Файл: Выявление нарушений развития у детей раннего возраста в системе раннего вмешательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101
Таблица 11.1 — Показатели развития ребёнка первого года жизни
Диагностика «Возраста ходьбы»
Диагностика «Возраста хватания»
Новорожденный
Примитивная реакция опоры ног: выпрямление бедер и коленей при постановке на ноги.
При переносе массы тела автоматическое шаговое движение
Ладони преимущественно закрыты.
Выражен хватательный рефлекс руки
Конец 1-го месяца
Как у новорожденного
Переходная фаза: ладони чаще всего слегка раскрыты
Конец 2-го месяца
Переходная фаза: постепенное затухание реакции опоры и шагового автоматизма
Конец 3-го месяца
Дотрагивается до пола согнутыми ногами
Двигает полуоткрытой ладонью в направлении находящегося перед ним красного предмета
Конец 4-го месяца
При соприкосновении с подстилкой повторяющееся попеременное сгибание и выпрямление конечностей в коленном и голеностопном суставах
Ладони преимущественно полураскрыты.
Забавляется своими руками.
Берет в рот игрушку (координация рука-рот)
Конец 5-го месяца
Опирается на кончики пальцев
Тянется рукой к игрушке и дотрагивается до нее
Конец 6-го месяца
Выпрямляет ноги в коленях и слегка в бедрах, при этом принимает вес тела как минимум на 2 секунды
Иногда ставит ноги на всю подошву
Целенаправленно хватает предложенную игрушку.
Ладонный захват: всей поверхностью ладони и вытянутым большим пальцем.
Перекладывает игрушку из одной руки в другую
Конец 7-го месяца
Поддерживаемый за туловище, пружинит (= танцует) на твердом основании
Хватает каждой рукой по одному кубику и держит их непродолжительное время.
Берет кружок всеми пальцами и вытянутым большим, не дотрагиваясь внутренней поверхностью ладони
Конец 8-го месяца
Переходная фаза между 7 и 9 месяцами
Конец 9-го месяца
Придерживаемый за руки, стоит, полностью принимая вес тела, по крайней мере в течение 30 секунд
Намеренно упускает предмет
Конец 10-го месяца Стоит самостоятельно, придерживаясь за что-либо
«Пинцетный захват»: берет маленький предмет вытянутым указательным и противопоставленным большим пальцем.
Несколько раз ударяет двумя кубиками друг о друга
Конец 11-го месяца Самостоятельно подтягивается, придерживаясь за мебель, чтобы встать.
Переменные шаговые движения на месте и в сторону.
При поддержке за обе руки делает шаги вперед
Щипцовый захват: захватывает маленький предмет подушечками согнутого указательного и противопоставленного большого пальцев
Конец 12-го месяца Ходит вдоль мебели.
Делает шаги вперед, придерживаемый за одну руку


102
Диагностика «Возраста перцепции»
Диагностика «Возраста речи»
Новорожденный
С неудовольствием реагирует на экстремальные воздействия света и шума
С неудовольствием реагирует на экстремальные воздействия света и шума
Конец 1-го месяца
Глазами прослеживает за красной погремушкой в обе стороны на расстояние до угла 45°
Гласные звуки между а и э, связанные с г/х
(э, а, эге э
/эхе э
, ге э
/хе э
)
Конец 2-го месяца
Следит взглядом за красной погремушкой, глазные яблоки передвигаются от одного до другого угла глаза.
Гортанные звуки: е - хе, ек - хе, е - ррге
Конец 3-го месяца
Первые слоговые цепочки.
Ррр-цепочки
Конец 4-го месяца
Рассматривает игрушку в своей руке
Фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в-подобные).
Смычно-губные согласные (м, б).
Возгласы радости
Конец 5-го месяца
Ищет шелестящую бумагу, поворачивая голову
Ритмические слоговые цепочки
Конец 6-го месяца
Следит за упавшей вниз игрушкой
Лепет: последовательность разнообразных отчетливых слогов с изменением силы звука и высоты тона
Конец 7-го месяца
Пытается придвинуть ближе предмет, который можно достать только через изменение положения тела
Конец 8-го месяца
Шептание
Конец 9-го месяца
Замечает кубик в коробке и хватает его
Отчетливое удвоение слогов
Конец 10-го месяца
Диалог: правильное в звуковом отношении повторение знакомых слогов
Конец 11-го месяца
Первые осмысленные слоги
Конец 12-го месяца Тянет за веревочку понравившуюся игрушку.
«Роняет» кружочки в маленькую коробочку

103
Диагностика
«Возраста понимания речи»
Диагностика
«Возраста социального развития»
Новорожденный
Успокаивается, когда его берут на руки
Конец 1-го месяца
При виде лица человека на мгновение прекращает движения
Конец 2-го месяца
Фиксирует взгляд на лице и прослеживает его движение
Конец 3-го месяца
«Социальная улыбка»
Конец 4-го месяца
Смеется в голос, когда с ним «заигрывают»
Конец 5-го месяца
Конец 6-го месяца
По-разному ведет себя в отношении знакомых и незнакомых людей
Конец 7-го месяца
Внимательно наблюдает за действиями близких взрослых
Конец 8-го месяца
Радостно реагирует на игру в прятки за мебелью
Конец 9-го месяца
Отчетливо распознает чужих
Конец 10-го месяца При вопросе о знакомом лице или предмете ищет его, поворачивая голову
Конец 11-го месяца Реагирует на запреты прекращением своей деятельности
Подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом
Конец 12-го месяца Выполняет простые требования


104
Мюнхенская функциональная диагностика развития (2–3 года)
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА ХОДЬБЫ
50%–90%
9–11,5 мес.
Подтягивается вверх до позиции стоя и стоит несколько секунд.
9 мес.
9,5–12,5 мес. Делает несколько шагов вдоль мебели.
10–13 мес.
Идет при поддержке за обе руки.
10,5–13,5 мес. Поднимается на четвереньках на одну ступеньку вверх.
11–14 мес.
Идет при поддержке за одну руку.
11,5–15 мес.
Самостоятельно стоит в течение 2 секунд.
12,5–16 мес.
Самостоятельно делает 3 шага.
1 год
13–17 мес.
Идет, держа мяч двумя руками.
13,5–17,5 мес. Наклоняется и поднимает что-нибудь с пола, не опираясь.
14–18 мес.
Взбирается на диван и слезает с него.
14,5–19 мес.
Делает три шага назад.
15–19,5 мес.
Залезает и слезает с кресла.
1 г. 3 мес.
15,5–20 мес.
Поднимается на 3 ступеньки «детским» шагом, держась обеими руками за перила.
16,5–21 мес.
Спускается «детским» шагом вниз на 3 ступеньки, держась обеими руками за перила.
17–22 мес.
Не держась руками, в положении стоя, ударяет по мячу ногой.
18–23 мес.
Сходит «детским» шагом вниз на 3 ступеньки, держась одной рукой.
1 г. 6 мес.
19–24 мес.
Делает 3 шага на пальчиках, не держась.
20–26 мес.
Стоит 3 секунды на одной ноге, придерживаясь одной рукой.
21–27 мес.
Делает 5 шагов на пальчиках без поддержки.
1 г. 9 мес.
22–28 мес.
Подпрыгивает на месте 1 раз, не теряя равновесия.
23–30 мес.
Прыгает вперед, не падая.
24–31 мес.
Стоит 2 секунды на одной ноге без поддержки.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

2 года
25–32 мес.
Поднимается на две ступеньки «взрослым шагом» (попеременным), придерживаясь одной рукой.
27–35 мес.
Прыгает через поясок, не прикасаясь к нему.
28–36 мес.
Ездит на 3-колесном велосипеде.
2 г. 6 мес.
29–37 мес.
Спускается на 3 ступеньки взрослым шагом, держась одной рукой.
31–40 мес.
Ловит мяч с расстояния 2 метров.
33–43 мес.
Перепрыгивает через лист бумаги (=20 см), не дотрагиваясь до него.
35–45 мес.
Спускается на 3 ступеньки вниз взрослым шагом, не держась за перила.
3 года
Несколько секунд стоит на одной ноге.
Поднимается вверх по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку, опускаясь, ставит на ступеньку обе ноги.
4 года
Прыгает на двух ногах.
Спускается вниз по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку.

105
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА РУЧНЫХ УМЕНИЙ
50%–90%
8–10,5 мес.
Снимает браслет с руки.
8,5–11 мес.
Ударяет двумя кубиками друг о друга в горизонтальном направлении.
9–11,5 мес.
Берет малый предмет (крошки печенья) выпрямленными указательным и большим пальцами.
9 мес.
9,5–12,5 мес. Берет малый предмет согнутыми указательным и большим пальцами.
10–13 мес.
Передвигает машину на колесах туда и обратно.
10,5–13,5 мес. Листает книгу с картинками.
11–14,5 мес.
Вбрасывает два малых кружка в коробку.
11,5–16 мес.
Вставляет два цилиндра в отверстие подставки.
12–15,5 мес.
Рисует на бумаге точки и черточки.
1 год
12,5–16 мес.
Крутит пробку бутылки в одну и другую сторону.
13–17 мес.
Нанизывает два кольца на пирамидку.
13,5–17,5 мес. Рисует линии (туда и обратно), не отрывая руку.
14–18 мес.
Ребёнок держит в каждой руке по одному кубику и берег третий обеими руками, не выпуская при этом 2 первых.
15,5–20 мес.
Вставляет шнурок в отверстие бусинки.
1 г. 3 мес.
16–21 мес.
Ребёнок рисует линии с закругленными концами туда и обратно.
17–22 мес.
Вкладывает 2 спички в коробку, меняя их положение на 90°.
18–23 мес.
В течение 2 секунд держит по 2 кубика в каждой руке.
1 г. 6 мес.
19,5–25 мес.
Рисует плоскую спираль.
21–27 мес.
Откручивает и закручивает пробку бутылки, при этом держит бутылку сам.
22–28 мес.
Крутит ручку игрушки-шарманки.
1 г. 9 мес.
23–30 мес.
Нанизывает бусинку на шнурок.
24–31 мес.
Рисует округлую спираль.
2 года
25–32 мес.
Самостоятельно закрывает и открывает закрутку бутылки, чтобы достать кристаллики сахара.
26–34 мес.
Строит башню из 8 кубиков.
28–36 мес.
Делает ножницами 2 надреза.
29–38 мес.
Рвет бумагу движениями рук в противоположном направлении.
2 г. 6 мес.
30–39 мес.
Имитирует движение письма.
31–40 мес.
Лепит валик из пластилина.
32–42 мес.
Рисует по образцу горизонтальную линию, которая не выходит за края листа бумаги.
33–43 мес.
Рисует замкнутый круг.
3 года
Копирует круг, повторяет по примеру, пририсует человечка («головонога») без туловища.
4 года
Копирует крест, может сравнить 2 линии по длине, рисует у человека туловище, руки, ноги.


106
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА ПЕРЦЕПЦИИ
50%–90%
8–11 мес.
Находит предмет, спрятанный под кружкой.
9–12 мес.
Ребёнок следит за пальцем, указывающим определенное направление.
9 мес.
9,5–13 мес.
Притягивает к себе игрушку за шнурок.
10,5–14,5 мес. Вкладывает меньшую формочку в большую.
11–15 мес.
Пробует рисовать карандашом.
11,5–16 мес.
Указывает на предмет пальцем.
12–17 мес.
Вкладывает меньшую формочку в среднюю.
1 год
13–18 мес.
Помещает большой круг в соответствующее отверстие вкладыша.
14–19 мес.
Находит предмет, спрятанный под одной из 2 коробок.
15–20 мес.
Опрокидывает бутылку, чтобы достать из нее предмет.
1 г. 3 мес.
17–23 мес.
Вкладывает три чашки (формочки) одну в другую.
18–24 мес.
Вынимает палочку и открывает крышку.
1 г. 6 мес.
19–25 мес.
Вставляет большой и малый круг в соответствующую форму.
21–27 мес.
Вставляет квадрат, треугольник и большой круг в подставку с формами.
1 г. 9 мес.
22–28 мес.
Строит ряд из 5 кубиков по образцу.
23–29 мес.
Вкладывает 3 из 4 форм в коробку с соответствующими формам отверстиями.
24–31 мес.
Дифференцирует кружки по величине.
2 года
25–32 мес.
Классифицирует по цвету 3 из 4 кубиков.
26–33 мес.
Вставляет 3 из 4 кружков во вкладыши, ориентируясь на рисунок.
28–35 мес.
Строит мост из 3 кубиков по образцу.
2 г. 6 мес.
30–38 мес.
Складывает квадрат из 4 кубиков по образцу.
Строит башню из 8 кубиков.
Строит по примеру поезд с трубой.
Вкладывает 2 матрешки одну в другую.

107
ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
50%–90%
8–11 мес.
Повторяет звуки, например, вибрация губ.
8,5–12 мес.
Произносит двойные слоги, например, «ма-ма», «дай-дай», без конкретного значения.
9,5–13 мес.
Проговаривает двойные или состоящие из одного элемента слоги, имеющие значение
(«ко-ко»).
9 мес.
10–13,5 мес.
Выражает желания через определенные звуки, например, говоря «эх».
10,5–14,5 мес. Использует слова «мама», «папа» для определения людей.
11–15 мес.
Произносит 2 слова со смыслом (Папа — на).
12–16,5 мес.
Произносит 3 осмысленных слова.
1 год
13–18 мес.
Мурлычет детскую песенку вместе с поющим.
14–19 мес.
Произносит осмысленно слова с 2 разными гласными, например, «баю».
15–21 мес.
Называет предмет в ответ на вопрос.
1 г. 3 мес.
16–21 мес.
Выражает потребности словами «дай», «ам-ам».
17–23 мес.
Повторяет знакомые слова.
18–25 мес.
Ребёнок отказывается от выполнения задания, используя слово «нет».
1 г. 6 мес.
19–26 мес.
Говорит фразу со смыслом, состоящую из 2 слов на «детском языке».
20–28 мес.
Называет 8 из 12 предметов на картинках теста.
1 г. 9 мес.
22–31 мес.
Использует свое имя, когда говорит о себе.
23–32 мес.
Говорит первые фразы детским языком, состоящие из 3 слов.
24–33 мес.
Называет все предметы на 12 картинках теста.
2 года
25–34 мес.
Говорит о себе, используя слово «я».
26–36 мес.
Говорит 1-е фразы, состоящие из 4 слов «детским языком».
27–38 мес.
Использует числительное 2 для определения нескольких предметов.
28–39 мес.
Использует в своей речи местоимение «мое», «твое».
2 г. 6 мес.
29–41 мес.
Называет предметы во множественном числе на одной из картинок.
30–42 мес.
Говорит одно предложение, состоящее из 5-ти слов «детским языком».
31–44 мес.
Использует вопросительную форму «почему».
32–45 мес.
Повторяет за кем-либо одно из 3 предложений, состоящее из 5 слов.
34–48 мес.
Говорит предложение, состоящее из шести слов.
36–51 мес.
Находит антонимы к 2 прилагательным (горячий, чистый, хороший).
3 года