Файл: Бытие и познание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 586

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2.3.3. Иммануил Кант (1724-1804)
*
Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.
Главная задача «Критики чистого разума» – исследование возможности создания философии как науки (по Канту, предшествующая философия не была наукой и потому была лишь рассуждением на философские темы). Для этого Кант предпринимает исследование природы научного знания, общепризнанными образцами которого являются
1) чистая математика и 2) математическое естествознание.
Анализ математического знания приводит Канта к выводу, что его содержание составляют положения, обладающие строгой всеобщностью и необходимостью. Но такие положения не могут быть почерпнуты из опыта. То есть, положения чистой математики
априорны
, или иными словами, независимы от опыта. Априорное знание, утверждает
Кант, не выходит за границы возможного опыта, оно носит доопытный характер.
Априорными чувственными созерцаниями являются, согласно учению Канта, пространство и время.
Вслед за анализом природы математического знания Кант ставит вопрос: как возможно чистое естествознание? В отличие от чистой математики, чистое естествознание содержит в себе не только априорные положения, но и эмпирические по своему происхождению понятия (материя, движение, притяжение и т.д.). Априорные понятия, каковыми прежде всего являются категории, сами по себе лишены содержания, они служат для синтеза чувственных данных, для формирования опыта, который не сводится к совокупности чувственных данных, но представляет собой их категориальный синтез, поскольку содержит в себе представление о причинно-следственных, необходимых отношениях. Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
Одним из основных условий возможности познания является трансцендентальная апперцепция – единство самосознания познающего субъекта, которая предшествует каждому акту познания, так же, как и эмпирическому самосознанию, и поэтому может быть лишь доопытным, априорным единством самосознания субъекта.
Последний раздел кантовской логики – трансцендентальная диалектика, толкуемая как логика иллюзий, в которые впадает разум, поскольку он постоянно стремится выйти за пределы опыта, синтезированного рассудком. Это стремление – источник всех метафизических систем, их претензий на сверхопытное знание. Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики (мир как целое, свобода, предшествующая необходимости, субстанциальность души, Бог) должны быть отброшены. Эти идеи имманентны (находятся внутри) разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком. Речь идет не об ограничении познания природы или общества, а об ограничении претензий разума на познание метафизической реальности, которая принципиально недоступна познанию.
Одним из важнейших разделов трансцендентальной диалектики является учение об антиномиях, т.е. противоречиях, в которые неизбежно впадает разум в своих попытках постигнуть сверхопытное. Каждая антиномия состоит из тезиса и антитезиса, причем оба эти положения в равной мере доказуемы.
1) Каково значение слова
Это знания, которые носят допотопный характер.


«априорный» у Канта?
2) В чѐм отличие
эмпирических положений
от априорных?
Эмпирическое положение относится к фактическому высказыванию, которое может быть доказано или опровергнуто при обращении к свидетельствам, собранным посредством опыта. Априорное положение относится к всеобщим и необходимым истинам, которые не зависят от опыта, за исключением того, что опыт необходим для понимания составляющих его слов.
3) Какова функция
категорий? Найдите
примеры категорий.
Функция категорий: синтез чувственных данных.
Пример:
Работу по синтезу чувственных данных осуществляет рассудок на основе априорных категорий.
4) Опишите различия
функций чувственного
опыта, рассудка и разума.
Разум – способность познания, аналогичная рассудку, но, в отличие от него, выходящая за пределы возможного опыта
(рассудок никогда не покидает границы возможного опыта).
Разум стремится к абсолютному знанию, обосновывающему все конечные и относительные знания, то есть стремится к познанию вещей в себе. Априорной формой разума служит идея – понятие об абсолютном .
5) Что такое
трансцендентальная
апперцепция?
Трансцендентальная апперцепция есть объединение и построение когерентного сознания из различных элементарных внутренних переживаний. Например, опыт "прохождения времени" опирается, по Канту, на это трансцендентальное единство апперцепции.
6) Почему, по Канту,
основные идеи метафизики
должны быть отброшены?
Несостоятельность этих стремлений, однако, не означает, что основные идеи метафизики , должны быть отброшены. Эти идеи имманентны разуму, они являются регулятивными принципами познания, осуществляют высший синтез знаний, приобретаемых рассудком.
7) Что такое
антиномии
?
Антиномии из "Критики чистого разума" - это противоречия, которые, как утверждал Иммануил Кант, неизбежно вытекают из наших попыток познать природу трансцендентной реальности посредством чистого разума.
8) Найдите примеры
антиномий чистого
разума.
Есть бог или нет его? Бог принадлежит миру или как часть его или как причина, безусловно, необходимое существо - нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира как его причины.
Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве - мир не имеет начала во времени и границ в пространстве, он бесконечен во времени и пространстве.

БЛОК 3
ЧЕЛОВЕК И ЦЕННОСТИ
3.1. Философия человека (антропология)
(с\р – 3 часа;
семинар № 5
)
Литература:
1. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин. – Москва: Мысль, 2010
(
https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/page/about
)
3.1.1. Основные проблемы философской антропологии
**
Прочитайте статью из «Новой философской энциклопедии» и выполните задания
См.: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0178ca6e3d3810697f161178
Проясните значение метафор образа человека
animal rationale
Мыслящая душа, у которой есть разум animal symbolicum
Символизирующее животное человек играющий
Свободным человек остается, только играя homo viator
Скитальский образ homo insciens
Не разумный человек
Проясните своими словами, как вы поняли принципы философской антропологии
1 человеческое бытие есть бытие осознанное
Осознание есть человеческое бытие, только то которое он осознает.
2 человеческое сознание есть самосознание
Самосознание путь к осознанию самого себя.
3 человеческий опыт есть опыт практической активности
Практикуясь , человек набирает нужный ему опыт.
4 модусом человеческого существования является возможность
Человеческое существование не может быть без причины.
На материале абзацев, посвящѐнных теории Макса Шелера (1874-1928), напишите мини-
эссе (1/3 страницы) на тему «Человек и животное»
Начну эссе со слов Макса Шелера «Человек сознаѐт самого себя и способен
думать, а животное не имеет таких способностей» И действительно, с
этим не возможно не согласится! Человек поистине великое существо,
которое способно подстраивать условия под себя, а животные лишь
подстраиваются
под
эти
условия...
Обращаясь к конкретным теориям Шелера, для себя можно извлечь , что
человек является существом «сознательным» , он способен ясно понимать
обстановку , извлекать для себя важную информацию, также человек
способен бороться с не «выгодными» для себя факторами.
Макс утверждал , что сознание – это высшая интегративная форма
психического отражения реальности , характерная исключительно для


человеческой рассы. Для примера подтверждения этих слов , Шелер привѐл
тот факт , что человек за своѐ существование , в зависимости от
потребностей , достигает того уровня уюта, который удовлетворит все
его потребности, а животное за своѐ долголетие так и не достигнет
развития в этом плане, и останется на уровне примитивного
существования.