Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
108
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
50%–90%
8–11 мес.
На вопрос «Где мама?» поворачивает голову и ищет.
8,5–11,5 мес. Поворачивает голову, когда родители зовут его по имени.
9,5–12,5 мес. Реагирует на похвалу или запрет.
9 мес.
10,5–14 мес.
Выполняет просьбы «иди сюда!», «дай мне!».
11–15 мес.
По просьбе ищет предмет, с которым играл.
12–16 мес.
По просьбе ищет свою бутылку или чашку, еду.
1 год
13–17 мес.
Показывает или правильно смотрит на какую-либо часть тела.
13,5–18 мес.
Понимает слово «открывать» и открывает коробку.
14–19
мес. Показывает или правильно смотрит на 2 из 4 картинок теста.
15–20 мес.
Показывает или правильно смотрит на свой живот.
1 г. 3 мес.
15,5–21 мес.
Выполняет поручения «Подними куклу и положи ее на стол».
17–23 мес.
Показывает или правильно смотрит на 4 из 8 тестовых картинок.
18–24 мес.
Показывает или правильно смотрит на 3 части тела.
1 г. 6 мес.
19–25 мес.
Показывает или правильно смотрит на 8 из 12 картинок теста.
20–27 мес.
Понимает значение слова «холодный», указывает на холодные вещи или называет их.
21–28 мес.
Понимает слово «большой», берет по поручению самый большой мяч.
1 г. 9 мес.
22–29 мес.
Показывает или смотрит на свою руку.
23–31 мес.
Понимает значение слова «тяжёлый» и показывает на тяжёлый предмет.
24–32 мес.
Узнает 2 способа передвижения на тестовых картинках (птица, рыба).
2 года
25–33 мес.
Понимает 2 из 4 предлогов (на, под, рядом, за).
26–35 мес.
Понимает 2 вопроса «Что делаешь ложкой?» (расческой, кружкой).
27–36 мес.
Понимает значение слова «лёгкий», выбирает самый легкий мяч.
2 г. 6 мес.
28–37 мес.
Понимает 2 вопроса «Что делаешь, когда устал?», «Что делаешь, когда голоден?», «Что делаешь, когда испачкаешься?»
20–39 мес.
По просьбе показывает свой подбородок.
32–43 мес.
Знает, кто он, мальчик или девочка?
34–45 мес.
2 раза показывает правильно самую длинную из 3 линий.
109
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
50%–90%
7,5–10,5 мес. Снимает шапку с головы.
8,5–11,5 мес. Берет кусочек хлеба и съедает его.
9–12 мес.
Пьет, не обливаясь, из чашки, которую ему держат.
9 мес.
10–13,5 мес.
Пробует своими движениями помочь себя одеть.
11–15 мес.
Самостоятельно снимает расстегнутую обувь.
12–16,5 мес.
Сам держит кружку во время питья.
1 год
13–18 мес.
Направляет полную ложку еды ко рту. Допускается разливание, если ему подводят руку почти до рта.
14–19 мес.
Иногда накалывает еду на вилку.
14,5–20 мес.
Самостоятельно пьет из кружки.
15–21 мес.
Под струей воды трет рукой о руку.
1 г. 3 мес.
16–22 мес.
Съедает ложкой часть содержимого из тарелки. Вымазывание допускается.
17–23 мес.
Мешает ложкой содержимое в стакане, наполненном на три четверти, не разливая его.
18–25 мес.
Иногда вытирает себе руки.
1 г. 6 мес.
19–26 мес.
Снимает с себя расстегнутую куртку.
20–27 мес.
Интересуется испражнениями взрослых.
21–28 мес.
Съедает содержимое тарелки ложкой, не разливая.
22–30 мес.
Снимает свою майку.
1 г. 9 мес.
25–31 мес.
Самостоятельно обувается, но не застегивает замки и шнурки.
24–33 мес.
Надевает майку.
2 года
25–31 мес.
Моет свои руки мылом и вытирает их.
26–35 мес.
Сам расстегивает большие пуговицы.
27–37 мес.
Иногда целый день ходит сухой.
28–38 мес.
Иногда остается сухим во время дневного сна.
2 г. 6 мес.
30–41 мес.
Как правило, целый день сухой.
31–42 мес.
Сам себе надевает штаны.
33–45 мес.
Как правило, не мочится на протяжении ночи.
36–49 мес.
Под наблюдением взрослого самостоятельно одевается полностью.
3 года
110
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
50%–90%
8–11 мес.
Отклоняет просьбы протестом.
9–12,5 мес.
По просьбе матери подает предмет.
9 мес.
10–13,5 мес.
Повторяет жест, например, хлопки в ладоши или «пока-пока».
11–14,5 мес.
Ласкает куклу или плюшевую игрушку.
11,5–15,5 мес. Катит мяч взрослому.
12,5–16,5 мес. Повторяет поручения по дому, например, подметание или вытирание пыли.
1 год
13–17 мес.
Помогает убирать игрушки.
14,5–19 мес.
Иногда сам приносит книжки с рисунками, чтобы вместе рассмотреть.
15–20 мес.
Выполняет простые поручения по дому.
1 г. 3 мес.
16–21 мес.
На короткое время остается у знакомых.
17–23 мес.
Сам выбрасывает мусор в мусорный ящик.
18–24 мес.
Охотно играет с ровесниками в «догонялки».
1 г. 6 мес.
19–26 мес.
По собственному побуждению выполняет простые действия с куклой или мягкими игрушками (кормит, расчесывает, одевает, раздевает).
20–27 мес.
Пробует утешать, если кто-то грустный.
1 г. 9 мес.
23–31 мес.
Словесное выражение чувств (боль, страх, голод).
25–34 мес.
Выражает желания в форме «я».
27–36 мес.
Выполняет правила игры: «раз — я, раз — ты!».
3 года
111
Тестовый материал
Для проведения Мюнхенской функциональной диагностики развития используется стандартный материал, помещенный в тестовый чемодан. Однако при отсутствии стандартных материалов их можно приобрести или изготовить в соответствии со следующими списками.
В ТЕСТОВЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ 1-ГО ГОДА
ЖИЗНИ ВХОДЯТ:
• медный колокольчик;
• красная погремушка;
• цветное кольцо диаметром 12 см;
• одноцветные деревянные кубики с длиной ребра
3 см;
• плоские цветные пластиковые кружочки диаме- тром 26 мм в коробочке с внутренним диаме- тром 4,6 см;
• кукла;
• коробка с длиной ребра 7,5 см;
• матерчатая пеленка;
• деревянная машинка длиной 14 см со шнурком;
• папиросная (шелестящая) бумага.
В ТЕСТОВЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ 2-3-ГО ГОДА
ЖИЗНИ ВХОДЯТ:
• руководство по эксплуатации, листки для обсле- дования, блок с профилями развития;
• тестовые картинки: 12 карточек с рисунками;
• тетрадь с тестовыми картинками, примерами предложений;
• книга с картинками, страницы скреплены круглой спиралью;
• блок писчей нелинованной бумаги;
• длинные узкие бумажные полосы;
• доска для вкладывания с 5 выемками и 5 кругами с рисунками;
• коробка для вкладывания с 4 отверстиями и 4 де- ревянными вкладышами разной формы;
• деревянные круги диаметром 11, 8, 5,5 см, по 4 каждого размера;
• доска с отверстиями и цветными цилиндрами;
• пирамидка с кольцами;
• 4 деревянные доски с отверстиями и вкладыша- ми (большой круг, маленький круг, треугольник, четырехугольник);
• шнур с твердым наконечником, 3 деревянных ша- ра-бусины диаметром 3 см;
• деревянная машина длиной 12 см;
• дверная задвижка с наклейкой внутри;
• деревянная утка со шнурком;
• 12 цветных кубиков с длиной ребра 3 см, цвета: красный, желтый, синий, зеленый;
• кукла высотой 30 см;
• маленькая музыкальная шкатулка с ручкой;
• 2 маленьких пластиковых мяча, легкий и тяжелый диаметром 3 см;
• плоские пластмассовые кружочки;
• коробка со спичками без серных головок;
• 2 карандаша, детские ножницы, маленькая банка с откручивающейся крышкой;
• маленький мяч из пеноматериала диаметром 7 см;
• мяч из пенорезины диаметром 15–20 см;
• 2 одинаковых стаканчика с крышками;
• 4 одинаковых плоских коробки, 10x10 см;
• маленький тонкий браслет диаметром 6,5 см;
• три стаканчика одинакового цвета, вкладываю- щихся друг в друга, различающихся диаметром между собой в 1,5 см;
• полоски из сетки, пластилин.
Результаты обследования заносятся в прото- кол, на основании чего строится профиль развития ребёнка.
112
ФОРМА ПРОТОКОЛА
Мюнхенская функциональная диагностика развития
1 год жизни
Фамилия, имя _________________________________
Дата рождения__________________
Дата
обсле-
дования
Возраст,
мес.
Возраст
ползания
Возраст
сидения
Возраст
хождения
Возраст
хватания
Возраст
перцепции
Возраст
развития
речи
Возраст
понимания
речи
Возраст
социаль-
ного
развития
15 14 13 12 11 10 9
8 7
6 5
4 3
2 1
Новорож- денный
Обследующий ______________
113
Мюнхенская функциональная диагностика развития
2–3-й год жизни
Фамилия, имя _________________________________
Дата рождения__________________
Дата
обсле-
дования
Хроноло-
ги ческий
возраст
Возраст
ползания
Возраст
сидения
Возраст
хождения
Возраст
хватания
Возраст
перцепции
Возраст
речи
Возраст
понимания
речи
Возраст
само-
обслужи-
вания
Возраст
социаль-
ного
развития
48 47 46 45 44 43 42 41 40 39 38 37 36 35 34 33 32 31 30 29 28 27 26 25 24 23 22 21 20 19 18 17 16 15 14 13 12 11 10 9
8 7
6
Обследующий _____________________
114
Возможные ошибки при проведении диагностики
Комплексная оценка психического развития ребёнка раннего возраста представляет значительные сложности для оценивающего. При проведении разных диагностических проб специалисты допускают ряд ошибок, в еще большей степени это характерно для родителей. Именно поэтому в скрининговых шкалах зачастую имеется раздел примечаний, в которых оговариваются правила и указываются возможные ошибки при проведении отдельных проб. Далее мы рассмотрим возможные ошибки, которые часто допускаются специалистами при проведении отдельных заданий из Мюнхенской функциональной диагностики развития (таблицы 11.2–11.4).
Показатели оценки
Правила проведения и ошибки
Нормативный возраст
Поведение ребёнка
Конец 3-го месяца
Двигает полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним красного предмета
Красную погремушку помещают перед лицом ребёнка на расстоянии 30 см, игрушку не передвигают, к руке ребёнка не приставляют
Конец 4-го месяца
Ладони преимущественно полураскрыты; забавляется своими руками; берет в рот игрушку (координация рука-рот)
Конец 5-го месяца
Тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее
Конец 6-го месяца
Целенаправленно хватает предложенную игрушку
Игрушка расположена так же, ребёнок сам тянет руку к игрушке, перед игрушкой ладонь раскрывается и замыкается уже на игрушке
Конец 7-го и 8-го месяца
Хватает каждой рукой по одному кубику и сам держит их непродолжительное время
Предлагаем ребёнку кубик, после захвата одной рукой предлагаем второй кубик; если ребёнок выпускает кубик из первой руки, не помогаем удерживать, проба считается невыполненной
Таблица 11.2 — Оценка хватания (сфера ручных движений)
115
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Показатели оценки
Правила проведения и ошибки
Нормативный возраст
Поведение ребёнка
Конец 1-го месяца
Глазами прослеживает за красной погремушкой в обе стороны на расстояние до угла
45 градусов
Погремушка предъявляется по средней линии перед лицом ребёнка на расстоянии 30 см, фиксируется взгляд ребёнка на погремушке, после чего медленно погремушка сдвигается сначала вправо, затем обратно и влево.
Ошибка: перемещать погремушку, пока ребёнок не зафиксировал взгляд на ней
Конец 2-го и 3-го месяца
Следит взглядом за красной погремушкой, глазные яблоки передвигаются от одного до другого угла глаза
Реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движений
Колокольчик располагается так, чтобы ребёнок его не зафиксировал глазами; ошибочно двигать своей рукой с колокольчиком перед глазами ребёнка. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок реагировал только на звук
Конец 5-го месяца
Ищет источник звука от шелестящей бумаги, поворачивая голову
Ребёнок не должен видеть бумагу, надо зафиксировать его реакцию на звук
Конец 12 месяца
Тянет понравившуюся игрушку за шнурок
Перед ребёнком располагается игрушка со шнурком (машинка, уточка) таким образом, чтобы ребёнку был доступен только шнурок, а игрушка находилась на расстоянии; ребёнку показывают, как двигается игрушка, привлекают его внимание к ней. Ошибочно вложить шнурок в руку ребёнка или привлечь его внимание к шнурку другим способом
Таблица 11.3 — Оценка зрительно-слухо-моторных координаций (сфера перцепции)
116
Показатели оценки
Правила проведения и ошибки
Нормативный возраст Поведение ребёнка
Конец 10-го месяца
При вопросе о знакомом лице или предмете ищет его, поворачивая голову
Ребёнку задают вопрос: «Где …?», называя знакомый ему предмет, животное или человека (Где окно? Где часы? Где цветок? Где папа? Где котик? И др.) Ребёнок в ответ на вопрос начинает поворачивать голову, отыскивая названный предмет.
Эта проба проводится только в знакомых ребёнку условиях, как правило, дома. В кабинете врача нужно дать время ребёнку, чтобы освоиться. Если в кабинете есть часы, ребёнок может не посмотреть на них, так как его реакции строго ситуативны – он будет искать только те часы, с которыми его знакомили дома. Поэтому в кабинете ребёнок может реагировать на слово «папа», если папа присутствует, на слово «тетя», поворачивая голову в сторону врача.
Задавая вопрос, взрослый не должен показывать рукой в сторону называемого предмета, поворачивать голову, двигать глазами, так как ребёнок может просто следовать за движениями взрослого, повторяя его жесты и движения. Необходимо же определить реакцию только на слово, то есть на звучащий стимул. Ребёнок должен продемонстрировать, что он уловил связь между предметом и его названием
Конец 11-го месяца
Реагирует на запреты прекращением своей деятельности
Обследующий создает ситуацию, в которой необходимо запретить ребёнку что-либо сделать. Например, ребёнка можно поместить в непосредственной близости от розетки, закрытой защитной пластиной. В тот момент, когда ребёнок хватает запрещенный предмет, мать, обращаясь к нему, подчеркнуто произносит: «Нет» или
«Нет, нет!». Ребёнок останавливается и на мгновение прекращает свою деятельность. Часто при этом он смотрит на человека, от которого исходит запрет. Важно зафиксировать именно прекращение действия хватания.
Мать также может сообщить несколько примеров, которые показывают наличие у ребёнка реакции на запрет, и тогда считается, что понимание речи соответствует 11 месяцам
Конец 12-го месяца
Выполняет простые требования
В комнате помещают несколько предметов, знакомых ребёнку. Затем обследующий просит мать, чтобы она предложила ребёнку принести ей один из них. Она говорит, например: «Принеси мне мяч!» или «Принеси мне куклу!» и др., не показывая при этом на игрушку.
Ребёнок двигается к нужному предмету, берет его в руку и протягивает матери.
Таблица 11.4 — Оценка понимания речи