Файл: Курсовая работа содержание введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Такой рассказ составит ребенок, речевое Моделирование которого соответствует возрастной норме.

Если в каких-то пунктах ребёнок допустил ошибки, это говорит о несформированности монологической речи. С таким ребёнком необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной монологической речи.

Исходя из показателей методики, мы распределили уровни развития монологической речи следующим образом:

1 - Низкий ребёнок составляет рассказ только с помощью воспитателя, в рассказе использовано небольшое количество слов, точных по смыслу. Предложения состоят из 3-4-х слов. Речь идёт в замедленном темпе, не выразительная. Дети строят фразы, произносят звуки и слова грамматически неправильно, встречается много грамматических ошибок.

2 - Средний - ребёнок составляет рассказ самостоятельно, без помощи воспитателя, в рассказе использованы слова точные по смыслу. Предложения состоят из 4-х и более слов. Речь идёт нормальном темпе, выразительная. Однако, могут встречаться грамматически неправильно построенные фразы, а также грамматические ошибки. Некоторые звуки и слова дети могут произносить неправильно.

3 - Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказа. В рассказе использованы слова точные по смыслу. Предложения состоят из 4-х и более слов. Речь идёт нормальном темпе, выразительная. Ребёнок испытывает интерес к подобному виду заданий.

Методика «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

Для выполнения задания понадобится любая серия сюжетных картинок. Это могут быть «Рассказы в картинках» Н. Радлова, «Забавные истории» В. Сутеева, «Про девочку Машу и куклу Наташу» В. Чижикова, «Кирюшка помогает маме» Ю. Черепанова или другие истории в картинках.

Хорошо, если последовательность событий, изображенных на картинках, ребенок будет устанавливать самостоятельно. Для этого картинки, которые обычно располагаются на одном листе в определенном автором порядке, необходимо разрезать, чтобы ребёнок смог найти начало истории, ее продолжение и конец. Должно получится 3-4 картинки и по тому, как ребенок их раскладывает, станет понятно – смог ли он обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Не нужно поправлять малыша, если, он разложил картинки «не так». Необходимо выслушать сначала его рассказ, возможно, его логика покажется вполне убедительной.
Исходя из показателей методики, мы распределили уровни развития монологической речи следующим образом:


1 - Низкий - раскладывая картинки, ребенок не смог обнаружить никакой связи между картинками, часто отвлекался от темы рассказа, не выделял «главных» событий, или в рассказе было много повторов. Ребенок только перечислял предметы на картинках, использовал отдельные, короткие (нераспространенные) предложения. Значения слов были приблизительными, ребенок редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера. Речь ребенка была ускоренной, в речи присутствовали запинки.

2. – Средний – ребёнок, раскладывая картинки, смог обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Ребёнок не отвлекался от темы рассказа, пытались выделить «главные» события, использовали распространенные предложения, использовали точные значения слов. Речь была в нормальном темпе. Однако, при рассказе было много повторов, дети редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера, в речи присутствовали некоторые запинки. Это говорит о недостаточной сформированности монологической речи и соответствует среднему уровню развития монологической речи.

3. – Высокий - раскладывая картинки, ребенок смог обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Ребёнок не отвлекался от темы рассказа, выделял «главные» события. В рассказе не было повторов. Ребенок использовал распространенные предложения. Значения слов были точными, ребенок часто использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера. Речь ребенка была в нормальном темпе без запинок. Ребёнок испытывает интерес к подобному виду заданий

Таким образом, предлагаемые нами методики помогут получить нам более объективную информацию об уровне развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.


    1. Исследование особенностей речевого развития старших дошкольников

Результаты методики «Составление рассказа по сюжетной картинке» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития связной речи в исследуемой группе по методике «Составление рассказа по сюжетной картинке»

Уровень развития связной речи

Исследуемая группа

Аб.

%

Высокий

0

0

Средний

6

60

Низкий

4

40



Анализ результатов по методики «Составление рассказа по сюжетной картинке», представленных в таблице 1 показали, что из 10 детей (100%) 6 детей (60%) составили рассказ самостоятельно, без помощи воспитателя, в рассказе были использованы слова точные по смыслу. Предложения состояли из 4-х и более слов. Речь была в основном нормальном темпе, выразительная. Однако, дети не всегда строили фразы грамматически правильно, иногда встречались грамматические ошибки. Некоторые звуки и слова дети произносили неправильно. Это говорит о недостаточной сформированности связной речи и соответствует среднему уровню развития связной речи.

Остальные 4 детей (40%) допускали много ошибок. Составляли рассказ только с помощью воспитателя, в рассказе были использованы небольшое количество слов, точных по смыслу. Предложения состояли из 3-4-х слов. Речь была в замедленном темпе, не выразительная. Дети строили фразы, произносили звуки и слова грамматически неправильно, было отмечено недифференцированное, неточно употребление большого количества слов, встречались грамматические ошибки такие, как: «… в траве что-то шевеляется», «…пошла с корзинкой за грибам», «…увидела четыре ежиков», «… в траве стояли ежи». Это говорит о несформированности связной речи и соответствует низкому уровню развития связной речи.

Высокий уровень развития связной речи по данной методике у детей исследуемой группы не выявлен.

Анализ результатов по методики «Составление рассказа по сюжетной картинке», представлены на рисунке 1.


Рис.1. Уровень развития связной речи в исследуемой группе по методике «Составление рассказа по сюжетной картинке»
Таким образом, по методике «Составление рассказа по сюжетной картинке» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний уровень выявлен у 6 детей (60%), низкий уровень выявлен у 4 детей (40%). Следовательно, с этими детьми необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи.

Результаты методики «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» представлены в таблице 2.


Таблица 2

Уровень развития связной речи в исследуемой группе по методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»

Уровень развития связной речи

Исследуемая группа

Аб.

%

Высокий

0

0

Средний

5

50

Низкий

5

50


Анализ результатов по методики «Составление рассказа по серии сюжетных картинок», представленных в таблице 2 позволил нам выявить, что 5 детей (50%) раскладывая картинки, смогли обнаружить причинно-следственные, логические связи между событиями, изображенными на картинках. Дети не отвлекались от темы рассказа, пытались выделить «главные» события, использовали распространенные предложения, использовали точные значения слов. Речь была в нормальном темпе. Однако, при рассказе было много повторов, дети редко использовал прилагательные, наречия, слова обобщающего характера, в речи присутствовали некоторые запинки. Это говорит о недостаточной сформированности связной речи и соответствует среднему уровню развития связной речи.

Также 5 детей (50%) раскладывая картинки, не смогли обнаружить никакой связи между картинками, часто отвлекались от темы рассказа, не выделяли «главных» событий, в рассказе было много повторов, перечисляли предметы на картинках, использовали отдельные, короткие (нераспространенные) предложения: «Кот пьет», «Кот был под деревом», «Воробьи разговаривали», «Вася хотел их ловить», «Вася упал, а ветка сломалась», «Воробьи улетели от Васи».

Значения слов были приблизительными, дети редко использовали прилагательные, наречия, слова обобщающего характера. Речь детей была ускоренной, в речи присутствовали запинки. Это говорит о несформированности связной речи и соответствует низкому уровню развития связной речи.

Высокий уровень развития связной речи по данной методике у детей исследуемой группы не выявлен.

Анализ результатов по методики «Составление рассказа по серии сюжетных картинок», представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Уровень развития связной речи в исследуемой группе по методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»