Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 309

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммерческая тайна

 

Коммерческая деятельность организации тесно связана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разнообразной информации.

В совокупности под коммерческой тайной негосударственной организации следует понимать сведения, не являющиеся государственными секретами, которые связаны с производственной, управленческой, финансовой или иной деятельностью организации и распространение которых может нанести ущерб ее интересам.

Закон РФ,регламентирующий коммерческую деятельность, предусматривает, что владельцами (собственниками) коммерческой информации могут быть граждане России, граждане иностранных государств, а также объединения граждан – коллективных предпринимателей.

Обеспечение защиты государственной тайны не имеет прямого отношения к защите коммерческой тайны. Однако следует указать на некоторые возможные исключения. Под защиту государства может быть взята коммерческая информация, оцененная как особо важная не только для ее собственника, но и для государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

Коммерческая информация, циркулирующая в организации подразделяется на техническую, организационную, финансовую, рекламную, информацию о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и т.д.

 

Служебная тайна

 Если основной целью обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, является обеспечение конкурентного превосходства, то охрана конфиденциальности служебной тайны, хотя и может затрагивать коммерческие интересы организации, главной задачей имеет обеспечение интересов клиентов либо собственных интересов, непосредственно не связанных с коммерческой деятельностью.

Так, к служебной, а не к коммерческой тайне следует отнести сведения, касающиеся мер по обеспечению безопасности сотрудников организации, охране складских и иных помещений и др., прямо не связанные с осуществлением предметной деятельности.


В настоящее время институт служебной тайны в отечественном праве является наименее разработанным.

В этой проблеме можно выделить три аспекта:

· На законодательном уровне требуют урегулирования вопросы «пограничных» и производных сведений. «Пограничная» информация – это такая служебная информация в любой отрасли науки, техники, производства и управления, которая при определенном обобщении и интеграции становится государственной тайной. Производственные сведения – служебная информация, полученная в результате дробления сведений, составляющих государственную тайну, на отдельные компоненты, каждый из которых не может быть к ней отнесен.

· Особого правового регулирования требует защита сведений, образующихся в деятельности органов государственной власти и управления.

· Требует защиты и определенная категория значимых сведений субъектов гражданско-правовых отношений. Здесь имеется в виду правовая защита сведений, которые в деятельности организаций не могут быть отнесены к коммерческой тайне несмотря на то, что в ГК РФ понятие служебной тайны напрямую связано с действительной или потенциальной коммерческой ценностью информации.

Профессиональные тайны

 Профессиональная тайна как правовой институт чаще всего имеет дело с информацией, защита которой от несанкционированного распространения является обязанностью субъекта в силу им выполняемых им профессиональных функций. При этом в качестве субъекта может выступать как юридическое, так и физическое лицо.

В соответствии с действующим законодательством к профессиональной тайне относится информация, связанная со служебной деятельностью медицинских работников, нотариусов, адвокатов, частных детективов, священнослужителей, работников банков, Загсов, учреждений страхования. Сохранение в тайне сведений, полученных в связи с выполнением профессиональных функций, вызвано в первую очередь нормами профессиональной этики, а не собственными коммерческими интересами предпринимателя или организации.

К профессиональной тайне относятся:

> Банковская тайна.

> Нотариальная тайна.

Врачебная тайна.

> Адвокатская тайна.

>Тайна страхования.

> Тайна связи.

> Тайна усыновления.

>Тайна исповеди.



Процессуальные тайны

 К ней относится следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам.

Сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, законодательно не закреплен перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая — нет.

Один из основных видов данной тайны является Тайна совещания судей.

Персональные данные

 В России нормы, регулирующие вопросы защиты персональных данных, были впервые включены в Конституцию Российской Федерации 1993 г. согласно ст. ст. 23 и 24 Конституции, каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Особое значение запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица приобретает в связи с созданием информационных систем на основе использовании средств вычислительной техники и связи, позволяющих накапливать и определенным образом обрабатывать значительные массивы информации.

Но в настоящее время закон о персональных данных еще не принят. Поэтому достаточно трудно определить четкий круг сведений, которые могут быть отнесены к персональным данным. Такими сведениями могут быть:

идентификационные данные;


биографические данные;

личные характеристики;

сведения о семейном положении;

сведения о социальном положении;

сведения о состоянии здоровья;

политические взгляды и религиозные убеждения.

8. Отрасли законодательства, регламентирующие деятельность по защите информации.

Акты отрасли информационного законодательства условно подразделяются на две группы: акты, «образующие» систему информационного законодательства как единый, цельный механизм правового регулирования отношений в информационной сфере (Общая часть), и акты, регулирующие отдельные направления в соответствии с установленными в общей части принципами, нормами и правилами (Особенная часть). 
Развернутый перечень наименований актов и отдельных информационных правовых норм приведен в приложении № 3. 
Законодательство об осуществлении права на поиск, получение и потребление информации (о праве на доступ к информации или право знать) только лишь формируется и, к сожалению, специальных федеральных законов в области реализации права на информацию пока нет. В первом чтении в Государственной Думе принят проект федерального закона «О праве на доступ к информации». Тем не менее основу этого законодательства составляют нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». Кроме того, правила поиска и получения информации регламентируются отдельными нормами «тематических» федеральных актов в области библиотечного дела, архивного дела и в других областях информационной деятельности. 
Законодательство о гражданском обороте информации призвано урегулировать отношения, возникающие при обращении информации в качестве товара. Такого законодательства пока не существует. Есть только теоретические проработки (см. гл. 7), в которых вырабатываются требования к такому законодательству. Хотелось бы надеяться, что в четвертой части ГК РФ такие нормы найдут отражение. 
Законодательство о формировании информационных ресурсов, подготовке информационных продуктов, предоставлении информационных услуг (о документированной информации) представлено блоком нормативных правовых актов (см. приложение № 3). 
Основополагающим, базовым актом этого законодательства является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В блок входят также Основы законодательства РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «О культуре» , Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» , Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене», а также отдельные нормы других федеральных законов. 

Законодательство о создании и применении информационных систем, их сетей, иных информационных технологий и средств их обеспечения 
представлено блоком федеральных законов информационного законодательства и отдельных норм других актов (см. приложение № 3). Сюда входят нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», нормы из Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. № 15-ФЗ «О связи» , Закон РФ от 10 июня 1993 г. № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» , отдельные нормы других актов. 
Законодательство об информационной безопасности включает в свой состав Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» , нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» , отдельные нормы других актов (см. приложение № 3). 
Законодательство об интеллектуальной собственности образуют акты трех институтов — об авторском праве и смежных правах, патентного и о ноу-хау (см. приложение № 3). 
Законодательство об авторском праве и смежных правах представлено Законом РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», законами РФ от 23 сентября 1992 г. №3526-1 «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» , «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и отдельными нормами других актов. Основные нормы патентного законодательства представлены Патентным законом Российской Федерации. Законодательство о ноу-хау только лишь формируется. В настоящее время разработан проект федерального закона «О коммерческой тайне», обсуждаются вопросы создания проекта федерального закона «О служебной тайне». 
Законодательство о средствах массовой информации (см. приложение № 3) включает в свой состав Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» , федеральные законы «О рекламе», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Сюда же относятся проекты федеральных законов «О телевидении и радиовещании», «О кабельном телевидении», «Об общественно-правовом вещании», «О спутниковом вещании» и др. 
Законодательство о библиотечном деле представлено Основами законодательства РФ о культуре, Федеральным законом «О библиотечном деле»; законодательство об архивном фонде и архивах — Основами законодательства РФ «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», законодательство о государственной тайне — Законом РФ «О государственной тайне», законодательство о коммерческой тайне только формируется (подготовлен проект федерального закона «О коммерческой тайне»). Законодательство о персональных данных формируется и пока представлено