Файл: Курсовая работа содержание введение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний и низкий уровень выявлен одинаково по (50%) 5 детей. Следовательно, с этими детьми необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи.

Таким образом, результаты диагностики детей исследуемой группы взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что в основном у детей выявлен низкий уровень развития связной речи, не соответствующий данной возрастной норме. У детей отмечается недостаточное Моделирование монологического высказывания, выражающееся в трудности составления рассказа, установлении причинно-следственных, логических связей между событиями, использовании распространенных предложений, использовании точных значений слов. Также мы выяви наличие грамматических и логических ошибок, плохую дикцию детей, монотоную, интонационно не выразительную речь.

На основе полученных результатов исследования мы определили методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.


    1. Содержание и методика работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин

Полученные результаты исследования позволили нам определить методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.

С.А. Миронова отмечает, что «занятия, направленные на совершенствование связной речи и навыков монологического высказывания, крайне важны при работе с детьми дошкольного возраста используются так же активно, как традиционные - развивающие. В зависимости от конкретных условий (наличия психологических проблем у детей, уровня речевого развития) применяются фронтальные или групповые занятия. В зависимости от педагогических целей работа по развитию связной речи либо проводится на отдельном занятии, либо включается в традиционное» [17, с. 53].

Для этого воспитателю следует предусмотреть систему специальных упражнений (с учетом развития этих умений у каждого ребенка) в которых должны:

– создавать ситуацию речевого общения в группе, моделирующую реальное устное общение. С этой целью следует (порой в достаточно быстром темпе) сообщать информацию, вызывающую ответную реакцию детей;

– побуждать их высказыванию собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению;


– добиваться использования усвоенного речевого материала;

– направлять внимание детей на содержание высказываний;

– предусматривать формирование различных видов связной речи:

– сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д. [17, с. 54].

По мнению Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений ребёнок овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:

- с деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;

- на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;

- на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он ...);

- на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;

- на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу [20, с. 59].

Далее следует перейти к отработке умения отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности в различных формах высказывания. Так, обучая детей повествованию (т. е. умению рассказать о прочитанном, увиденном, каких-либо событиях и т. д.) следует направлять их внимание на смену действий и причинно-временную их последовательность. А так же средством выражения этих отношений являются глаголы, то детей надо специально учить выбирать глаголы в определенной (логической) последовательности и опираться на них при построении рассказа.

Очень важно научить ребенка пользоваться средствами межфразовой связи: личными, указательными местоимениями, наречиями, обозначающими место и время действия, - тут, там, тогда, текстовыми синонимами [20, с. 60].

Если дошкольники затрудняются в описании предметов и прочих объектов действительности, то воспитателю необходимо проводить дополнительную работу по формированию у них умения вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия. Так как описание объектов действительности предусматривает активное использование имен прилагательных

, то необходимый запас их должен быть накоплен в процессе работы над лексическими средствами.

Также в работе с детьми необходимо предусмотреть, прежде всего, Моделирование инициативных форм речи: умений задавать вопросы, самостоятельно (по собственной инициативе) составлять развернутые неподготовленные сообщения и т. д. [10, с. 11].

Как считает Э.П. Короткова «особенно медленно и с большими трудностями дошкольники овладевают такой формой высказываний, как рассуждение, - т.е. связным учебным высказыванием. Рассуждение требует продуманности, аргументированности, выражения своего отношения к высказываемому, отстаивание своей точки зрения» [12,с. 124].

Чтобы овладеть рассуждением, ребёнок должен научиться вскрывать причинно-следственные отношения между явлениями и фактами действительности. Это умение формируется постепенно, в определенной последовательности. На первых порах целесообразно как можно чаще предлагать детям повторять вслед за воспитателем или ребёнком формулировки заданий, обобщающих выводов, правил и т. д.

Достигается это различными способами, и, прежде всего, системой вопросов. Кроме того, необходимо постоянно привлекать Внимание детей к собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений, правил и т.д. Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе про верки (на первых порах при максимальной помощи со стороны воспитателя) дети на практике обучаются построению связных высказываний [12, с. 125].

Э.П. Короткова отмечает, что «умение рассказывать закрепляется в играх-драматизациях, при показе кукольного театра самими детьми. Рекомендуется широко использовать для настольного театра, а также для игр с песком обыкновенные игрушки, приучая детей разыгрывать простые инсценировки для кукол, для малышей или товарищей» [12, с. 132].

Следует включать пересказы, творческие сочинения детей в программы утренников, концертов.

Необходимо приучить детей повседневно использовать приобретенные речевые умения и навыки в самостоятельных связных высказываниях. С этой целью используется ряд специальных заданий на привлечение их внимания к составу предложения и связи слов в предложении [21, с. 136].

Таким образом, любая методика обучения связной речи должна дополняться разнообразными формами работы в повседневной жизни. Данные методические рекомендации позволяют организовать достаточно эффективную работу по развитию навыков связной речи детей старшего дошкольного возраста.



Выводы по главе II

С целью изучения уровня развития связной речи дошкольников, на базе МДОУ № 44 «Почемучка» г. Арзамаса, Нижегородской области было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании участвовало 10 детей 5,5 -6 лет: 6 мальчиков и 4 девочки.

Для изучения уровня развития связной речи нами были использованы методики В. К. Воробъевой: «Составление рассказа по сюжетной картинке» и «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».

По методике «Составление рассказа по сюжетной картинке» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний уровень выявлен у 6 детей (60%), низкий уровень выявлен у 4 детей (40%).

По методике «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» в исследуемой группе высокий уровень развития связной речи не выявлен, средний и низкий уровень выявлен одинаково по (50%) 5 детей. Следовательно, с этими детьми необходимо проводить целенаправленную работу по развитию связной речи.

Таким образом, результаты диагностики детей исследуемой группы взаимодополняют друг друга и позволяют сделать вывод о том, что в основном у детей выявлен низкий уровень развития связной речи, не соответствующий данной возрастной норме. У детей отмечается недостаточное Моделирование монологического высказывания, выражающееся в трудности составления рассказа, установлении причинно-следственных, логических связей между событиями, использовании распространенных предложений, использовании точных значений слов. Также мы выяви наличие грамматических и логических ошибок, плохую дикцию детей, монотоную, интонационно не выразительную речь.

На основе полученных результатов исследования мы определили методику работы по развитию связной речи на занятиях с использованием картин.


Заключение

Курсовая работа посвящена теме «Моделирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине».

Цель нашей работы заключалась в изучении особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по картине.

В процессе достижения цели мы решали ряд задач. Согласно первой задаче, связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.

Согласно второй задаче, с 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших дошкольников ситуативность речи. Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни - и короткие рассуждения

Рассказывание является одним из важнейших аспектов развития связной речи детей дошкольного возраста. Система занятий по составлению рассказов по картинам и сериям сюжетных картинок строится с использованием эффективных методов и приёмов, способствующих развитию связной речи детей. Рассказывание по картине способствует расширению и укреплению знаний, представлений детей об окружающей действительности, Моделирование их речи, мышления. Обучение детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста.

Согласно третьей задаче, с целью изучения уровня развития связной речи дошкольников, на базе МДОУ № 44 «Почемучка» г. Арзамаса, Нижегородской области было проведено опытно-экспериментальное исследование. В исследовании участвовало 10 детей 5,5 -6 лет: 6 мальчиков и 4 девочки.

Для изучения уровня развития связной речи нами были использованы методики В. К. Воробъевой: «Составление рассказа по сюжетной картинке» и «Составление рассказа по серии сюжетных картинок».