Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По методике «Составление рассказа по сюжетной картинке» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний уровень выявлен у 6 детей (60%), низкий уровень выявлен у 4 детей (40%).
По методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний и низкий уровень выявлен одинаково по (50%) 5 детей. Следовательно, с этими детьми необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи.
Таким образом, результаты диагностики детей исследуемой группы взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что в основном у детей выявлен низкий уровень развития связной речи, не соответствующий данной возрастной норме. У детей отмечается недостаточное Моделирование монологического высказывания, выражающееся в трудности составления рассказа, установлении причинно-следственных, логических связей между событиями, использовании распространенных предложений, использовании точных значений слов. Также мы выяви наличие грамматических и логических ошибок, плохую дикцию детей, монотоную, интонационно не выразительную речь.
В качестве четвёртой задачи, на основе полученных результатов исследования мы определили методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.
Следовательно, данное исследование подтвердило гипотезу о том, что адекватно подобранные методы диагностики и своевременное выявление уровня развития связной речи дошкольников, позволят определить содержание и методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, основные задачи решены.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучены особенности овладения связной речью детьми старшего дошкольного возраста; рассмотрены особенности рассказывания по картине как средство развития связной речи.
Практическая значимость состоит в том, что определены задачи и организована опытно-экспериментальная работа
; исследованы особенности речевого развития старших дошкольников; определены содержание и методика работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин. Материалы исследования могут быть использованы в образовательной практике развития связной речи детей дошкольного возраста на занятиях с использованием картин и в процессе повышения квалификации педагогов ДОУ.
Перспективы нашего исследования заключаются в разработке цикла занятий с использованием картин, направленных на Моделирование связной речи дошкольников.
Литература
-
Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2009. – 245с. -
Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - С. 4-16. -
Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебн. пособие для студентов пед. инст-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». -2-е изд. - М.: Просвещение, 1999. – 387с. -
Выготский Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с. -
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Гном, 2001. - 267 с. -
Гербова В. Моделирование речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дошкольное воспитание. - № 1, № 2. – 2008. – С. 17-22. -
Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание. 2009. - № 1. - С. 18-23. -
Гризик И. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. 2006. № 5. – С.11-17. -
Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М.: Педагогика, 2006. – 154с. -
Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2006. - 16 с. -
Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада /Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др. /Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Сфера, 2003. – 294с. -
Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2002. – 362с. -
Леонтьев А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2004. - 268 с. -
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. - 214 с. -
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с. -
Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с. -
Миронова С.А. Моделирование речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М.: Гном, 2009. - 168 с. -
Моделирование речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 183 с. -
Рубинштейн С.Л. Речь и общение. Функции речи. Моделирование речи у детей / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. -
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск, 2007. - 74с. -
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине. - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ - инфо". 2008. - 44 с. -
Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками //Подготовка детей к школе в детском саду/ Под. ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1998. – 387с. -
Ткаченко Т.А. Формирование и Моделирование связной речи: Альбом дошкольника. - М.: Педагогика, 2008. – 266с. -
Ушакова О. С., Смирнова Е. О. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 2007. № 9. – С. 15-21. -
Ушакова О., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника. –Дошкольное воспитание, 2006 -№2, с.4-13 -
Эльконин Д.Б. Психологическое Моделирование в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – Воронеж, 2005. - 198с. -
Скачано с www.znanio.ru