ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 3 Социально-психологический тренинг общения
Проведение методик:
Встреча 1.
ЦЕЛИ:
-
создание условий для лучшего знакомства; -
определение особенностей личности каждого участника; -
создание климата психологической безопасности.
ИНФОРМИРОВАНИЕ:
"Когда говорят о самоопределении, речь идет не только о будущем, но и о настоящем. Человек думает только о настоящем. И именно в нем стремиться найти свое место в окружающем мире.
Познавая мир, человек неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов: "Кто же я сам в этом мире?", "Как относится ко мне мир?", "Как я сам отношусь к миру?".
Но что в данном случае понимать под миром. Ведь мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету все, что нас окружает.
Однако, есть сфера, найти место в которой важно для каждого. Это - сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающими людьми.
Участие в групповой работе позволит вам:
-
лучше разобраться в том, что с вами происходит, почему так, а не иначе складывается ваша жизнь, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше отношение к ним; -
определить свои слабые и сильные стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые; -
строить самого себя, а в конечном итоге влиять на собственную жизнь.
Процедура 1. Игра "ИМЯ"
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
узнать и запомнить имена всех участников; -
снять возможные затруднения при обращении друг к другу.
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже преставился до него, последним называя свое.
Процедура 2. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
установление принципов работы в группе, -
создание чувства особенности общения в группе.
Предложить для свободного обсуждения:
-
Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и для других, т.к. помощь другому является способом познания себя. -
Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группы в течение всего времени, без перерывов. -
Закрытость группы. Все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг. -
Откровенность и искренность. Подразумевается что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самим собой, попробовать говорить то, что чувствуют и проявлять то, что думают. Понятно, что в реальной жизни это не всегда получается, т.к. такая полная откровенность и искренность не является культурной нормой. -
Правило "СТОП"". Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности имеет право сказать "Стоп!" И тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает человека в познании себя.
Можно выяснить у участников, как они понимают каждое правило, насколько готовы и могут следовать им. Какие у них возникают опасения и с чем они связаны. В заключении обсуждения желательно, чтобы каждый участник осознал необходимость введения этих правил и выразил готовность следовать им.
Процедура 3. "ЗНАКОМСТВО"
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
определение особенностей общения каждого участника; -
создание климата психологической безопасности; -
формирование установки на взаимопонимание.
ВАРИАНТ А
Каждый участник произносит имя и плюс еще то, что, как ему кажется, есть в нем, что помогает ему при общении.
ВАРИАНТ Б
Предложить участникам назвать те качества одного из членов группы, которые могут способствовать и, наоборот, мешать общению в группе.
-
Какое качество вы возьмете на деловой разговор? -
Какое качество вы оставите дома, идя на деловой разговор? -
Какое качество вы прикупите в "волшебном магазине по дороге на деловой разговор?
Процедура 4. Игра "Саймон сказал..."
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
снятие напряжения, усталости; -
сплочение группы; -
создание доброжелательной атмосферы.
Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами "Саймон сказал"
Процедура 5. РЕФЛЕКСИЯ "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ"
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
отработка навыка рефлексии.
ИНФОРМИРОВАНИЕ.
Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, переживания, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой просто с их противоречивостью. Пытаясь решить, что в них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что - нет, человек ищет аргументы и подтверждающие или опровергающие тот или иной поступок, мысль и прочее. Этот поиск идет в процессе диалогов.
Внутренний диалог с самим собой или с кем-то еще дает человеку возможность встать в позицию исследователя по отношению к самому себе. Это связано с тем, что в процессе этих диалогов у человека развивается РЕФЛЕКСИЯ.
РЕФЛЕКСИЯ (от латинского "рефлексио" - обращение назад) - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.
Можно сказать, что рефлексия - это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время рефлексия - это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.
Предложить каждому участнику высказать свое понимание происходящего в группе и с группой описать свои чувства: переживания, мысли, возникающие в процессе групповой работы.
Оценить по 10-балльной шкале степень усталости, интереса к происходящему, соответствия ожиданий от участия в тренинге реальности.
Встреча 2.
ЦЕЛИ:
-
помочь каждому участнику осознать основные способы и правила взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения; -
формирование индивидуальных способов эффективного общения.
Процедура 6.
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
создание работоспособности в начале дня -
создание благоприятной атмосферы.
Начнем сегодняшний день так:
-Встанем и поздороваемся.
Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное - никого не пропустить".
Обсуждение:
-
Как настроение? -
Как Вы себя чувствуете? -
Можем ли мы приступать к работе?
Процедура 7.РОЛЕВАЯ ИГРА "СИТУАЦИЯ"
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы с другими людьми, индивидуальных особенностей общения; -
формирование эффективных способов общения.
Ситуации предлагаются самими участниками группы, в случае затруднений их предлагает тренер.
СИТУАЦИЯ: экзамен по психологии.
Активный участник - Алена (нужен билет № 15)
Экзаменующиеся - Настя (флюс, говорит еле-еле);
Кира (отличница, презирает двоечников);
Таня (Читает билет № 13, потом билет № 15)
Задание наблюдателям: Что помогло установить контакт? Оценить установление контакта по 10-балльной шкале.
ОБСУЖДЕНИЕ:
-
Какие чувства ты испытывала при общении с партнером? Проанализируйте причины их возникновения? -
Чего ты хотела добиться в этой ситуации и удалось ли тебе это? -
Попробуй описать, что представляет с психологической точки зрения личность собеседника? -
Какую цель, по твоему мнению ставил перед собой партнер? Чем располагал к себе и чем отталкивал?
Примечание для ведущего:
-
создание соответствующей обстановки; -
обмен ролями; -
введение скрытого мотива взаимодействия.
Процедура 8." СЛЕПОЙ - ХУДОЖНИК "
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
установление положительного эмоционального контакта; -
поддержание работоспособности -
выявление индивидуальных способов организации общения.
"Нам нужно разделиться на две команды. От команд требуется доброволец, который будет художником. Художник - слепой и должен будет рисовать по инструкциям команды. Команда может давать только инструкции типа: вверх, вниз, вправо, влево, вправо на 450. Разрешается использование геометрических фигур. Команда располагается на некотором расстоянии от художника (2-2,5м)."
Темы рисунков предлагаются участникам, например,
"девочка поливает цветы",
"мальчик выгуливает собаку".
ОБСУЖДЕНИЕ:
Вопросы к художникам:
-
как вы себя чувствуете? -
какие у вас впечатления от того, что вы делали? -
что помогало и что мешало Вам в работе?
Вопросы к команде;
-
какие ваши действия помогали в продвижении к результату? -
какие способы и приемы взаимодействия вы использовали?
какие личные особенности каждого из вас проявились?
Процедура 9.РАЗМИНКА
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
снятие напряжения и усталости.
ИГРА "Преодоление трудностей"
Все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни. Символически трудность можно изобразить любым предметом (стул, сумка и т.д.).
ПРИМЕЧАНИЕ:
В конце занятия оценить по 10-балльной шкале свои умения познать себя, познать другого, отношение к самому себе, к группе, к тренеру.
Встреча 3.
ЦЕЛИ:
- выявление элементов эффективного общения (установление контакта, прием и передача информации, умение слушать);
-
отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения; -
формирование индивидуальных способов эффективного общения.
В начале занятия проводится глубокая рефлексия первых двух:
-
что отметили для себя о прошлых занятиях? -
Что понравилось, а что - нет? -
Какое состояние у каждого? -
Что могла бы сделать группа, чтобы твое состояние улучшилось?
РАЗМИНКА.
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
снятие напряжения, усталости; -
сплочение группы; -
создание доброжелательной атмосферы.
ИГРА "МОЛЕКУЛЫ"
Все игроки - "атомы", которые беспорядочно, а по сигналу ведущего объединяются в "молекулы" определенной величины (по 2, 3, 4 атома). "Молекулы" большей или меньшей величины в течение 10 секунд должны перестроиться. "Атомы" , не вошедшие в состав "молекул", выбывают из игры.
Процедура 10.
НАЗНАЧЕНИЕ:
-
создание работоспособности в начале работы -
сплочение группы; -
создание доброжелательной атмосферы.
Процедура 11.
А. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния
"ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ"
"Для выполнения этого упражнения мы разделимся на пары. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (предлагается тема, связанная с контекстом работы группы, или нейтральная). По моему указанию мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас повернемся друг к другу лицом и начнем разговор."
Участники беседуют затем спиной друг к другу, потом один сидя, другой - стоя и наоборот (лицом друг к другу).
В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным.
Высказывается мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.
Б. Прием и передача информации.
"УИК-ЭНД"
"Мысленно выберите себе пару и решите, как Вы предложите провести партнеру завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигналу".
При обсуждении упражнения обращается внимание на правильность понимания партнеров друг другом, а также на то, что мешало и помогало достижению этого понимания. Обычно возникающие идеи группируются вокруг необходимости сосредоточиться на партнере и нахождения адекватных средств, обеспечивающих адекватное толкование невербальных посланий и, следовательно, их понимание. Нередко возникает потребность в дополнительной подтверждающей информации или ее повторения.
В. Умение слушать.
ПРИЕМЫ:
Безмолвное слушание - выжидающая, наклонная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.