Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

117
Примеры обследования детей раннего возраста
ПРИМЕР 1
Катя (2 года 1 месяц), родилась недоношенной в сроке 32 недели беременности. Диагноз «детский церебральный паралич, спастическая диплегия». Жалобы на двигательные нарушения (ребёнок ползает, сидит с поддержкой, не стоит, не ходит), недоразвитие речи (произносит отдельные слова). На приёме у психолога: хорошо вступает в контакт, с интересом выполняет предлагаемые задания, особенно ей нравятся картинки и детские книжки с рисунками. Действия с предметами выполняет, но с некоторыми ограничениями (движения неловкие, неточные, особенно трудно даются действия с двумя предметами одновременно).
ПРОФИЛЬ РАЗВИТИЯ КАТИ С.
(хронологический возраст обозначен толстой линией, крестиками обозначены показатели возраста разви- тия в разных сферах)
Мюнхенская функциональная диагностика развития
2–3 год жизни
Фамилия, имя: Катя С.
Дата рождения 25.03.2014
Дата
обсле-
дования
Хроноло-
ги ческий
возраст
Возраст
хватания
Возраст
перцепции
Возраст
речи
Возраст
понимания
речи
Возраст
само обслу-
живания
Возраст
социального
развития
27.04.2016 30 29 28 27 26 25 24 23 22
×
×
×
21 20 19
×
×
18 17 16
×

118
ПРИМЕР 2
Ваня П. (2 года 5 месяцев), диагноз «последствия раннего органического поражения ЦНС». Жалобы на недоразвитие речи, отсутствие интереса к занятиям с игрушками, непонимание обращений взрослых.
На приёме у психолога пассивен, интереса к игрушкам и пособиям не проявляет, постоянно передвигается по кабинету, берет игрушки, но быстро их выпускает. В общении пользуется звуком «ы-ы», если что-то хочет попросить.
ПРОФИЛЬ РАЗВИТИЯ ВАНИ П.
(хронологический возраст обозначен толстой линией, крестиками обозначены показатели возраста развития в разных сферах).
Мюнхенская функциональная диагностика развития
2–3 год жизни
Фамилия, имя: Ваня П.
Дата рождения 22.11.2013
Дата
обсле-
дования
Хроноло-
ги ческий
возраст
Возраст
хватания
Возраст
перцепции
Возраст
речи
Возраст
понимания
речи
Возраст
само обслу-
живания
Возраст
социального
развития
30.04.2016 30 29 28 27 26 25 24 23 22
×
21 20 19
×
×
×
×
18 17 16
×


119
ПРИМЕР 3
Артем М. (2 года 10 месяцев), в анамнезе хроническая гипоксия плода, диагноз «последствия раннего органического поражения ЦНС». Жалобы на трудности управления поведением ребёнка: «не слушается, вредничает, не понимает запретов, устраивает истерики, не хочет ничему учиться, не можем приучить к горшку». На приёме у психолога отказывается вступать в контакт, бегает беспорядочно по кабинету, хватает все подряд, «сметает» все на своем пути, на слова психолога никак не реагирует. Обследовать ребёнка удалось, посадив его на колени к матери и ограничив обзор ребёнка, так как только в этом положении он мог сосредоточить внимание на диагностических заданиях.
Мюнхенская функциональная диагностика развития
2–3 год жизни
Фамилия, имя: Артем М.
Дата рождения 05.05.2013
Дата
обсле-
дования
Хроноло-
ги ческий
возраст
Возраст
хватания
Возраст
перцепции
Возраст
речи
Возраст
понимания
речи
Возраст
само обслу-
живания
Возраст
социального
развития
10.03.2016 36 35 34 33 32 31 30 29 28
×
×
×
27 26 25 24 23 22
×
21 20 19
×
×
×
18 17 16

120
Данные примеры показывают следующее:
• все дети отстают в развитии во всех сферах;
• степень отставания различается в разных сферах;
• три примера демонстрируют типичный профиль развития детей с преимуществен- но двигательными нарушениями (пример 1), с преимущественно умственными нарушени- ями (пример 2), с преимущественно эмоцио- нальными нарушениями (пример 3);
• для детей с преимущественно двигательными нарушениями в профиле развития характер- но снижение показателей в сферах ручных умений, речи и самостоятельности; при этом показатели развития в сферах понимания речи, перцепции и социального развития нахо- дятся на относительно более высоком уровне;
• для детей с преимущественно умственными нарушениями в профиле развития характерно существенное снижение показателей по всем сферам развития, однако показатели социаль- ного развития несколько выше;
• для детей с преимущественно эмоциональ- ными нарушениями характерен крайне не- равномерный профиль развития: показатели развития в разных сферах значительно раз- личаются между собой; в большей степени сохранны показатели ручных умений и перцеп- ции (невербальный интеллект), в то же время показатели социального развития, речи, пони- мания речи существенно снижены;
• у детей с разными видами нарушений стра- дает, как правило, развитие самостоятельно- сти (в том числе навыков самообслуживания), однако причины недоразвития этой важней- шей для социальной адаптации ребёнка сферы различны (двигательная недостаточность, ум- ственная недостаточность, трудности взаимо- действия со взрослыми, а также гиперопека со стороны родителей);
• уровень социального развития также разли- чается у детей с разными видами нарушений, и в первую очередь можно отметить наруше- ние детско-родительского взаимодействия.
Таким образом, результаты анализа профиля развития, полученного с помощью МФДР, могут повлечь различные рекомендации для организации терапии с ребёнком, а также обучения родителей взаимодействию с ним.
МФДР использовалась нами также для оценки эффективности педагогической работы в процес- се раннего вмешательства. Оценке подвергались результаты применения
Монтессори-терапии.
Оценка эффективности помощи детям с наруше- ниями в развитии в нашей стране затруднена тем обстоятельством, что дети не получают терапию только с помощью одной методики/технологии.
Как правило, специализированные коррекцион- ные и реабилитационные учреждения предлагают разные методики, и родители нацелены на получе- ние максимально возможной помощи, поэтому они не выбирают методики, а используют в максималь- ном объеме предлагаемые. Ограничения в выборе методик родители связывают только с финансовы- ми или организационными возможностями. Кроме того, не представляется возможным отследить, сколько и каких «терапий» получает ребёнок одно- временно. Это создает дополнительные трудности при проведении исследований по оценке эффек- тивности/результативности конкретных методик в работе с детьми с нарушениями развития.
Педагогическая система Монтессори направле- на на развитие разных сторон у ребёнка, поэтому мы предположили, что она может эффективно ис- пользоваться в системе раннего вмешательства или ранней комплексной помощи детям с наруше- ниями развития. Продолжительность курса терапии
Монтессори составляла 3–4 недели, за это время с каждым ребёнком было проведено от 9 до 15 занятий, в среднем — 12. Продолжительность каждого занятия была разной в зависимости от возраста ребёнка — от 20 до 30 минут. Далее пред- ставлены результаты использования лечебной пе- дагогики Монтессори с 78 детьми в возрасте от 4 месяцев до 3 лет 4 месяцев.
Оценка каждого ребёнка также проводилась дважды: в начале и по окончании курса терапии
Монтессори (таблица 11.5). Вычислялось число детей, возраст развития у которых увеличился более чем на 1 месяц. Мы рассуждали следующим образом: ребёнок получал Монтессори-терапию менее 1 месяца, поэтому в обычных условиях, без терапевтического вмешательства, его возраст развития также должен увеличиться на 1 месяц.
Однако если за время терапии показатель возрас- та развития данного ребёнка увеличился более чем на 1 месяц, это свидетельство его развития в ус- ловиях терапевтического вмешательства и может быть расценено как эффект Монтессори-терапии.


121
Область развития
по МФДР
Число детей,
подлежавших
оценке в данной
области
Число детей, возраст
развития которых
увеличился более
чем на 1месяц
Число детей, возраст
развития которых
не изменился
абс.
%
абс.
%
Возраст ручных умений
75 28 37,3 47 62,7
Возраст перцепции
76 36 47,4 40 52,6
Возраст понимания речи
73 23 31,5 50 68,5
Возраст речи
75 8
10,7 67 89,3
Социальный возраст
76 16 21,1 60 78,9
Возраст самостоятельности
67 12 17,9 55 82,1
Всего показателей для оценки
442 123 27,8 319 72,2
Таблица 11.5 — Показатели возраста развития детей в начале и по окончании сессии Монтессори-терапии (по
Мюнхенской функциональной диагностике развития)
Примечание. Изменения показателей возраста развития детей не являются случайными (критерий χ
2
, р = 0,01).
Данные таблицы свидетельствуют, что 27,8% показателей возраста развития у детей улучшились более чем на 1 месяц. Наибольшие изменения произошли в показателях возраста перцепции, возраста ручных умений и возраста понимания речи.
Наименьшие изменения произошли в показателях возраста речи и возраста самостоятельности. У 61
(78,2%) ребёнка отмечены изменения хотя бы одного показателя возраста развития. Следовательно, только у 17 (21,8%) детей не было изменений в показателях возраста развития — как правило, это дети с нарушениями развития тяжелой степени.
Таким образом, Мюнхенская функциональная диагностика развития решает широкий круг задач в системе раннего вмешательства: выявление детей с нарушениями развития, оценка профиля развития ребёнка; определение задач терапии с ре- бёнком и его родителями, оценка эффективности вмешательства.
К преимуществам МФДР можно отнести:
• необходимость специальной подготовки к профессиональному использованию данной методики;
• возможность многосторонней оценки разви- тия ребёнка раннего возраста;
• использование разных критериев оценки наличия отставания в развитии в зависимости от задач оценивания;
• простота в использовании, кратковременность процедуры оценивания;
• простота определения задач и направлений работы с ребёнком на основании диагностики;
• возможности использования в работе с роди- телями с целью повышения их реабилитацион- ной родительской компетентности.
К недостаткам данной методики можно отнести:
• ограничение широкого использования данной методики в системе раннего вмешательства в связи с необходимостью специальной под- готовки к профессиональному использованию;
• недостаточно детализированно представлены показатели развития речи и социального раз- вития ребёнка раннего возраста, что ограни- чивает ее использование в работе с детьми с расстройствами речи, эмоциональными на- рушениями и расстройствами аутистического спектра.


122 12. Список использованных источников
1. Авдеева, Н. Н., Хаймовская, Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трёх лет в семье и доме ребёнка / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская. — М.: Смысл, 2003.
2. Аксенова, Л. И. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до
3-х лет / Л. И. Аксенова [и др.] // Дефектология. — 2002. — № 5. — С. 3–22.
3. Андрущенко, Н. В. Регуляторные расстройства в младенческом и раннем детском возрасте: учебное пособие / Н. В. Андрущенко. — СПб.: Издательство ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И. И. Мечникова, 2015. — 80 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель,
2006. — 222 с.
5. Валитова, И. Е. Закономерности развития ребёнка в раннем периоде онтогенеза как основа раннего вмешательства // Ученые записки БрГУ им. А. С. Пушкина. — 2007. — С. 104–114.
6. Валитова, И. Е. Эмоциональные нарушения у детей раннего возраста: проблемы их распознавания и кор- рекции // Вестник Брестского университета. — 2008. — № 3. — С. 89–95.
7. Валитова, И. Е. Психологические компоненты процессов сна и питания в раннем детстве // Вестник
Брестского университета. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. — 2013. — № 1. — С. 139–145.
8. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика,
1991. — 480 с.
9. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до шести лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — М.:
ИНТОР, 1996. — 160 с.
10. Кистяковская, М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М. Ю. Кистяковская. — М.:
Педагогика, 1970. — 223 с.
11. Косенкова, Е. Г. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему / Е. Г.
Косенкова, И. М. Лысенко, Г. К. Баркун, Л. Н. Журавлева // Охрана материнства и детства. — 2012. — № 2 (20). — С. 113–118.
12. Косенкова, Е. Г. Клинические обзоры. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему / Е. Г. Косенкова, И. М. Лысенко, Г. К. Баркун, Л. Н. Журавлева. Охрана материнства и детства. — 2012. — № 2 (20). — С. 113–117.
13. Крэйн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крэйн. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК,
2002. — 512 с.
14. Лич, П. Младенец и ребёнок: от рождения до пяти лет / П. Лич; пер. с англ. — 2-е изд. — М.: Педагогика,
1988. — 317 с.
15. Луковцева, В. В. Психическое развитие недоношенного младенца / В. В. Луковцева, Л. Л. Баз // Вопросы психологии. — 1999. — № 6. — С. 29–35.
16. Микиртумов, Б. Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев,
С. В, Гречаный. — СПб.: Питер, 2001. — 256 с.
17. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. — СПб.: Питер, 2002. — 464 с.
18. Fuentes, J. Расстройства аутистического спектра / Fuentes J., Bakare M., Munir K., Aguayo P., Gaddour
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

N., Öner Ö. // Перевод на русский язык : Переводчик: К. Мужановский, Редактор: О. Доленко, Д.
Марценковский [Электронный ресурс]: //http://iacapap.org/wp-content/uploads/C.2-ASD-russian-2015.pdf.
(Дата доступа — 18.05.2017).
19. Стерн, Д. Межличностный мир ребёнка. Взгляд с точки зрения психоанализа и психологии развития / Д.
Стерн. — СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006. — 384 с.
20. Ушакова, Т. А. Речь и коммуникация годовалого ребёнка в период преодоления депривационного син- дрома / Т. А. Ушакова // Проблемы онтолингвистики: механизмы усвоения языка и становление речевой компетенции — 2015: материалы международной конференции (18–20 мая 2015 г., Санкт-Петербург). —
СПб., 2015.
21. Хелльбрюгге Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития: второй и третий год жизни / Т.
Хельбрюгге [и др.]; под ред. Т. Хелльбрюгге. — Минск: Открытые двери, 1997. — 123 с.
22. Хелльбрюгге, Т. Мюнхенская функциональная диагностика развития: первый год жизни / Т. Хельбрюгге
[и др.]; под ред. Т. Хелльбрюгге. — Минск: Открытые двери, 1997. — 210 с.

123 23. Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по ру- сифицированной шкале RCDI-2000 / И. Чистович, Ж. Рейтер, Я. Шапиро. — Санкт-Петербург. — 2000. —
17 с.
24. Чистович, И. Руководство по оценке развития младенцев до 16 месяцев на основе русифицированной шкалы KID / И. Чистович, Ж. Рейтер, Я. Шапиро. — Санкт-Петербург, 2000. — 64 с.
25. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для вузов по направлению и психол. спец. / Д. Б.
Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — М.: Академия, 2004. — 384 с.
26. Bölte, S. (2006). M-CHAT. The Modified Checklist for Autism in Toddlers.
27. Joseph Hagan, Jr., Judith S. Shaw, and Paula M. Duncan, 2008, Elk Grove Village, IL: American Academy of
Pediatrics. Special acknowledgements to Susan P. Berger, PhD; Jenny Burt, PhD; Margaret Greco, MD; Katie
Green, MPH, CHES; Georgina Peacock, MD, MPH; Lara Robinson, PhD, MPH; Camille Smith, MS, EdS; Julia
Whitney, BS; and Rebecca Wolf, MA. Caring for your baby and young child: birth to age 5, Fifth Edition, edited by Steven Shelov and Tanya Remer Altmann © 1991, 1993, 1998, 2004, 2009 by the American Academy of
Pediatrics and bright futures: guidelines for health supervision of infants, children, and adolescents, Third Edition
[Электронный ресурс]: //https://www.cms.gov/Outreach-and-Education/Outreach/WrittenMaterialsToolkit/
Downloads/ToolkitPart11.pdf (Дата доступа — 06.05.2017).
28. M-CHAT. Модифицированный контрольный список по аутизму в раннем возрасте). [Электронный ресурс]
//www.kgu.de/zpsy/kinderpsychiatrie/Downloads/M_CHAT_Instruktion.pdf (Дата доступа 18.05.2017).
29. Palisano, R. Livingston GMFCS — E & R (Gross Motor Function Classification System) / Palisano R. Rosenbaum
P., Bartlett D. M. — CanChild Centre for Childhood Disability Research, McMaster University, 2007.
[Электронный ресурс]: //https://www.canchild.ca/system/tenon/assets/attachments/000/000/058/original/
GMFCS-ER_English.pdf (Дата доступа — 14.04.2017, 19.04.2017, 03.05.2017).
30. Russell, D. J. Gross Motor Function Measure (GMFM-66 and GMFM-88) User’s Manual, 2nd Edition / Russell
D. J., Peter L. R., Wright M., Avery L.M. — 2013. — 304 p.
31. Validation of the Nipissing District Developmental Screen For Use With Infants and Toddlers — Working Paper
By V. Susan Dahinten and Laurie Ford, University of British Columbia November 15, 2004 [Электронный ресурс]: //http://www.ndds.ca/images/stories/pdfs/2004Dahinten_Nippising.pdf (Дата доступа — 18.11.2016).
32. Wallner, P. Die Bedürfnisse 0- bis 3-jähriger und Montessori-Ansatz // Inklusion: Menschen mit besonderen
Bedürfnissen und Montessori-Pädagogik. — Lit Verlag Dr. Hopf Berlin, 2010. — S. 274–286.
33. [Электронный ресурс]: //http://www.ndds.ca/usahome.html (Дата доступа — 20.11.2016, 12.12.2016,
9.01.2017, 15.03.2017).
34. [Электронный ресурс]: //https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/.
35. [Электронный ресурс]: //http://www.actearly.wisc.edu/about_us.php.
36. [Электронный ресурс]: //https://depts.washington.edu/isei/member-resources/comprehensive-resources/
cdc-learn-the-signs-act-early/.
37. [Электронный ресурс]: //http://www.brookespublishing.com/resource-center/screening-and-assessment/asq/
asq-3/ (дата обращения 21.09.2016).
38. [Электронный ресурс]: //http://agesandstages.com/products-services/asq3/ (Дата доступа — 21.09.2016,
12.10.2016, 15.11.2016, 18.12.2016, 30.01.2017).
39. [Электронный ресурс]: //https://www.miamiqualitycounts.org/kids-in-the-monitoring-zone-what-to-do-next/
(Дата доступа — 12.10.2016, 16.11.2016).
40. [Электронный ресурс]:
//http://www.alphtc.org/sites/alphtc.org/files/images/ASQ%20training%20
presentation%20to%20be%20uploaded.pdf (Дата доступа — 22.09.16, 16.11.2016, 30.01.2017).
41. [Электронный ресурс: ]//http://www.childhealthcare.org/ug/ASQ-3/ASQ3ug06ch06.065_084.pdf (Дата доступа — 15.10.2016, 16.11.2016).
42. [Электронный ресурс]: //http://www.wpspublish.com/store/Images/Product/DAYC-2_EM-172M.jpg.
43. [Электронный ресурс]:
/https://books.google.by/books?id=_D-nCgAAQBAJ&pg=PA336&lpg=PA
336&dq=article+about+history+and+of+use+developmental+assessment+of+young+children+-
+second+edition&source=bl&ots=1cyA2ycaaN&sig=ogF0pHU1SqSXX7AzCJD8JnClCm8&hl=en&sa=X&ved=
0ahUKEwjn4aGYxfTTAhUCS5oKHbWlDjoQ6AEIRTAG#v=onepage&q&f=false.
44. [Электронный ресурс]: //www.wpspublish.com/store/p/2734/developmental-assessment-of-young-children- second-edition-dayc-2 (Дата доступа — 12.09.2016, 22.09.2016, 16.10.2016, 11.11.2016, 30.01.2017).
45. [Электронный ресурс]:
//www.deepdyve.com/lp/sage/test-review-developmental-assessment-of-young- children-second-edition-iqBDAtq30y (Дата доступа — 12.09.2016, 22.09.2016, 16.10.2016, 11.11.2016,
30.01.2017).