Файл: 3 Социальнопсихологический тренинг общения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уточнение - обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то у того, что он говорил, для того, чтобы более точно понять его.

Пересказ - изложение своими словами того, что сказал собеседник: в начале беседы более полно, далее - выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

"РАССКАЗ О ПРОБЛЕМЕ"

Участники разбиваются на пары.

Каждый из партнеров по очереди будет рассказывать о какой-то своей проблеме. Задача другого - понять суть проблемы, разобраться в ней. Используя при этом только определенные приемы общения.

Упражнение рассчитано в среднем на 30 минут. Слушающий участник прежде чем вступить в беседу, должен выбрать и показать собеседнику карточку с названием приема, который он собирается использовать.

Упражнение можно проводить в "тройках". Третий выступает в роли "контролера", его задача - после высказывания первого участника пары показать второму участнику карточку с названием того приема, который он должен использовать, отвечая собеседнику.

  1. Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?

  2. Какие приемы вы использовали чаще, какие реже?

  3. Использование каких приемов вызывало у вас затруднения?

  4. Что давало использование приемов?

ИНФОРМИРОВАНИЕ:

Дейл Карнеги предлагает 12 способов склонить людей к своей точке зрения:

  1. Единственный способ добиться наилучшего результата в споре - это уклониться от спора.

  2. Проявляйте уважение к мнению других, никогда не говорите человеку, что он не прав.

  3. Если вы не правы, признайте это сразу и чистосердечно.

  4. В начале покажите свое дружеское расположение.

  5. Пусть ваш собеседник с самого начала будет вынужден говорить вам "да", "да".

  6. Старайтесь, чтобы ваш собеседник с самого начала говорил больше, чем вы.

  7. Пусть ваш собеседник почувствует, что Идея принадлежит ему.

  8. Честно попытайтесь встать на точку зрения другого.

  9. Проявляйте сочувствие к мыслям и желаниям других людей.

  10. Взывайте к благородным побуждениям!

  11. Придавайте своим Идеям наглядность, инсценируйте их!

  12. Бросайте вызов!

ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ

Группа делится на тройки. Определяется тема (например, "Отношение преподавателей к студентам"). Первый участник произносит речь на эту тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи первого участника, затем изложить свои возражения, если необходимо, задать ему вопросы. Третий участник является безмолвным слушателем.


При обсуждении обращается внимание на:

  • используемые методы, способы и приемы общения то, к каким результатам они приводят;

  • на умение слушать и убеждать;

  • на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников.

Процедура 13. КОНТАКТ

"Пусть кто-нибудь выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все мы будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека".

Группа в отсутствии водящего определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать.

Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична.

ОБСУЖДЕНИЕ: Обращает внимание на признаки, которые были определяющими при установлении контакта, на сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания вступить в контакт.

Встреча 4.

ЦЕЛИ:

  • выявить проблемы, не позволяющие эффективно участвовать в групповых формах взаимодействия;

  • диагностика и отработка необходимых для этого умений (слушать, понимать, поддерживать и развивать точку зрения другого, доносить свое мнение до каждого).

Процедура 14. "Игра путанка"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • создание работоспособности;

  • создание благоприятной атмосферы.

"Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. После этого попробуем распускаться, не поднимая рук.

ОБСУЖДЕНИЕ:

- что нам помогает справиться с поставленной задачей?
Процедура 15. Групповая дискуссия

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • определение и развитие умений участников, необходимых для эффективного группового общения.

"ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ"

Секстант

Зеркало для бритья

Десятилитровая канистра с водой

Сетка против комаров



Мешок сухарей в непромокаемой упаковке

Карта Черного моря

Плавательная подушка

Пятилитровая канистра с дизельным топливом

Транзисторный радиоприемник

Средство, отпугивающее акул

Десять квадратных метров непрозрачного пластика

Одна бутылка спирта

Десять метров нейлонового каната

Две коробки шоколада

Рыболовная снасть

Кроме того, у каждого сохранилась пачка сигарет, коробка спичек и пять однорублевых банкнот.

ОБСУЖДЕНИЕ: Сначала ведущий говорит, насколько он выполнил свою задачу в соответствие с критериями оценки, как помогала ему группа. Затем излагают свое мнение о деятельности ведущего участника.

Обращается внимание на общение участников в процессе дискуссии.

  • Чем была дискуссия интересна тебе лично?

  • Что ты открыл для себя?

  • Как оцениваешь свое участие?

  • Кто из выступающих запомнился и почему?

  • Кто мешал совместной работе?

  • Чему мы все вместе должны учиться?

Процедура 16. "ПОДАРОК"

НАЗНАЧЕНИЕ:

- снятие напряжения и усталости;

- создание доброжелательной атмосферы

"Пусть каждый по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо вручить молча, но так, чтобы было понятно, что вы дарите. Тот, кто получает подарок должен постараться понять, что ему дарят."

Затем спрашивают по кругу в обратном порядке сначала у того, кому подарили, затем у того, кто подарил, что это был за подарок. Если участники расходятся в ответах, нужно выяснить, с чем конкретно это связано.

Полученный материал позволяет обсудить идеи, относящиеся к закономерностям подготовки, передачи и приема информации в процессе общения.

ПРИМЕЧАНИЕ:

После занятия необходимо оценить желание познать себя, другого человека, окружающий мир, насколько могут участники чувствовать и понимать окружающих, смогут ли они уравновешивать в своем поведении разные интересы, свои и чужие.

Встреча 5.

ЦЕЛИ:

  • формирование умения слушать и давать обратную связь;

  • диагностика и отработка индивидуального стиля общения;

  • развитие аналитических коммуникативных умений.

Процедура 17. "СИТУАЦИЯ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • диагностика индивидуального стиля общения;

  • развитие коммуникативных навыков.


Ведущий или сами участники описывают ситуацию в самом общем виде, желающие участвовать в ее разыгрывании сами конкретизируют ситуацию, готовят место и т.д. После проигрывания анализируют ситуацию сначала ее участники, затем остальные члены группы.

ПРИМЕЧАНИЕ: отсутствие жестких условий позволяет выявить не столько первую реакцию человека, сколько более типичный для него стиль общения.

Возможная тематика - взаимодействие юноши и девушки. Примерные темы разыгрывания - ситуации знакомства, ссоры, ревности к друзьям, к любимому делу и т.д.

ОБСУЖДЕНИЕ: Обратиться к чувствам, мыслям, желаниям, мотивам участников, попытаться спрогнозировать дальнейшие отношения персонажей, проанализировать индивидуальный стиль общения каждого из участников, уровень развития коммуникативных умений.

ИНФОРМИРОВАНИЕ:

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства вызывает у тебя его поведение.

При подаче обратной связи:

  • говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства;

  • если говорить о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайтесь в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить;

  • не давай оценок;

  • не давай советов.

Обратная связь - это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, это в большей мере сведения о тебе в связи с этим человеком. Говори и о том, что тебе приятно, и о том, что тебе неприятно.

В общении:

  • старайся сконцентрироваться на человеке, который обращается к тебе, обращай внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т.д.;

  • покажи говорящему, как ты его понимаешь - это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что тебе сказали;

  • не давай советов и оценок, даже когда они следуют из самых лучших побуждений, они обычно ограничивают свободу высказываний говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.

Процедура 18. "МНЕНИЕ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • фиксация внимания участников на своих личностных особенностях;

  • развитие умений слушать и давать обратную связь.

Участники встают, образуя два концентрических круга (внешний и внутренний), затем член пары, стоящий во внутреннем круге, начинает говорить, как он воспринимает партнера, какие чувства он вызывает, какие личные качества тот проявляет в группе и т.д. Далее круг постепенно сдвигается вправо, каждый раз на одного участника. Во второй части процедуры свои мнения высказывают участники, стоящие во внешнем круге.


В заключении ведущий предлагает участникам в течение 5-10 минут продолжить беседу, свободно выбрав себе партнера в любом месте.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Задание дается в самой общей форме, нужно говорить, что хочется и как хочется. Это необходимо, чтобы участники максимально свободно ощущали себя.

Нельзя вмешиваться в ход процедуры, привлекать внимание к молчащим, нужно стремиться, чтобы проявление чувств и отношений было как можно более естественным.

Процедура 19. "СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ"

НАЗНАЧЕНИЕ:

  • формирование чувства близости с другими людьми;

  • принятие членами группы друг друга;

  • формирование чувства собственной значимости.

Члены группы, сидя в кругу, передают друг другу клубок ниток, сопровождая это высказываниями, начинающимися словами типа: "Я благодарен тебе за то..." и т.п. Клубок ниток вернется к тому, кто начинал, членам группы следует натянуть нить, закрыть глаза и погрузиться в состояние, способствующее принятию себя, других людей, окружающего мира.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Провести глубокую рефлексию групповых процессов, качественнных изменений, происшедших с каждым в ходе работы, проанализировать полученные коммуникативные знания, навыки.

После того, как каждый выскажется, предложить в ходе групповой дискуссии выработать программу действий по развитию полученных коммуникативных умений в реальной жизни.

Затем участники по 10-балльной шкале оценивают свою удовлетворенность итогами тренинга, потребность в дальнейшем самосовершенствовании.

"ЧЕМОДАН"

"Наша работа подходит к концу. мы расстаемся. Однако перед тем как разъехаться, соберем "чемодан". Мы работали вместе, поэтому и чемодан собирать для каждого будем вместе. Содержимое "чемодана" будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы положим то, что каждому поможет в общении и то, что мешает. "Чемодан" мы будем собирать в отсутствии человека, а когда мы его закончим, то пригласим его и "вручим". Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая "чемодан", мы будем придерживаться некоторых ПРАВИЛ:

  1. В "чемодан" надо положить одинаковое количество мешающих и помогающих качеств.

  2. Каждое качество будет "укладываться" в "чемодан" только с согласия всей группы. Если кто-то один не согласен, группа может попытаться его переубедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в "чемодан" не "кладется".

  3. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

  4. Положить в "чемодан" можно только те качества, которые поддаются коррекции.