом, который соответствует промежуточному уровню. Этому же уровню соответствует наличие большого количества графических моделей (более 120), при этом подробно объясняется методология построения и анализа этих моделей, что может оказать большую помощь студентам в процессе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям, а также написании курсовых работ и рефератов.
Учебное пособие рекомендуется студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Экономика» и предназначено для изучения дисциплины «Макроэкономика». Может быть также рекомендовано студентам, обучающимся по другим направлениям, для изучения дисциплины
«Экономическая теория».
©
Е.М. Найденова, 2017
©
Финансовый университет, 2017
3
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………5
ЛЕКЦИЯ 1. Введение в макроэкономический анализ………………..……..7
ЛЕКЦИЯ 2. Измерение результатов экономической деятельности.
Измерение уровня цен (индексы цен)…………………........ 27
ЛЕКЦИЯ 3. Анализ макроэкономического равновесия: базовая модель «совокупный спрос и совокупное предложение»
(AD–AS)………………………………………………………..59
ЛЕКЦИЯ 4. Функция потребления и функция сбережений в кейнсианской модели………………………………………..79
ЛЕКЦИЯ 5. Анализ инвестиционного спроса…………………………….98
ЛЕКЦИЯ 6. «Кейнсианский крест» как модель равновесия на товарном рынке…………………………………………….114
ЛЕКЦИЯ 7. Экономические циклы и кризисы……………………………131
ЛЕКЦИЯ 8. Макроэкономическая нестабильность: безработица………149
ЛЕКЦИЯ 9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция………….166
ЛЕКЦИЯ 10. Взаимосвязь инфляции и безработицы: кривая Филлипса…………………………………………….185
ЛЕКЦИЯ 11. Теории экономического роста
ЛЕКЦИЯ 12. Государственный бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики……
ЛЕКЦИЯ 13. Бюджетно-налоговая политика государства……………
ЛЕКЦИЯ 14. Деньги. Денежный рынок…………………………………
ЛЕКЦИЯ 15. Денежно-кредитная политика государства………………
ЛЕКЦИЯ 16. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках (модель IS - LM)…………
ЛЕКЦИЯ 17. Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой
4 и денежно-кредитной политики……………………………
ЛЕКЦИЯ 18. Макроэкономический анализ открытой экономики……..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
5
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое читателям учебное пособие «Макроэкономика. Курс лекций» по учебной дисциплине «Макроэкономика», написан в соответствии с требованиями государственного стандарта и программой этой дисциплины, принятой Департаментом экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Поскольку макроэкономика является наиболее дискуссионным разделом экономической теории, автор исходил из необходимости не только раскрыть сущность и содержание основных макроэкономических категорий и проблем, но и познакомить читателей с позициями различных направлений и школ, чтобы студенты могли сформировать собственную точку зрения. Поскольку возникновение макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории связано с именем Джона Мейнарда Кейнса, постольку центральное место занимает кейнсианская традиция понимания макроэкономики как науки о национальной экономике в целом. Это обусловило некоторые особенности структуры «Курса лекций», которая в целом соответствует общепринятым стандартам.
Первые три лекции знакомят читателя с
общими
основами
макроэкономического анализа:
Лекция 1. Введение в макроэкономический анализ.
Лекция 2.Измерение результатов экономической деятельности. Измерение уровня цен (индексы цен).
Лекция 3. Анализ макроэкономического равновесия: базовая модель
«совокупный спрос и совокупное предложение» (AD–AS).
Следующие три лекции имеют ключевое значение для понимания дальнейшего изложения, так как посвящены кейнсианской макроэкономической модели. Важно подчеркнуть, что и в этих лекциях приводятся альтернативные взгляды по обсуждаемым проблемам:
Лекция 4. Функция потребления и функция сбережений в кейнсианской модели.
Лекция 5. Анализ инвестиционного спроса.
Лекция 6. «Кейнсианский крест» как модель равновесия на товарном рынке.
Лекции 7-11 содержат анализ основных макроэкономических проблем, раскрывая сущность макроэкономической нестабильности и экономического роста:
Лекция 7. Экономические циклы и кризисы.
Лекция 8. Макроэкономическая нестабильность: безработица.
Лекция 9. Макроэкономическая нестабильность: инфляция.
6
Лекция 10. Взаимосвязь безработицы и инфляции: кривая Филлипса.
Лекция 11. Теории экономического роста.
Следующие шесть лекций посвящены анализу теоретических основ макроэкономической политики:
Лекция 12. Государственный бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики.
Лекция 13. Бюджетно-налоговая политика государства.
Лекция 14. Деньги. Денежный рынок.
Лекция 15. Денежно-кредитная политика государства.
Лекция 16. Совместное равновесие на товарном и денежном рынках (модель
IS - LM).
Лекция 17. Сравнительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики.
И наконец, завершающая лекция посвящена теоретическим основам международной экономики:
Лекция 18. Макроэкономический анализ открытой экономики.
Хотя в Финансовом университете макроэкономика преподается на базовом
уровне, «Курс лекций» содержит элементы промежуточного уровня.
Это прежде всего большое количество уравнений и графических моделей практически в каждой лекции (всего более 120), причем особое внимание уделяется построению, объяснению и анализу этих моделей.
Почти в каждой лекции излагается материал, выходящий за рамки базового курса.
«Макроэкономика. Курс лекций» рекомендуется студентам направления
«Экономика» Финансового Университета, но может использоваться студентами других направлений для более глубокого изучения макроэкономики, тем более что в нем представлен обширный список как основной, так и дополнительный литературы.
В заключение хочется выразить надежду, что «Курс лекций» будет полезен студентам, которые стремятся глубоко разобраться в сложных макроэкономических проблемах, и автор с благодарностью примет замечания и предложения от тех, кому он предназначен (
emn2011@yandex.ru).
7
ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Экономическая теория состоит из двух разделов: микроэкономики и
макроэкономики. В данной лекции начинается изучение второго раздела экономической теории – макроэкономики.
Макроэкономика возникла позже микроэкономики, и ее создание связано с именем английского экономиста
Джона
Мейнарда
Кейнса, чей фундаментальный труд «Общая теория занятости, процента и денег» был опубликован в 1936 году. Это не означает, что проблемы, затронутые в этой книге, никогда ранее не обсуждались. Напротив, важность этих проблем осознавалась экономистами-теоретиками на протяжении веков. Сам термин
«макроэкономика» (как и «микроэкономика») ввел в оборот норвежский экономист Рагнар Фриш в 1933 г. (Нобелевская премия по экономике 1969 г.).
В этой лекции нам предстоит выяснить, чем макроэкономический анализ отличается от микроэкономического анализа, как связаны макроэкономика и макроэкономическая политика, что облегчит понимание предмета макроэкономики.
Будут сформулированы основные проблемы и охарактеризованы специфические для макроэкономики методы и аналитические инструменты.
В заключение мы рассмотрим первую, исходную макроэкономическую модель – модель экономического кругооборота, которая o позволяет получить наглядное представление о том, что изучает макроэкономика; o служит основой для последующего анализа.
ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Предмет макроэкономики. Национальная экономика как целое.
Микроэкономика и макроэкономика. Актуальные макроэкономические
проблемы.
Становление
и
развитие
макроэкономики.
Макроэкономическая политика.
2.
Особенности
методологии
и
аналитического
аппарата.
Методологические
принципы
макроэкономического
анализа.
Агрегирование. Макроэкономические модели. Эндогенные и экзогенные
переменные. Запасы и потоки.
3. Кругооборот ресурсов и продуктов, расходов и доходов в экономике.
Простейшая модель (схема) кругооборота. Утечки и инъекции. Общие
8
условия
макроэкономического
равновесия.
Народнохозяйственный
кругооборот (модель кругооборота ВВП).
1. Предмет макроэкономики.
Национальная экономика как целое.
Микроэкономика и макроэкономика.
Актуальные макроэкономические проблемы.
Становление и развитие макроэкономики.
Макроэкономическая политика.
В самом общем плане макроэкономику можно определить как
отрасль экономической науки, которая изучает функционирование
национальной экономики в целом с точки зрения обеспечения условий
полной занятости ресурсов, оптимизации уровня инфляции, устойчивого
экономического роста.
Приведенное определение, во–первых, очерчивает круг основных проблем, которые изучает эта наука и, во–вторых, подчеркивает отличие предмета макроэкономики от микроэкономики (в целом!).
Остановимся подробнее на различиях микро- и макроэкономики.
Микроэкономика, как известно, изучает поведение отдельных
рациональных экономических субъектов (агентов), которые действуют на
индивидуальных рынках с целью максимизации своей частной выгоды в
условиях ограниченности ресурсов.
Микроэкономика дает ответы на вопросы:
как определяется цена товара?
какие товары производятся и в каком объеме?
как (и какие) ресурсы направляются на производство товара?
кто получит товар?
Результатом микроанализа является вывод о том, что рыночный
механизм, (взаимодействие спроса и предложения на основе конкуренции),
обеспечивает саморегуляцию рынков и, вследствие этого, эффективное
использование ресурсов.
Макроэкономика начала оформляться в самостоятельный раздел экономической теории намного позже микроэкономики – в 30-е годы ХХ столетия. Это обусловлено тем, что экономисты-неоклассики, разработавшие основы современной экономической теории, не видели существенных различий между функционированием экономики на микроуровне и на уровне экономики в
целом. Выводы о саморегуляции рынков и об эффективном использовании ресурсов, которые обеспечиваются функционированием рыночного механизма
9 на микроуровне, они автоматически распространяли на экономику в целом.
Экономисты-неоклассики просто не предполагали, что могут существовать такие экономические проблемы, которые выявляются только при анализе
экономики в целом, т.е. на макроэкономическом уровне.
Перечисленные выше основные макроэкономические проблемы – полная
занятость, инфляция и экономический рост – действительно составляют главное содержание макроэкономического анализа. Однако это скорее блоки
проблем, внутри которых можно выделить множество отдельных вопросов, ответы на которые различны у представителей разных научных школ.
Многие экономисты считают, что круг проблем макроэкономического анализа существенно шире (некоторые доводят их число до тридцати).
Действительно, особенностью макроэкономики является то, что ее объект постоянно трансформируется. Кроме того, одной из ее специфических черт является непосредственная связь макроэкономики с макроэкономической
политикой (поэтому в макроэкономике особенно тесно переплетаются позитивный и нормативный анализ). И, наконец, в настоящее время, в эпоху глобализации национальные экономики все теснее взаимодействуют друг с другом.
Представляется правомерным выделение следующих проблем, входящих в круг интересов макроэкономистов:
безработица (занятость);
инфляция;
экономический рост;
а таже:
национальный продукт;
экономический цикл;
макроэкономическая политика;
внешнее взаимодействие национальных экономик.
О необходимости выделения «теории производства и занятости в целом» в самостоятельный раздел экономической науки заявил Дж.М. Кейнс в «Общей теории занятости, процента и денег» (глава 21), опубликованной в 1936 г. и над которой он начал работать в годы Великой депрессии. Выход в свет этой книги положил начало «кейнсианской революции» в экономической теории:
Кейнс доказывал, что выводы об эффективности и саморегуляции капиталистической рыночной системы на уровне полной занятости, провозглашаемые неоклассической теорией, основанной на
конкурентной
парадигме, не соответствуют ужасной действительности начала 30-х годов XX века.
10
Созданная Кейнсом теория ставила актуальные для того времени проблемы, прежде всего проблему занятости (безработицы), и предлагала их теоретическое решение.
Но дело не только в этом. Великая депрессия, разразившая в самых развитых капиталистических странах на фоне экономических успехов в СССР, стране победившего социализма, ставила под вопрос само существование капитализма как политико-экономической системы. Кейнс, опираясь на разрабонанную им теоретическую модель, предлагал практические рекомендации для активной стабилизационной политики государства с целью спасения капитализма.
Это была «кейнсианская революция» в политике.
Идеи Кейнса, как в области теории, так и в области экономической политики, быстро завоевали сторонников, и кейнсианство стало господствующим направлением в экономической мысли Запада в 30-60 гг. XX столетия.
Однако уже в 50-е годы начались попытки сначала соединения
кейнсианских и неоклассических идей (кейнсианско-неоклассический синтез), а затем и вытеснения кейнсианства из мейнстрима экономической теории (и политики). Ведущую роль в этом сыграла монетаристская теория.
В современной макроэкономике, в отличие от микроэкономики, существуют серьезные разногласия между представителями различных научных школ и направлений.
Существует множество макроэкономических школ, но основных направлений по-прежнему два:
1. Классическое (или неоклассическое, наиболее заметные современные последователи этого направления – монетаристы и представители новой
классической школы, в том числесторонники теории рациональных
ожиданий).
2. Кейнсианское (последователи теории Дж.М. Кейнса: неокейнсианцы, посткейнсианцы, новые кейнсианцы).
Представители разных школ по-разному определяют предпосылки и факторы, существенные для анализа той или иной макроэкономической проблемы, и приходят к разным, иногда противоположным выводам.
Первое различие между взглядами представителей неоклассического и кейнсианского направлений, которое бросается в глаза, состоит в отношении к роли государства: o кейнсианцы (и все их последователи) – за активную роль государства в экономике,