ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 585
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БЛОК 2
БЫТИЕ И ПОЗНАНИЕ
2.1. Онтология (теория бытия)
(с\р – 6 часов;
семинары № 3
)
1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
Д.В.
Бугая.
–
Москва:
Академический проект,
2005
(
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
)
3. Пивоваров Д. В. Категории онтологии в 2 ч. Часть 1 : учебное пособие для вузов /
Д. В. Пивоваров. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 279 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06295-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454794
2.1.1. Ключевые понятия
*
Найдите в учебнике (см. литература к
2.1.
– п.3) определения ключевых понятий
философской онтологии, раскройте происхождение слов, обозначающих эти понятия в
русском и в древних языках, заполните таблицу.
Понятия:
Чистое бытие. Абсолют. Единое. Существование.
Субстанция
. Сущность. Вещь. Время.
Реальность. Имманентное. Трансцендентное. Объективный закон. Детерминизм. Форма.
Материя. Целое. Ничто.
Понятие
Определение
Происхождение
1.Чистое бытие
2.Абсолют
3.Единое
4.Существование
5.Субстанция
6.Сущность
1.Чистое бытие – Категория философии из «Науки логики», безо всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого различия ни внутри себя, ни по отношению к внешнему.
2.
Абсолют если брать из идеалистической идеологии, неизменная первооснова мира ,синоним божества.
3. Единое— центральная категория философии неоплатонизма, начало всякого множества, бытия и ума, предшествующее им и превосходящее их. Будучи в конечном счете причиной всякой вещи, .не есть та или иная вещь, всякая вещь есть то, что она есть, а не иное.
4. Существование - — филос. категория, выражающая одно из фундаментальных свойств бытия. Во многих учениях С. является синонимом бытия.
5.
Субстанция — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.
«Субстанция»
— философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм еѐ проявления и саморазвития.
6.
Сущность — смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи.
1. Одним из первых это понятие вывел
Парменид (VI в. до н.э.). Он доказывал, что из понятия
«бытие» вытекает отсутствие небытия.
2.
Происхождение термина не установлено, тем не менее прослеживаются его религиозно- культовые, юридические и культурные значения.
Так, absolutio одновременно означает
«отпущение грехов» (в католицизме),
«оправдательное решение» (в Рим. праве), «совершенство»
(в литре)
«законченность» (в риторике).
3.
Данное определение появилось благодаря
Плотину. Из этих суждений появился неоплатонизм.
4. Впервые термин «С.» появился в схоластической философии в паре противоположностей С.
— сущность.
5.
Термин стал использоваться в
Античные времена
6. Понятие сущности возникло вместе с философией.
7.Вещь
Вещь - одна из основных онтологических категорий, отдельный объект материального мира, обладающий относительной независимостью, объективностью и устойчивостью существования. В общем понимании вещь характеризует количественную характеристику материи.
Определённость вещи задаётся её структурными, функциональными, качественными и количественными характеристиками.
8.Время
Время - фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» , но и событий
Понятие зародилось вместе с философией и человеком.
9.Реальность
Реальность — все существующее в действительности.
Человек с самого своего появления пытался понять, что есть реальность.
10.Имманентное
Имманентность— философская категория, обозначающая неотъемлемость, внутреннюю связь в противоположность внешней. Для религиозной философии важен вопрос об имманентности (принадлежности) божества миру.
Термин
«имманентное» восходит к
Аристотелю, стал применяться в средневековой схоластике, используется в истории философской мысли. Так, например, Бог в пантеизме
Спинозы имманентен природе.
11.Трансцендентное
Трансцендентное— то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта.
понятие, возникшее в ср.-век. схоластике и означавшее универсальные над категориальные определения бытия.
12.Объективный закон
Законом в философии называется необходимая связь между событиями, явлениями, а также между внутренними состояниями объектов, определяющая их устойчивость, выживание, развитие, стагнацию или разрушение.
13.Детерминизм
Детерминизм — это философская точка зрения, согласно которой все события полностью определяются ранее существовавшими причинами.
Главным представителем и создателем концепций детерминизма был Пьер-
Симон Лаплас.
Он придумал идею, что положение
Вселенной – это следствие прошлого и причина будущего ее состояния.
14.Форма
Форма — это понятие философии, определяемое соотносительно к понятиям содержания и материи. В соотношении с содержанием, форма понимается как упорядоченность содержания — его внутренняя связь и порядок. В соотношении с материей, форма понимается как сущность, содержание знания о сущем, которое есть единство формы и материи.
Появилось вместе сс философией.
15.Материя
Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от сознания и отражается в нем.
Понятие философии ввёл
Аристотель.
2.1.2. Ключевые концепции
*
Заполните таблицы (стремитесь к максимальной краткости без потери смысла)
2.1.2.1.Проблема первоначальности субстанций
Концепция
Сущность
Представители
Материализм
Материализм — это форма философского монизма, которая утверждает, что материя является фундаментальной субстанцией в природе и что все вещи, включая ментальные состояния и сознание, являются результатами материальных взаимодействий.
Фейербах,
Ломоносов,
Герцен,
Чернышевский
Циолковский,
Вернадский.
Материализм метафизический.
Маркс, Энгельс.
Объективный идеализм
Объективный идеализм — совокупное
Платон, Гегель
определение философских школ, подразумевающих существование не зависящей от воли и разума субъекта реальности в нематериальной модальности.
Субъективный идеализм
Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Беркли, Фихте,
Юм; ряд идей субъективного идеализма развивал Кант.
2.1.2.2. Проблема количества субстанций
Концепция
Сущность
Представители
Материалистический монизм
Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства.
Ван
Чун,
Демокрит,
Эпикур,
Лукреций Кар
Идеалистический монизм
Монизм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания
Фалес, Гегель,
Маркс
Дуализм
Теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений.
Аристотель,
Декарт
Пантеизм
Филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.
Лоренс,
Джефферс,
Эйнштейн.
Плюрализм философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания.
Анаксагор
2.1.3. Парменид и проблема бытия
**
Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта
«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид)
«мыслю, следовательно, существую» (
Декарт
)
Парменид - «мыслить и быть – одно и то же», значит первая возникает мысль... только после этого возникает все остальное любая вещь и система на земле изначально была и будет мыслью.
Декарт -
«мыслю, следовательно, существую» означает первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания…
В целом оба философа хотели нам донести ту истину , что без мыслительного процесса невозможно человеское существование.
Субъективный идеализм
Субъективный идеализм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.
Беркли, Фихте,
Юм; ряд идей субъективного идеализма развивал Кант.
2.1.2.2. Проблема количества субстанций
Концепция
Сущность
Представители
Материалистический монизм
Материалистический монизм признает объективный мир, трактует все явления как формы существования материи или ее свойства.
Ван
Чун,
Демокрит,
Эпикур,
Лукреций Кар
Идеалистический монизм
Монизм — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания
Фалес, Гегель,
Маркс
Дуализм
Теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. — это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей, мировоззрений.
Аристотель,
Декарт
Пантеизм
Филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое.
Лоренс,
Джефферс,
Эйнштейн.
Плюрализм философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания.
Анаксагор
2.1.3. Парменид и проблема бытия
**
Сравните тезисы Парменида и Р. Декарта
«мыслить и быть – одно и то же» (Парменид)
«мыслю, следовательно, существую» (
Декарт
)
Парменид - «мыслить и быть – одно и то же», значит первая возникает мысль... только после этого возникает все остальное любая вещь и система на земле изначально была и будет мыслью.
Декарт -
«мыслю, следовательно, существую» означает первичную достоверность, истину, в которой невозможно усомниться — и с которой, следовательно, можно начинать отстраивать здание достоверного знания…
В целом оба философа хотели нам донести ту истину , что без мыслительного процесса невозможно человеское существование.
2.1.4. Платон и проблема бытия
**
Прочитайте фрагмент из диалога Платона «Софист». Ответьте на вопросы после
текста.
Чужеземец. Одни всѐ совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы. Ухватившись за все подобное, они утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же, всех же тех, кто говорит, будто существует нечто бестелесное, они обливают презрением, более ничего не желая слышать.
Теэтет. Ты назвал ужасных людей; ведь со многими из них случалось встречаться и мне.
Чужеземец. Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.
Теэтет. Правильно.
Чужеземец. Значит, нам надо потребовать от обеих сторон порознь объяснения, что они считают бытием.
Теэтет. Как же мы его будем требовать?
Чужеземец. От тех, кто полагает бытие в идеях, легче его получить, так как они более кротки, от тех же, кто насильственно все сводит к телу, труднее, да, может быть, и почти невозможно. Однако, мне кажется, с ними следует поступать так...
Теэтет. Как?
Чужеземец. Всего бы лучше исправить их делом, если бы только это было возможно; если же так не удастся, то мы сделаем это при помощи рассуждения…
1. Сформулируйте смысл общего
содержания отрывка.
Если приводить общий смысл отрывка вкратце, то
Чужеземец просит людей на людские проблемы с разных сторон.
2. Как понимают бытие те, кто
«насильственно всѐ сводят к
телу»? Каковы могут быть их
аргументы в свою пользу?
Люди, которые «насильственно всѐ сводят к телу», не видели различий в материальном теле и бытие, они воспринимали только то , что видели собственными глазами. Платон относился к таким людям с ненавистью.
Если приводить аргументы в их пользу, то стоит понять , что тело без существования невозможно описать, ведь легче анализировать то, что мы видим.
3. Каковы
могут
быть
аргументы тех, кто полагает
бытие как умопостигаемые
идеи?
Главный аргумент в пользу таких людей – это то , что существующие тела мы видим, можем их почувствовать , грубо говоря они являются единственными верными. А весь внешний мир – это проекция нашего внутреннего мира.
4. Почему
Теэтет называет
сторонников
«телесного»
бытия ужасными людьми?
Он назвал их так , так как они не воспринимали иных точек зрения.
2.1.5. Трубка? Бытие и небытие вещи
**
На картине бельгийского художника Рене Магритта (René Magritte, 1898–1967)
«Вероломство образов» (La trahison des images, 1928–1929) есть надпись, которая
переводится с французского «Это не трубка». Напишите мини-эссе о том, как идея
картины связана с проблемами философии бытия?
Начнѐм с того, что это вовсе не трубка. Мы видим лишь образ трубки , перенесѐнный на холст. Это вовсе не та трубка, которую можно использовать по назначению.
В этом весь
Рене Магритт — «Вероломство образов», по его замыслу, демонстрирует нам относительность образов и слов, доказывая, что это не одно и то же. Слова связаны с образами и наоборот, но они не заменяют друг друга.
Создавая «Вероломство образов»,
Рене Магритт лишь подтверждал свой тезис, гласящий: «Видимое таковым не является». Причудливый мир, нашедший отражение на полотнах художника, заставляет зрителя по-новому взглянуть на привычные вещи и явления и переосмыслить их. И поэтому, если бы автор чѐтко написал на холсте , что это трубка, то он , мягко говоря, солгал.
2.2. Философия сознания и познания
(с\р – 3 часа;
семинар № 4
)
Литература:
1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
2. История философии: Учебник для вузов / Под. ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова,
Д.В.
Бугая.
–
Москва:
Академический проект,
2005
(
http://yanko.lib.ru/books/philosoph/mgu-ist_filosofii-2005-8l.pdf
)
2.2.1. Психофизическая проблема
*
Проясните суть психофизической проблемы на материале схемы мысленного
эксперимента Хилари Патнэма (1926–2016).
См.: https://en.wikipedia.org/wiki/Brain_in_a_vat
Данное изображение напоминает идею Платона (мы живѐм в пещере и видим игру теней на стене, которую воспринимаем за реально происходящие события). Мозг находится на неком расстоянии, а его мысли воспроизводятся на неком экране, который считается реальностью.
2.2.2. Ключевые понятия
*
Найдите в энциклопедии (см. литература к
2.2.
– п.1) определения ключевых понятий
философской гносеологии, заполните таблицу.
Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет.
Феномен
. Объект. Субъект.
Мышление. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Смысл.
Понятие
Определение
Познание
Знание
Восприятие
Представление
Предмет
Феномен
Объект
Субъект
Мышление
Понятие
Рассудок
Разум
Истина
Факт
1.Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
2.Знание — результат процесса познания, обычно выраженный в языке или в к.-л. знаковой форме.
3.Восприятие — возникающая в когнитивной системе живых существ непрерывная последовательность внутренних образных репрезентаций, воспроизводящих сенсорно распознаваемые объекты, события, состояния.
4.Представление - Представление — чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
5.Предмет — всякий объект, выступающий как ограниченный или завершенный; то, чему могут принадлежать свойства и что может состоять в определенных отношениях с др. объектами.
6.Феномен -явление.
7.Объект — философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая, управляющая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя).
8.Субъект - носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект).
9.Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
10.Понятие - целостность существенных связей, отношений и свойств предметов или явлений.
11.Рассудок - часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения.
12.Разум- одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания.
13.Истина - верное, правильное отражение действительности в мысли, проверяемое в конечном счете при помощи критерия практики.
14.Факт - в философии науки — особого рода предложения, фиксирующие
Смысл эмпирическое знание.
Как форма эмпирического знания
Ф. противопоставляется теории или гипотезе.
15.Смысл - сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (знания исчерпаемы).
2.2.2.1. Схема познания
**
Составьте схему отношений 5 понятий из списка задания 2.2.2., выделенных жирным
шрифтом, взяв за основу следующий рисунок.
2.2.3. Теории познания
2.2.3.1. Платон
**
Изучите рисунок американского студента и фрагмент диалога Платона «Государство»,
который стал для рисунка основой и ответьте на вопросы.
1) Почему то, что мы так
отчѐтливо видим и осязаем
вокруг
себя,
Платон
называет
вторичным
иллюзорным бытием?
Как говорил Платон – мы все живем в большой пещере, которая представляет собой – мир теней. Эти тени кажутся нам
– нашей реальностью, но реальный же мир находится за гранью нашего понимания.
2) Как образами картинки
можно
прояснить
платоновскую идею о том,
что
познание
–
это
припоминание?
Познание – это идейное созерцание. По своей сути идеи есть у каждой души, в течении жизни они припоминаются нам. Вся наша жизнь – это игра и есть теней, как на изображенной картинке , где показан пример проэктирования изображения.
3)
В
нескольких
предложениях
опишите
представления Платона об
уровнях бытия.
Описывая предоставления Платона об уровнях бытия, следует учесть , что в нашей душе уже живут идеи, они ждут своего часа , чтобы освободится.
Материальный мир – мир в котором возникают временные явления и вещи, отсюда следует вывод – наш мир не настоящий.
4) Что по вашему мнению
означает
метафора
солнечного
света
в
платоновском мифе?
По моему скромному мнению , солнечный свет в платоновском мире это что то неизвестное , недоступная для человеческого познания – мысль, которая заставляет идти за ней на протяжении долгого времени.
5) [Предложите здесь свой вопрос по содержанию рисунка и платоновского мифа и дайте ответ на него]
Люди по сути рождаются с «оковами» на шее . Они не могут выбраться из них, не способны из за них посмотреть в обратную сторону мира «теней». Тени исходящие от света - единственное что могут увидеть люди.