Файл: Рабочая программа предмет География Уровень образования (класс) основное общее, 8 А, 8 Б, 8 В, 8Г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 115»

(МАОУ «Школа №115»)

Утверждаю

Директор МАОУ «Школа № 115»

_______________ О.А. Назарчук

приказ № ____ от 30.08.2017г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет География

Уровень образования (класс) – основное общее, 8 А, 8 Б, 8 В, 8Г

Учитель Крылова И.Ю.


2017 – 2018 год

Ростов-на-Дону



  1. Пояснительная записка




Элементы


Содержание элементов

  1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Рабочая программа линии УМК «Сфера. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения- 280, из них 70 ч (2 ч в неделю) в 8 классе.

Программа рассчитана на 70 часов, по годовому календарному графику - 68 часов. Программа реализуется в полном объёме за счёт уплотнения учебного материала и резервных часов.

  1. Кому адресована программа

Рабочая программа по курсу «Россия: природа, население, хозяйство» предназначена для организации обучения учащихся 8 класса.

  1. Соответствие государственному образовательному стандарту.

Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Программа разработана на основе авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2017.

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067)

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993).

7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №115»

  1. Цель и задачи программы

Цель курса 8 класса: создать у учащихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных ресурсов.

Задачи:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы России, о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

  1. Специфика программы курса

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами (вопросами): географическое положение Ростовской области; геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; климат и климатические ресурсы; поверхностные и подземные воды; почвы и почвенные ресурсы; растительный и животный мир; природные комплексы, физико-географическое районирование, экологическая обстановка, население.

  1. Виды и формы организации учебного процесса

Главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии, учебное исследование, комплексный анализ карт, сравнительная характеристика и описание географических объектов, классификация географических объектов, индивидуальная работа по карточкам, практические работы, работа с текстом учебника, поиск дополнительной информации в интернете, работа с контурными картами.

8. Система оценки индивидуальных достижений

Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или исследовательской работы.




  1. Содержание учебного предмета




Разделы

Содержание раздела

Введение

Раздел I. Географическое пространство России



Что изучает география России. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Границы России. Государственная территория и государственные границы России. Морские и сухопутные границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Часовые пояса на территории нашей страны. Поясное, декретное, летнее время.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования.

Районирование — важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия — федеративное государство. Разнообразие субъектов федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Раздел 2. Природа России.

Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом. Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма. Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа. Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.

Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат. Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России. Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.

Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы. Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование. Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство. Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.

Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природÐ
  1   2   3






  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета




Раздел



Предметные

Метапредметные

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Раздел I. Географиче­ское про­странство России


Выпускник научится:

различать принципы выде-

ления и устанавливать соот-

ношения между

государственной террито-

рией и исключительной эко-

номической зоной России и

устанавливать соотношения

между ними;

оценивать воздействие геог-

рафического положения Рос-

сии и еѐ отдельных частей

на особенности природы,

жизнь и хозяйственную деяте-

льность населения;

использовать знания о миро-

вом, поясном, декретном, лет-

нем и зимнем времени

для решения практико-ориентированных задач по

определению различий в

поясном времени территорий

с контекстом из реальной

жизни.

Выпускник получит

возможность научиться:

оценивать возможные в

будущем изменения геогра-

фического положения России,

обусловленные мировыми

геодемографическими,

геополитическими и

геоэкономическими

процессами, а также

развитием глобальной

коммуникационной системы

анализировать и

обобщать, делать

выводы,

представлять

информацию в

разных формах

излагать свое

мнение, работать в

малых группах, эффективно

взаимодействовать

при совместном

выполнении

работы, восприни­мать

устную форму

информации

выдвигать версии,

выбирать средства

достижения

осознавать

целостность

взглядов и

многообразие

взглядов на мир, воспринимать

выступления своих

одноклассников;

- проявлять

внимание, жела­ние

больше узнать.

Познавательные:

Раздел 2. Природа России

Выпускник научится:

различать географические

процессы и явления,

определяющие особенности

природы страны и отдельных

регионов;

сравнивать особенности

природы отдельных регионов

страны;

оценивать особенности

взаимодействия природы и

общества в пределах

отдельных территорий;

описывать положение на

карте и взаиморасположение

географических объектов;

объяснять особенности

компонентов природы

отдельных частей страны;

оценивать природные

условия и обеспеченность

природными ресурсами

отдельных территорий

России;

создавать собственные тексты

и устные сообщения об

особенностях компонентов

природы России на основе

нескольких источников

информации, сопровождать

выступление презентацией.

Выпускник получит

возможность научиться:

оценивать возможные

последствия изменений

климата отдельных

территорий страны,

связанных с глобальными

изменениями климата;

делать прогнозы

трансформации

географических систем и

комплексов в

результате изменения их

компонентов.

формирование и развитие посред­ством географи­ческого знания познавательных интересов, интел­лектуальных и творческих спо­собностей уча­щихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, от­бор информации, ее преобразова­ние, сохранение, передачу и пре­зентацию с по­мощью техниче­ских средств и информационных технологий:

– способности к самостоятель­ному приобрете­нию новых зна­ний и практиче­ских умений, умения управлять своей познава­тельной деятель­ностью;

– умения органи­зовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать сред­ства реализации цели и применять их на практике, оценивать до­стигнутые ре­зультаты:

анализировать, сравнивать, клас­сифицировать и обобщать поня­тия;

давать определе­ние понятиям на основе изучен­ного на различ­ных предметах учебного матери­ала;

осуществлять ло­гическую опера­цию установле­ния родо-видовых отношений;

обобщать поня­тия – осуществ­лять логическую операцию пере­хода от понятия с меньшим объё­мом к понятию с большим объё­мом;

строить логиче­ское рассужде­ние, включающее установление причинно-след­ственных связей;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобра­зовывать модели с целью выявле­ния общих зако­нов, определяю­щих данную предметную об­ласть;

представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков; преоб­разовывать ин­формацию из од­ного вида в дру­гой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. представлять ин­формацию в оп­тимальной форме в зависимости от адресата;

понимая позицию другого, разли­чать в его речи: мнение (точку зрения), доказа­тельство (аргу­менты), факты; гипотезы, акси­омы, теории. для этого самостоя­тельно использо­вать различные виды чтения (изучающее, про­смотровое, озна­комительное, по­исковое), приёмы слушания;

самому создавать источники ин­формации раз­ного типа и для разных аудито­рий, соблюдать информационную гигиену и пра­вила информаци­онной безопасно­сти;

уметь использо­вать компьютер­ные и коммуни­кационные тех­нологии как ин­струмент для до­стижения своих целей. уметь вы­бирать адекват­ные задаче ин­струментальные программно-ап­паратные сред­ства и сервисы.

отстаивая свою точку зрения, при­водить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (вла­дение механизмом эквивалентных за­мен);

учиться критично относиться к сво­ему мнению, с до­стоинством при­знавать ошибоч­ность своего мне­ния (если оно та­ково) и корректи­ровать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), до­казательство (ар­гументы), факты; гипотезы, акси­омы, теории;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и догова­риваться с людьми иных позиций.


гуманистические и демократические ценностные ориен­тации, готовность следовать этиче­ским нормам пове­дения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;


проявлять

внимание, желание

больше узнать

Раздел 3. Население России

Выпускник научится:

различать демографические

процессы и явления,

характеризующие динамику

численности населения

России, отдельных регионов

и стран;

анализировать факторы,

определяющие динамику

населения России,

половозрастную структуру,

особенности размещения

населения по территории

России, географические

различия в уровне занятости,

качестве и уровне жизни

населения;

сравнивать особенности

населения отдельных

регионов страны по

этническому,

языковому и религиозному

составу;

объяснять особенности

динамики численности,

половозрастной структуры и

размещения населения

России и еѐ отдельных

регионов;

находить и распознавать

ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного

характера, узнавать в них

проявление тех или иных

демографических и

социальных процессов или

закономерностей;

использовать знания о

естественном и механическом движении населения,

половозрастной структуре,

трудовых ресурсах,

городском и сельском

населении, этническом и

религиозном составе для

решения практико-

ориентированных задач

в контексте реальной жизни.

Выпускник получит

возможность научиться:

выдвигать и обосновывать

с опорой на статистические данные гипотезы об изменении

численности населения

России, его половозрастной

структуры, развитии

человеческого капитала;

оценивать ситуацию на

рынке труда и еѐ динамику.


анализировать

карты с целью

выявления

географии

распространения

мировых религий,

анализировать

карты и

статистические

данные

умение вести самостоятельный

поиск, анализ,

отбор информации, её преобразование,

сохранение,

передачу и

презентацию с

помощью

технических

средств и

информационных

технологий

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;


способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность




  1. Описание материально-технической базы (в соответствии с учебным предметом)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание




Библиотечный фонд




Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Просвещение, 2017г




2.

Печатные пособия




Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География.

Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. М.: Просвещение, 2017.

8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас.

8–9 классы. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс. М.: Просвещение, 2017.

География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017.




3.

Технические средства обучения




Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран




4.

Экранно-звуковые пособия




География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс.

Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой Л.Е.






5. Нормы оценивания
Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;