Файл: 3 Социальнопсихологический тренинг общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3 Социально-психологический тренинг общения


Проведение методик:

Встреча 1.

ЦЕЛИ:

  • создание условий для лучшего знакомства;

  • определение особенностей личности каждого участника;

  • создание климата психологической безопасности.

ИНФОРМИРОВАНИЕ:

"Когда говорят о самоопределении, речь идет не только о будущем, но и о настоящем. Человек думает только о настоящем. И именно в нем стремиться найти свое место в окружающем мире.

Познавая мир, человек неизбежно сталкивается с целым рядом вопросов: "Кто же я сам в этом мире?", "Как относится ко мне мир?", "Как я сам отношусь к миру?".

Но что в данном случае понимать под миром. Ведь мы говорим "мир" и подразумеваем всю планету все, что нас окружает.

Однако, есть сфера, найти место в которой важно для каждого. Это - сфера взаимоотношений с самим собой, с окружающими людьми.

Участие в групповой работе позволит вам:

  1.  лучше разобраться в том, что с вами происходит, почему так, а не иначе складывается ваша жизнь, чем вызвано то или иное отношение к вам окружающих и ваше отношение к ним;

  2.  определить свои слабые и сильные стороны и целенаправленно развивать первые и компенсировать вторые;

  3.  строить самого себя, а в конечном итоге влиять на собственную жизнь.

Процедура 1. Игра "ИМЯ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • узнать и запомнить имена всех участников;

  • снять возможные затруднения при обращении друг к другу.

Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже преставился до него, последним называя свое.

Процедура 2. ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

НАЗНАЧЕНИЕ:

  1.  установление принципов работы в группе,

  2.  создание чувства особенности общения в группе.

Предложить для свободного обсуждения:

  1. Активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, на решение собственных проблем, но и для других, т.к. помощь другому является способом познания себя.

  2. Постоянство участия в работе. Правило определяет обязательность участия каждого члена группы в течение всего времени, без перерывов.

  3. Закрытость группы. Все происходящее в группе не должно выноситься за ее пределы. Все, что проговаривается членами группы вне круга, должно привноситься в круг.

  4. Откровенность и искренность. Подразумевается что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самим собой, попробовать говорить то, что чувствуют и проявлять то, что думают. Понятно, что в реальной жизни это не всегда получается, т.к. такая полная откровенность и искренность не является культурной нормой.

  5. Правило "СТОП"". Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-либо игре, процедуре из-за нежелания быть искренним или из-за неготовности к откровенности имеет право сказать "Стоп!" И тем самым исключить себя из участия в процедуре. Это правило желательно использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает человека в познании себя.


Можно выяснить у участников, как они понимают каждое правило, насколько готовы и могут следовать им. Какие у них возникают опасения и с чем они связаны. В заключении обсуждения желательно, чтобы каждый участник осознал необходимость введения этих правил и выразил готовность следовать им.

Процедура 3. "ЗНАКОМСТВО"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • определение особенностей общения каждого участника;

  • создание климата психологической безопасности;

  • формирование установки на взаимопонимание.

ВАРИАНТ А

Каждый участник произносит имя и плюс еще то, что, как ему кажется, есть в нем, что помогает ему при общении.

ВАРИАНТ Б

Предложить участникам назвать те качества одного из членов группы, которые могут способствовать и, наоборот, мешать общению в группе.

  • Какое качество вы возьмете на деловой разговор?

  • Какое качество вы оставите дома, идя на деловой разговор?

  • Какое качество вы прикупите в "волшебном магазине по дороге на деловой разговор?

Процедура 4. Игра "Саймон сказал..."

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • снятие напряжения, усталости;

  • сплочение группы;

  • создание доброжелательной атмосферы.

Мы будем выполнять различные движения, действия. При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами "Саймон сказал"

Процедура 5. РЕФЛЕКСИЯ "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • отработка навыка рефлексии.

ИНФОРМИРОВАНИЕ.

Наблюдая себя, свои поступки, мысли, чувства, переживания, человек нередко сталкивается с их неоднозначностью, а порой просто с их противоречивостью. Пытаясь решить, что в них истинно, а что ложно, что отражает его подлинные взгляды и намерения, а что - нет, человек ищет аргументы и подтверждающие или опровергающие тот или иной поступок, мысль и прочее. Этот поиск идет в процессе диалогов.

Внутренний диалог с самим собой или с кем-то еще дает человеку возможность встать в позицию исследователя по отношению к самому себе. Это связано с тем, что в процессе этих диалогов у человека развивается РЕФЛЕКСИЯ.

РЕФЛЕКСИЯ (от латинского "рефлексио" - обращение назад) - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.



Можно сказать, что рефлексия - это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время рефлексия - это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди, как они тебя понимают.

Предложить каждому участнику высказать свое понимание происходящего в группе и с группой описать свои чувства: переживания, мысли, возникающие в процессе групповой работы.

Оценить по 10-балльной шкале степень усталости, интереса к происходящему, соответствия ожиданий от участия в тренинге реальности.

Встреча 2.

ЦЕЛИ:

  • помочь каждому участнику осознать основные способы и правила взаимодействия с другими людьми, способы реагирования в сложных ситуациях, умение регулировать процесс общения;

  • формирование индивидуальных способов эффективного общения.

Процедура 6.

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • создание работоспособности в начале дня

  • создание благоприятной атмосферы.

Начнем сегодняшний день так:

-Встанем и поздороваемся.

Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное - никого не пропустить".

Обсуждение:

  1. Как настроение?

  2. Как Вы себя чувствуете?

  3. Можем ли мы приступать к работе?

Процедура 7.РОЛЕВАЯ ИГРА "СИТУАЦИЯ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы с другими людьми, индивидуальных особенностей общения;

  • формирование эффективных способов общения.

Ситуации предлагаются самими участниками группы, в случае затруднений их предлагает тренер.

СИТУАЦИЯ: экзамен по психологии.

Активный участник - Алена (нужен билет № 15)

Экзаменующиеся - Настя (флюс, говорит еле-еле);

Кира (отличница, презирает двоечников);

Таня (Читает билет № 13, потом билет № 15)

Задание наблюдателям: Что помогло установить контакт? Оценить установление контакта по 10-балльной шкале.

ОБСУЖДЕНИЕ:

  • Какие чувства ты испытывала при общении с партнером? Проанализируйте причины их возникновения?

  • Чего ты хотела добиться в этой ситуации и удалось ли тебе это?

  • Попробуй описать, что представляет с психологической точки зрения личность собеседника?

  • Какую цель, по твоему мнению ставил перед собой партнер? Чем располагал к себе и чем отталкивал?

Примечание для ведущего:

  • создание соответствующей обстановки;

  • обмен ролями;

  • введение скрытого мотива взаимодействия.


Процедура 8." СЛЕПОЙ - ХУДОЖНИК "

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • установление положительного эмоционального контакта;

  • поддержание работоспособности

  • выявление индивидуальных способов организации общения.

"Нам нужно разделиться на две команды. От команд требуется доброволец, который будет художником. Художник - слепой и должен будет рисовать по инструкциям команды. Команда может давать только инструкции типа: вверх, вниз, вправо, влево, вправо на 450. Разрешается использование геометрических фигур. Команда располагается на некотором расстоянии от художника (2-2,5м)."

Темы рисунков предлагаются участникам, например,

"девочка поливает цветы",

"мальчик выгуливает собаку".

ОБСУЖДЕНИЕ:

Вопросы к художникам:

  • как вы себя чувствуете?

  • какие у вас впечатления от того, что вы делали?

  • что помогало и что мешало Вам в работе?

Вопросы к команде;

  • какие ваши действия помогали в продвижении к результату?

  • какие способы и приемы взаимодействия вы использовали?

какие личные особенности каждого из вас проявились?

Процедура 9.РАЗМИНКА

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • снятие напряжения и усталости.

ИГРА "Преодоление трудностей"

Все участники по очереди изображают, как они преодолевают трудности в жизни. Символически трудность можно изобразить любым предметом (стул, сумка и т.д.).

ПРИМЕЧАНИЕ:

В конце занятия оценить по 10-балльной шкале свои умения познать себя, познать другого, отношение к самому себе, к группе, к тренеру.

Встреча 3.

ЦЕЛИ:

- выявление элементов эффективного общения (установление контакта, прием и передача информации, умение слушать);

  • отработка умений слушать другого и убеждать в правоте своей точки зрения;

  • формирование индивидуальных способов эффективного общения.

В начале занятия проводится глубокая рефлексия первых двух:

  • что отметили для себя о прошлых занятиях?

  • Что понравилось, а что - нет?

  • Какое состояние у каждого?

  • Что могла бы сделать группа, чтобы твое состояние улучшилось?

РАЗМИНКА.

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • снятие напряжения, усталости;

  • сплочение группы;

  • создание доброжелательной атмосферы.

ИГРА "МОЛЕКУЛЫ"


Все игроки - "атомы", которые беспорядочно, а по сигналу ведущего объединяются в "молекулы" определенной величины (по 2, 3, 4 атома). "Молекулы" большей или меньшей величины в течение 10 секунд должны перестроиться. "Атомы" , не вошедшие в состав "молекул", выбывают из игры.

Процедура 10.

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • создание работоспособности в начале работы

  • сплочение группы;

  • создание доброжелательной атмосферы.

Процедура 11.

А. Установление контакта, восприятие и понимание эмоционального состояния

"ВЕРТУШКА ОБЩЕНИЯ"

"Для выполнения этого упражнения мы разделимся на пары. Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (предлагается тема, связанная с контекстом работы группы, или нейтральная). По моему указанию мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас повернемся друг к другу лицом и начнем разговор."

Участники беседуют затем спиной друг к другу, потом один сидя, другой - стоя и наоборот (лицом друг к другу).

В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком наиболее комфортным.

Высказывается мысль о важности для эффективного установления контакта равенства позиций участников, отсутствия между ними барьеров, о нахождении глаз на одном уровне.

Б. Прием и передача информации.

"УИК-ЭНД"

"Мысленно выберите себе пару и решите, как Вы предложите провести партнеру завтрашний день. Информацию о ваших предложениях надо передавать только невербальными средствами. Предлагать варианты проведения завтрашнего дня начнете все одновременно по моему сигналу".

При обсуждении упражнения обращается внимание на правильность понимания партнеров друг другом, а также на то, что мешало и помогало достижению этого понимания. Обычно возникающие идеи группируются вокруг необходимости сосредоточиться на партнере и нахождения адекватных средств, обеспечивающих адекватное толкование невербальных посланий и, следовательно, их понимание. Нередко возникает потребность в дополнительной подтверждающей информации или ее повторения.

В. Умение слушать.

ПРИЕМЫ:

Безмолвное слушание - выжидающая, наклонная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше.