Файл: Общие признаки воинского коллектива Воинский коллектив.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Известны случаи, когда коллективное мнение имеет отрицательную направленность. Поэтом формирование общественного мнения, его направленности должно быть всегда предметом особой заботы младших командиров и актива подразделения.

Социально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают его членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение — эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Коллективные настроения и чувства характеризуют состояние психологии коллектива: подъем, радость, гнев, возмущение, страх, усталость, апатию, разочарование, ненависть и др.

Коллективное настроение обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Оно мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива — это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны командира.



Не менее важное влияние на функционирование коллектива оказывают коллективные традиции. Они представляют собой относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (вахтенной, боевой) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К числу основных видов традиций относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами коллективного поведения, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие коллектива, способствуют повышению сознательности и дисциплинированности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности.


К сожалению, в воинских подразделениях находит проявление и целый ряд традиций отрицательной направленности (неформальных традиций), противоречащих уставным требованиям и морально-этическим нормам современного цивилизованного общества. Они негативно влияют на эмоциональное состояние многих военнослужащих, воинскую дисциплину, что в целом снижает эффективность функционирования воинского подразделения. К тому же, как подчеркивал А.С. Макаренко, такую традицию невозможно отменить приказом — она «должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли». Вот почему предупреждение складывания неформальных традиций, их разрушение представляют серьезную проблему не только для офицеров-начальников, но и для младших командиров, актива подразделения, всех дисциплинированных военнослужащих.

В качестве весьма важного социально-психологического явления воинского подразделения выступает лидерство.

Считается, что лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу людей, направляя их усилия на достижение поставленных целей. Это естественный социально-психологический процесс, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение всех членов группы или определенной ее части. При этом под влиянием понимается такие действия человека, которые вносят изменения в поведение, отношения и чувства другого человека. Его можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет или пример.

Любая группа, решающая значимую для нее проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера, которого можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. К тому же его неотъемлемым свойством всегда выступает наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Таким образом, лидер — элемент упорядочивания системы человеческого взаимодействия.

В то же время следует учитывать, что общее лидерство в группе складывается из трех компонентов: эмоционального, делового и интеллектуального. Эмоциональный лидер («душа группы») — это человек, к которому каждый член коллектива может обратиться за сочувствием. С деловым лидером («руки группы») хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К интеллектуальному лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить или помочь найти нужную информацию. Естественно, что наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такая универсальность встречается крайне редко. Чаще всего проявляется сочетание двух компонентов, например эмоционального и делового, информационного и делового и т.д.



В зависимости от направленности влияния лидерство можно рассматривать как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Первое способствует осуществлению целей подразделения. Второе формируется на базе стремлений, наносящих ущерб коллективу. Третье не влияет непосредственно на эффективность служебной деятельности (лидерство среди бойцов одного подразделения — любителей футбола). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры. Такой лидер, например, может вступить в конфликт с командованием, санкционируя даже в сфере служебной деятельности только те решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива. Напрямую бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние руководству. Для устранения такого рода лидеров необходимы совместные усилия и офицеров, и младших командиров, и актива подразделения.

Устранение деструктивного лидера наряду с другими факторами обеспечивает развитие сплоченности коллектива.

Объединить военнослужащих в монолитный, сильный коллектив — дело сложное, но необходимое.

Сплоченный и дружный воинский коллектив формируется в ходе всей служебной деятельности и обучения военнослужащих.



Чтобы сплотить вновь прибывших в подразделение военнослужащих с их положительными и отрицательными качествами, особенностями характера, привычками вкусами и т.п., объединить их общими целями и интересами, связать их крепкой дружбой, требуются большие усилия, беспокойство, терпеливая, напряженная работа всех военнослужащих подразделения. Прежде всего сержантов и актива подразделения.

Что же необходимо сделать, чтобы сплотить коллектив?

Прежде всего создать психологические предпосылки для объединения военнослужащих в единый организм. Основной предпосылкой обычно становится формирование у них убежденности в важности и необходимости добросовестной ратной службы, общих целей и взглядов. Большую роль в этом призваны сыграть как сами неравнодушные военнослужащие, так и младшие командиры, актив подразделения. Важно вырабатывать у военнослужащих правильное отношение к коллективу, понимание его роли, формировать тягу к взаимоподдержке.


Всю деятельность коллектива должна пронизывать идея обеспечения безопасности Отечества, поддержания постоянной боевой готовности, укрепления воинской дисциплины. Это еще одно условие формирования и сплочения коллектива.

Правильное решение в коллективе проблемы «командир — коллектив» прежде всего осуществляется через повышение и укрепление авторитета младшего командира. Это достигается не только знанием, пониманием и неукоснительным выполнением каждым военнослужащим основополагающих требований принципа единоначалия, но и обеспечением примерного, достойного подражанию поведения и деятельности младшего командира. Ведь не зря говорят: есть командир — есть коллектив, хороший командир — хороший коллектив.

Атмосфера в коллективе формируется главным образом под влиянием младших командиров. Любой командир, если он пользуется авторитетом, существенно воздействует на коллектив и его психологию. Это воздействие может быть разное как по направленности, так и по силе. Очень важно, чтобы оно способствовало сплочению коллектива, повышению его положительного влияния на каждого военнослужащего.

Организация богатой, наполненной смыслом, интересом жизни воинского коллектива, широкое развитие общественной деятельности, в которую должны быть вовлечены все члены коллектива, — все это также способствует его сплочению.

Под этим подразумевается включение всех военнослужащих в общественную жизнь, в жизнь коллектива. Каждый военнослужащий должен стремиться и иметь возможность для самоутверждения, проявления творческих способностей. Для этого необходимо создать условия для активного участия в культурно-досуговой, спортивно-массовой работе. Состязания и соревнования между подразделениями и военнослужащими обогащает жизнь коллектива. Этому же благоприятствует формирование положительных традиций, привычек в коллективе.

А.С. Макаренко писал: «Форма жизни коллектива — движение вперед, форма смерти — остановка». Имеется в виду, что коллектив должен всегда иметь перед собой перспективную (ближайшую и наиболее отдаленную) цель, к достижению которой он должен стремиться. Исходя из этого и каждый военнослужащий, наряду с личными целями, должен иметь, знать, понимать, поддерживать и стремиться к достижению общей цели коллектива. Без этого условия нельзя создать коллектив как «целеустремленный комплекс личностей».


Важно также «организовать радость» достижения цели, выполнения задачи, формирование и поддержание мажорного тона в коллективе — отношений вежливости, корректности, внимательности друг к другу, доброжелательности, выдержки, спокойного тона, бодрости и хорошего настроения. Для младших командиров недопустим «разнос» коллектива. Нужно находить конкретных военнослужащих, ответственных за тот или иной проступок.

В основе формирования коллектива лежит работа по созданию ядра коллектива, его актива.

Чем шире актив, чем авторитетнее он среди остальных военнослужащих подразделения, тем проще идет работа по сплочению подразделения в единый, дружный, трудолюбивый коллектив. Актив подразделения включает в себя большую группу наиболее дисциплинированных военнослужащих, выполняющих разнообразные обязанности как по занимаемой должности, так и в порядке общественной работы (младшие командиры, руководители и члены общественных объединений военнослужащих, спортивные организаторы, редколлегия стенной печати и др.).

Практика убеждает в том, что если в подразделении актив правильно действует, если его понимают и поддерживают сослуживцы, то задачи, стоящие перед подразделением, решаются успешно.

Таким образом, воинский коллектив — это высокоорганизованная общность военнослужащих, объединенных для совместного решения задач защиты Отечества, сплоченных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Воинский коллектив, имея свои признаки и особенности, в ходе становления и сплочения проходит ряд этапов. Долг каждого военнослужащего, прежде всего младших командиров и актива подразделения, стремиться к тому, чтобы в их коллективе царила атмосфера дружбы и товарищества, взаимного уважения и поддержки.

 

Методические рекомендации

 

1. Чтобы военнослужащие глубоко поняли и осмыслили содержание темы ВПП, руководителю занятия рекомендуется активно использовать примеры и факты из жизни воинского коллектива подразделения, иллюстрирующие и раскрывающие основные положения темы.

2. В процессе изложения учебных вопросов нужно постараться добиться того, чтобы военнослужащие, прежде всего младшие командиры, уяснили свое место и роль в формировании здоровой психологической атмосферы в коллективе и его сплочении.