Файл: Исследование факторов внутренней и внешней среды предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра экономики строительства


КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика организации»
на тему:

«Исследование факторов внутренней и внешней среды предприятия»


Выполнил:

студент 2 курса

группы ЭПО-21-20

Бисинбеев К.И.

Подпись________
Руководитель:

Айтпаева А.А.

Оценка__________

Подпись_________

Члены комиссии:

___________________

(ФИО, подпись)

___________________

(ФИО, подпись)

___________________

(ФИО, подпись)

Астрахань 2022 г.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты внутренней и внешней среды предприятия 4

Глава 2. Практические аспекты исследования факторов внутренней и внешней среды ОАО «Ростелеком» 12

Заключение 22

Список использованных источников 24

Введение


Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Внутренняя среда организации зависит от внешней среды, получая из нее все необходимое для того, чтобы реализовывать свое предназначение, и предлагает ей результаты своих усилий по преобразованию ресурсов в продукцию и услуги. Актуальность темы обусловлена тем, что задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.


Цель исследования - на основе исследования внешней и внутренней среды ОАО «Ростелеком» разработать направления совершенствования деятельности организации с учетом факторов среды. Объект исследования - ОАО «Ростелеком».

Предмет исследования - внутренняя и внешняя среда организации.

Для реализации поставленной цели в курсовой работе будут решены следующие задачи:

  1. Определить понятие внутренней среды предприятия и ее структуре

  2. Определить сущность и структуру внешней среды предприятия

  3. Определить методы анализа внутренней и внешней среды организации

  4. Дать краткую характеристику ОАО «Ростелеком»

  5. Дать оценку факторам внутренней и внешней среды ОАО «Ростелеком»

  6. Предложить пути повышения эффективности деятельности предприятия с учетом факторов внутренней и внешней среды ОАО «Ростелеком»

Глава 1. Теоретические аспекты внутренней и внешней среды предприятия


1.1 Понятие внутренней среды предприятия и ее структура

Функционирование каждой организации осуществляется в среде внутренней и внешней. Любое действие организации возможно только в случае, если среда допускает его осуществление. Состояние и деятельность организации в любой момент времени есть результат действия ее внешних и внутренних факторов. Внутренняя среда организации объединяет элементы, которыми располагают субъект и объект управления, т.е. заключает в себе потенциал, необходимый для ее функционирования. Внутренняя среда может быть, как источником жизненной силы организации, так и причиной ее гибели.1

Внутренняя среда организации представляет собой часть внешней среды, находящейся в пределах организации. В ходе своей деятельности, организация испытывает постоянное прямое воздействие факторов внутренней среды. Внутренняя среда включает в себя:

-Цели

-Задачи

-Структуру

-Технику и технологии

-Работников и другие элементы 2

Организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которое позволяет людям выполнить коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.



Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

На данный момент во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Лицо, находящееся на высшей ступени, может иметь в своем подчинении нескольких руководителей среднего звена, представляющих различные функциональные области. Эти руководители, в свою очередь, могут иметь в подчинении несколько линейных руководителей. Число лиц, подчиненных одному руководителю представляет сферу контроля.1

Необходимость в координации, существующая всегда, становится поистине насущность, когда работа четко делится и по горизонтали, и по вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут выполнять работу вместе.

Формулирование и сообщение целей организации в целом и каждого ее подразделения представляет собой лишь один из многочисленных механизмов координирования. Каждая функция управления играет определенную роль в координировании специализированного разделения труда. Руководители всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации и что они делают, чтобы их выполнить.

Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.

Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Технология имеет гораздо более широкое значение, чем принято традиционно считать. Технология - это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях. Люди являются основой любой организации. Без людей нет организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.2


Факторы внутренней среды оказывают прямое воздействие на результаты деятельности предприятия и друг на друга. Факторы внутренней среды определяют производственный потенциал предприятия.

Таким образом, внутренняя среда предприятия является источником его жизненной силы и потенциалом, обеспечивающим возможность функционирования, а, следовательно, существования и выживания в определенном промежутке времени. Однако из нее могут истекать проблемы и даже угроза гибели предприятия, если среда становится враждебной его основной деятельности. Анализ внутренней среды необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.
1.2 Сущность и структура внешней среды предприятия

К одной из самых значимых характеристик организации относится ее взаимосвязь с внешней средой. Внешняя среда организации может быть определенна как множество сил и субъектов, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на функционирование организации и действующих за ее пределами. Организации полностью зависимы от факторов внешней среды, которые определяют эффективность и целесообразность их работы. Чтобы выжить, предприятие вынуждено приспосабливаться к этой среде.

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации

Поставщики - это предприятия и отдельные лица, поставляющие ресурсы для обеспечения деятельности предприятия. С точки зрения предприятия, домашнее хозяйство является поставщиком важнейшего ресурса - рабочей силы. Поставщиками необходимых трудовых ресурсов могут выступать учебные учреждения, службы занятости и т.д.

Потребители - это основной фактор, определяющий, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и обеспечить развитие. Успех организации заключается в нахождении своего потребителя и удовлетворении его потребностей.1

Конкуренты - это предприятия, которые производят аналогичные товары, товары - субституты (заменители) или комплементарные (взаимосвязанные) товары. Конкуренты как фактор прямого воздействия оказывают влияние не только на другое предприятие на рынке аналогичной продукции, но и на поставщиков различных ресурсов, и на посредников. Законы и государственные органы - организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако руководству необходимо их учитывать.1


К основным факторам среды косвенного воздействия относятся:

-Технологические

-Экономические

-Социокультурные

-Политические 2

Технические факторы влияют на то, какого рода новые услуги и продукцию ожидают потребители на темпы устаревания продукции и технологии ее изготовления. Для успешного функционирования предприятие должно приспосабливаться к техническим и технологическим изменениям, в противном случае оно потеряет конкурентоспособность. Экономические факторы определяются состоянием экономической системы страны. От нее зависит способность потребителей формировать спрос, потенциал предприятия привлекать дополнительный капитал. Тем самым экономическое состояние государства влияет на многие аспекты деятельности предприятия, в том числе на уровень экономической эффективности и возможности развития предприятия.

Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Большое значение имеют и отношения организации с местным населением, где она функционирует.

Политические факторы подразумевают действия руководства государства. Естественно, что эти действия вызваны умонастроением руководителей и их целями. От того, насколько они совпадают с настроением граждан и насколько стабильны эти настроения, зависят политическая обстановка в стране и политическая стабильность общества. Политическая обстановка определяет отношение федеральных, региональных государственных учреждений, законодательных органов и судов к бизнесу.3

Для эффективного функционирования организации необходимо тщательно изучать внешнюю среду и быть готовым к ее изменениям. Значение анализа внешней среды для компании состоит в выявлении угроз и возможностей для бизнеса, которые могут вытекать из происходящей вовне его процессов.

Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает определить стратегию поведения организации провести эту стратегию в жизнь.
1.3 Методы анализа внутренней и внешней среды организации