Файл: Введение общие сведения о территории над горным отводом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отсепарированная в Е-2/1 эмульсия направляется в Е-2/4 (на .2 ступень сепарации), или минуя ее ступень предварительного сброса воды (РВС-12, отстойники Е-6/1,2).
Выделившийся газ направляется на факельную свечу. Уровень раздела фаз контролируется по прибору «Гамма-8».
Подогрев нефтяной эмульсии осуществляется на блоке путевых подогревателей ПП-1,6 №1,2. Топливом служит газ, выделившийся на 1 ступени сепарации. Тип горелок – инжекционный. Подогреватель нефти ПП-1,6 оснащен приборами контроля, управления и автоматического регулирования СА-ПНГ, М-2И.
Блок обезвоживания и обессоливания нефти
Нагретая в путевых подогревателях ПП-1,6 водонефтяная эмульсия, содержащая диэмульгатор, поступает в отстойник О-1, где происходит
разделение эмульсии на нефть и воду.
Для контроля за уровнем раздела фаз используется прибор «Элита» с выводом показаний в операторную. Выделившаяся вода дренируется на вход в РВС-1/1(12) (ступени предварительного сброса) или в емкость Е-7 ловушечного хозяйства. Обезвоженная нефть по трубопроводу ДУ-150 направляется на обессоливание в ДГ-2. В трубопровод ДУ-150 перед дегидратором подается пресная вода насосами НВ-1,2 для отмывки солей из нефти. Объем подаваемой воды контролируется счетчиком «ТОР1-50».
Для оптимального перемешивания пресной воды с нефтью, между отстойником обезвоживания и ДГ установлен смеситель, на котором создается перепад давления за счет регулировки задвижкой в ручном режиме. Обессоленная горячая нефть из ДГ-2 по трубопроводу ДУ-150 направляется в емкость сепарации горячей нефти Е-3. Выделившийся газ по трубопроводу ДУ-100 направляется на факел для сжигания, а охлажденная разгазированная товарная нефть по трубопроводу ДУ-200 поступает на узел управления задвижками У-1, где распределяется по товарным резервуарам (РВС-2/1,10) и емкостями (0-5,6)
Для контроля уровня нефти в емкости Е-3 смонтирован уровнемер «Гамма-8», с выводом показаний на операторную.
Блок управления задвижками у-1,2 с товарными резервуарами и емкостями
Подготовленная (товарная) нефть, отвечающая требованиям к качеству согласно карте технологического режима, через узел управления задвижками У-1, по трубопроводу ДУ-150 поступает в емкости О-5,6 или по трубопроводу ДУ-200 в резервуары РВС-1000 Р-2/1 (11), РВС-2000 Р-10.
Емкости О-5,6 с соответствующей обвязкой и свечей рассеивания газа используются как резервные емкости для хранения товарной нефти.
Откачка товарной нефти потребителю из резервуаров и емкостей О-5,6 производится по трубопроводу ДУ-200, насосами НН-3,4, через оперативный узел учета товарной нефти.
5. ПОДЗЕМНЫЙ РЕМОНТ
5.1 Виды подземного ремонта
Цикл эксплуатации нефтяной скважины состоит из следуют и последовательно выполняемых процессов:
а) отбор пластовой жидкости, т. е. эксплуатация скважин;
б) поддерживание технологического режима эксплуатации скважин - подземный и капитальный ремонты, гидравлический разрыв, промывка, кислотная обработка призабойной зоны и т. д.
В процессе эксплуатации возникают различные нарушения нормальных условий работы наземного и подземного оборудования, которое, в зависимости от поломки, требует ремонта или замены. В связи с этим существует несколько видов ремонта оборудования:
- текущий;
- планово-предупредительный;
- восстановительный;
- капитальный.
Текущий ремонт скважины включает в себя замену подземного оборудования, очистку труб от смолопарафинистых веществ, солей, песка, а также ряд мероприятий, которые способствуют увеличению производительности скважин: соляно-кислотная обработка призабойной зоны скважины, глинокислотная обработка, закачка в пласт поверхностно-активных веществ (ПАВ), глубоко проникающий гидравлический разрыв пласта. Цель текущего ремонта - устранение неполадок, нарушающих режим работы скважины. Текущий ремонт подразделяется на планово-предупредительный и восстановительный.
Планово-предупредительный - это ремонт согласно календарному графику (месяц, квартал, год).
Восстановительный - это ремонт, вызванный непредвиденным нарушением технологического режима, включающий в себя полное прекращение извлечения нефтепродуктов из скважины.
Капитальный ремонт скважины - это комплекс работ, связанных с восстановлением работоспособности обсадных колонн, цементного кольца, призабойной зоны, ликвидацией аварий, а также спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и спуске пакера, клапанов-отсекателей, газлифтного оборудования. На многих месторождениях страны проводятся восстановительные работы на ранее бездействующих скважинах, ввод которых в эксплуатацию позволит добыть дополнительно сотни тонн нефти и газа.
5.2 Оборудование и инструменты применяемые при ремонте
Для проведения ремонта скважин применяется множество агрегатов и инструментов. Оборудование и инструменты применяемы при ремонте:
Для обслуживания скважин без стационарных вышек применяют подъемники, несущие вышку. Нашей промышленностью выпускаются следующие агрегаты:
Агрегат АзИНмаш-37А
Агрегат АзИНмаш-37А смонтированный на шасси автомобиля КрАЗ-255Б, предназначен для текущего ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин глубиной до 2900 м. Имеет следующие основные узлы: лебедку, вышку с талевой системой, переднюю и заднюю опоры вышки, кабину оператора, а также гидравлическую, пневматическую и электрическую системы управления агрегатом и другие вспомогательные узлы и механизмы.
Также применяются: Установка УПТ-32, АзИНмаш – 43А, Агрегат А-50М
Для ремонта также применяются инструменты и механизмы.
Талевая система
Мачты подъемных установок двухсекционные, телескопические с открытой передней гранью изготовлены из трубного проката. В рабочее положение сложенная мачта устанавливается гидравлическими домкратами, выдвижение верхней секции производится вспомогательной лебедкой агрегата через систему тросов. Мачта устанавливается с наклоном 4...6°.
Кронблоки
Кронблоки эксплуатационные являются неподвижной частью талевой системы.
Кронблоки КБН предназначены для работы в районах с умеренным климатом, типа КБ - в умеренном и холодном климате.
Последние изготавливаются двух видов:
- исполнение I - для передвижных подъемных установок и стационарных эксплуатационных мачт;
- исполнение II - с подкронблочной рамой для стационарных эксплуатационных вышек
Талевые блоки
Талевые блоки - подвижная часть талевой системы при спуско-подъемных операциях, предназначены для работы в районах с умеренным климатом (тип БТН) и с умеренным и холодным климатом.
Талевые блоки всех типоразмеров (конструктивно отличающиеся друг от друга только числом канатных шкивов) представляют собой канатные шкивы, насаженные на роликоподшипниках на ось, неподвижно установленную в двух щеках, закрепленных гайкой. Канатные шкивы на оси отделены друг от друга распорными кольцами.
Оснастка талевой системы
Оснастка талевой системы - это последовательность навивки каната на шкивы кронблока и талевого блока исключающая трение ветвей друг о друга. Оснастка определяется числом шкивов, находящихся в работе.
Если «мертвый» конец каната закрепляется на низ вышки, то поднимаемый груз распределяется на2г струн каната, если же «мертвый» конец закрепляется на подвижный блок, то груз распределяется на 2г + 1 струн, где 2 - число подвижных шкивов талевого блока.
Элеваторы
Элеватор - инструмент, которым осуществляется захват трубы или штанги при ее подъеме, спуске или удержании на весу. Элеватор подвешивается к крюку талевой системы при помощи серьги или штропов.
По конструкции элеваторы подразделяются на балочные и стержневые.
Ключи штанговые
Свинчивание и развинчивание насосных штанг и муфт при ремонте скважин осуществляют при помощи штанговых ключей, изготовляемых для проведения работ вручную и с автоматами.
Ключ КШ предназначен для ручной работы.
Трубные и штанговые механические
Ключи
В комплексе основных работ, связанных с подземным ремонтом скважин, наиболее тяжелые и трудоемкие - это операции по спуску и подъему насосно-компрессорных труб и штанг. Они в зависимости от характера ремонта и числа, находящихся в скважине труб и штанг, занимают от 50 до 80 % от общего баланса времени, затрачиваемого на ремонт скважины.
5.3 Технология проведения спуско-подъемных операций
Любой вид работ по текущему или капитальному ремонту скважин связан с необходимостью подъема и обратного спуск в них насосно-компрессорных труб, штанг и насосов. Этот вид работ называется спуско-подъемными операциями.
Подъем труб из скважины осуществляют после проведения подготовительных работ, которые включают следующие операции:
-глушение скважины для предупреждения возможного ее фонтанирования.
-подготовку рабочей площадки для проведения работ и расстановку спуско-подъемных инструментов.
-разборку фонтанной арматуры. Ее проводят, начиная с отсоединения боковых отводов, будучи убежденными, что арматура не находится под давлением, после чего разъединяют болтовые соединения между центральной задвижкой и промежуточной катушкой арматуры. В процессе разъединения фланцев арматура поддерживается на весу стропом, надетым на крюк полиспастной системы. Сняв болты, арматуру приподнимают, над устьем, отводят в сторону и укладывают на прискважинную площадку так, чтобы она не мешала дальнейшему проведению работ.
-разборку канатной подвески и устьевого сальникового оборудования при эксплуатации скважин ШСН. Проводя эти работы, головку балансира станка-качалки следует отвести в сторону, чтобы не мешать прохождению талевого блока и крюка.
Подъем труб
Оператор подает к устью скважины подвешенный на крюке элеватор, надевает его на трубу, удерживаемую спайдером автомата, и закрывает створку элеватора. Тракторист поднимает колонну до выхода на поверхность следующей муфты; при этом муфта приподнимается над опорной поверхностью клиньев спайдера на высоту, достаточную для подкладывания вилки. Оператор подкладывает вилку, после чего колонну труб опускают. Колонна удерживается в подвешенном состоянии клиновым захватом спайдера. Затем вытаскивают вилку, устанавливают стопорный и трубный ключи, после чего включают автомат на развинчивание трубы.
После полного развинчивания трубы и снятия ключей тракторист поднимает трубу. Оператор отводит нижний конец трубы в сторону и передает ее помощнику оператора, который укладывает ее на мостки. Тракторист опускает трубу. Оператор снимает с трубы элеватор и подает его опять к автомату, после чего операции повторяются.
Спуск труб.
При спуске труб, работая с автоматом, не пользуются подкладной вилкой, так как ее функции выполняет элеватор. Оператор и помощник оператора оттягивают элеватор, подвешенный на крюке, в сторону мостков и надевают его на трубу, захлопывают его створку на защелку и поворачивают элеватор створкой кверху. Тракторист поднимает трубу с мостков, а помощник оператора, поддерживая трубу рукой или железным крючком, передает ее оператору, который, приняв трубу, очищает резьбу щеткой и направляет конец трубы в муфту опущенной в скважину трубы. Помощник оператора устанавливает стопорный ключ на муфте трубы, зажатой клиновым захватом спайдера. Оператор надевает на трубу трубный ключ и включает автомат на свинчивание. После свинчивания на один момент автомат включается на обратный ход для освобождения зажатых ключей.
Выключают автомат и снимают трубные ключи. Тракторист поднимает колонну труб для расклинивания ее от клинового захвата, затем спускают трубы в скважину плавно уменьшая скорость спуска к моменту посадки элеватора на опорную поверхность клинового захвата. Оператор открывает элеватор, снимает его с трубы. Далее операции повторяются.
Спуско-подъемные операции насосных штанг могут производиться при ручном и механизированном свинчивании и развинчивании, выполняемом автоматами АШК.
При выполнении спуско-подъемных операций с трубами и штангами оператор и помощник оператора должны следить за состоянием поднимаемых труб и штанг. При обнаружении на трубах и штангах вмятин, трещин, каверн, порчи резьбы такие трубы и штанги должны выбраковываться и заменяться новыми. Не допускается спуск в скважину штанг, имеющих погнутость или сильно стертые муфты.