Файл: Реферат по дисциплине История Двоевластие в России 1917г выполнил студент гр. Тэл22 Шестопалов А. А проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Таганрогский авиационный колледж имени В.М. Петлякова»

(ГБПОУ РО «ТАВИАК»)

реферат

по дисциплине История:

Двоевластие в России 1917г.
выполнил

студент гр.ТЭЛ-22

Шестопалов А.А

проверил

преподаватель:

Вакуленко И.Б
2023г
Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

2. Становление двоевластия…………………………………………………4

3. Местные органы самоуправления в период февраль-октябрь 1917 г…13

4. Крах двоевластия…………………………………………………………16

5. Заключение………………………………………………………………..19

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

Введение.

После Февральской революции в России установилось двоевластие – своеобразное переплетение диктатуры буржуазии и революционно-демократической диктатуры рабочих и крестьян. В организации верховной власти выявились две линии.

Первая – линия буржуазии, стремившаяся сконцентрировать законодательную и исполнительную власть в руках Временного правительства, не допустить созыва Учредительного собрания или парламента, политический состав которых трудно было предвидеть.

Другая линия - это линия трудящихся масс, которые хотели бы закрепить демократические завоевания революции путём созыва Учредительного собрания.

Целью данного реферата является попытка анализа деятельности Временного правительства и органов местного самоуправления.

Достижение указанной цели возможно путём решения следующих задач:

  • рассмотреть и проанализировать предпосылки, которые привели к образованию двоевластия в России;

  • исследовать государственную систему управления в период двоевластия.

Данная тема интересна тем, что даёт возможность рассмотреть существование двух различных источников власти, проанализировать механизмы их управления страной и методы достижения целей. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.


Охарактеризовать внутреннее положение страны по окончании гражданской войны и обосновать необходимость изменения экономической политики.
Становление двоевластия.

Возникновение Временного правительства.

После отречения императора Николая II в России началось формирование новой системы государственного управления, направленное на поиски путей выхода из кризиса, сложилось народовластие, интенсивно развивалось самоуправление, начался переход от унитарного государства к федеративному.

Последствия отречения оказались для России непредсказуемыми и роковыми, резко осложнив ситуацию внутри страны. Отречение подтолкнуло страну в жестокие объятия революции, хотя по замыслу царя должно было предотвратить её.

В ходе февральской революции возникло два центра управления: Временное правительство и Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Временное правительство, сформированное 2 марта 1917 года, должно было до избрания Учредительного собрания осуществлять исполнительно-распорядительные функции, и фактически являлось законодательным органом страны. Все другие высшие учреждения были поставлены в подчинённое ему положение.

Министры Временного правительства имели достаточную теоретическую подготовку, однако им не хватало практического опыта, для осуществления государственного управления в новых условиях.

В первый состав Временного правительства, состоявшего из 10 человек, вошли 4 кадета, 2 октябриста, 1 прогрессист, 1 эсер, 1 представитель земского движения и 1 беспартийный. Большинство Совета и его Исполкома было за эсерами и меньшевиками, которые, будучи умеренными социалистами, считали, что всякое участие в управлении преждевременно и что Совет должен ограничиться надзором за действиями правительства.

Во Временном правительстве были две точки зрения на отношение с Советом:

- Первая сводилась к минимуму уступок Совету

- Вторая - к перехвату инициативы в политике с помощью впечатляющих и решительных шагов.

Не считаться с Советом правительство не могло, поскольку он опирался на вооружённую поддержку народа. В правительственной декларации 3 марта, выработанной совместно с Исполкомом Совета, провозглашались гражданские свободы, политическая амнистия, отмена смертной казни, прекращение сословной, национальной и религиозной дискриминации, созыв Учредительного собрания. Однако в ней не говорилось об отношении к проблеме прекращения войны и конфискации помещичьей земли. Не была провозглашена и демократическая республика.



Временное правительство видело свою главную задачу в сосредоточении всей полноты власти в своих руках. Был сохранен с незначительными изменениями старый государственный аппарат. Места губернаторов заняли комиссары Временного правительства. Действовало царское законодательство. Полицию заменили народной милицией, подчинив ее земствам и городским думам. Народные массы в первое время с доверием относились к правительству, поддерживаемому Советами, надеясь, что оно выведет страну из кризиса. Однако решение самых насущных вопросов о земле и мире откладывалось до созыва Учредительного собрания. В силу этого для широких слоёв населения правительство стало «буржуазным» и враждебным. Социальное напряжение в стране по-прежнему оставалось высоким. Следствием этого стали кризисы Временного правительства. 18 апреля министр иностранных дел П.Н. Милюков в ноте союзникам России заверил их в решимости довести войну до победного конца. Это вызвало мощные демонстрации протеста, прошедшие в столице и других городах. Милюков и военный министр А.И. Гучков были вынуждены уйти в отставку. В начале мая в состав Временного правительства вошли представители эсеров и меньшевиков.

Временное правительство имело экономическую программу, которая предусматривала государственное регулирование важнейших отраслей народного хозяйства, повышение роли государства в регулировании экономики. Власть унаследовала систему государственных регулирующих органов: в центре — четыре особых совещания (по обороне, продовольствию, перевозкам, топливу); на местах — заводские совещания и районные уполномоченные.

21 июня правительство утвердило Положение об Экономическом совете и Главном экономическом комитете при Временном правительстве. Новые органы создавались для согласования мероприятий отдельных министерств, особых совещаний и комитетов, для обеспечения общенациональных интересов посредством широкомасштабного вмешательства власти в хозяйственную жизнь страны.

5 мая 1917 г. было учреждено Министерство труда, которое ставило задачу проведения широких социальных реформ и прогрессивного трудового законодательства. 5 августа было издано Положение о примирительных учреждениях.

Нерешенность коренных вопросов революции усиливала проявление эксцессов, сказались и утомление населения от бесконечных выборов в различные комитеты — волостные, продовольственные, земельные, в Советы и др., некоторое разочарование в демократии. Власть на местах, находясь в переходном состоянии, не смогла обеспечить необходимый порядок. Слабость местной власти способствовала сползанию общества к демократической диктатуре А.Ф. Керенского, Общественное мнение все больше ставило вопрос о пределе свободы и демократии. Левая оппозиция начала яростную критику Временного правительства, указывая на “неспособность к управлению страной”.


Кризис государственного управления разразился прежде всего из-за неспособности Временного правительства за восемь месяцев своего правления решить аграрный вопрос, заключить мир, созвать Учредительное собрание и тем стабилизировать обстановку. В марте—октябре 1917 г. произошло четыре правительственных кризиса, из которых каждый последующий был глубже и длительнее предыдущего.

Временное правительство, с одной стороны , и большевики с другой, предотвратили попытку переворота, предпринятую Корниловым, но правительство не пошло на принятие неотложных мер.

В ходе голосований в Петроградском и Московском Советах в конце августа и начале сентября впервые после февраля были отвергнуты меньшевистские резолюции и приняты резолюции большевиков. Результат - большевизация советов. Петроградский и Московский Советы перешли на позиции большевиков и приняли резолюцию о взятии всей полноты государственной власти .

В ответ была предпринята попытка усиления высшей центральной власти и стабилизация обстановки. 30 августа создано новое правительство -Директория в составе 5 человек во главе с министром А.Ф.Керенским. Однако его власть становилась все более призрачной. Правительство утратило поддержку правых, которые обвиняли его в пособничестве “революционной анархии”, развале армии, беспомощности и политиканстве. Лидеры Советов критиковали Керенского за союз с кадетами. Все это означало, что революция вступила в новую фазу. Большевики во главе с В.И.Лениным начали подготовку к захвату политической власти.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьёзными ошибками и просчётами, которые ещё более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево - к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.

Возникновение Советов.


Почти одновременно с возникновением Временного правительства, даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом его крыле, начали собираться депутаты Петроградского Совета. Если Временное правительство стремилось обеспечить юридическую преемственность с царизмом, советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах ещё в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал первым органом революционной власти. Но вслед за ним, и очень скоро, по всей стране создаются Советы рабочих, солдатских, крестьянских и разных других депутатов.

Первоначально Петроградский Совет выполнял функции руководителя советской системы. Однако скоро эта система стала упорядочиваться. Советы возникали в отдельных населённых пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на фронте, хотя носили порой разные наименования. Вскоре возникла известная тенденция к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например, сельские советы одной волости решали созвать свой волостной съезд. Советы нескольких волостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а уездные — на губернский. В конце концов были созваны всероссийские съезды советов.

В отличие от советов 1905 г. новые советы сразу стали создаваться как объединённые: если раньше существовали отдельно советы рабочих, солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу объединил рабочих и солдат. Другие советы последовали его примеру. Полного объединения всех родов советов, правда, не произошло, но скоро сложились две основные системы: советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы. Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но, тем не менее, во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным объединениям. В мае 1917 г. был созван Всероссийский съезд крестьянских советов, а в июне — советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы — исполнительные комитеты. Это касалось и съездов советов. Поскольку съезды советов — волостные, уездные, губернские — позаседав, распускали своих депутатов по домам, возникла потребность в постоянно действующем органе, который исполнял бы их решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнительный Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов, избранные названными съездами.