Файл: Правовое обеспечение информационной безопасности Структура информационной сферы и характеристика ее элементов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имущественные и неимущественные права авторов. Сроки действия авторских прав

Важнейшими имущественными правами автора являются право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

  • воспроизведение произведения;

  • распространение оригинала или экземпляров произведена посредством продажи или иной передачи права собственности;

  • прокат оригиналов или экземпляров;

  • импорт экземпляров произведения;

  • публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

  • публичное исполнение произведения;

  • передачу произведения в эфир;

  • иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

  • перевод произведения на другой язык;

  • переделку или иную переработку произведения.

Воспроизведение - это изготовле­ние одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Следовательно, право на воспроизведение означает право на повторное придание про­изведению объективной формы, доступной для восприятия третьих лиц.

Право автора на распространение тесно связано с правом на воспроизведение, поскольку прежде чем произведение рас­пространять, необходимо его изготовить в определенном количестве экземпляров. Распространением является продажа или введение в гражданский оборот иным способом ограниченного числа копий про­изведения.

Право на прокат произведения определено как предоставление во временное пользование оригинала или экземпляров произведения и име­ет отношение к следующим видам произведений:

  • компьютерным программам;

  • базам данных;

  • аудиовизуальным произведениям;

  • нотным текстам музыкальных произведений;

  • произведениям, воплощенным в фонограммах.

В то же время право на прокат не применяется в отношении ком­пьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и к аудиовизуальным произведениям, если их про­кат не приводит к широкому копированию таких произведений.

Право на импорт дает возможность автору разрешать или запре­щать импорт экземпляров произведения в целях распространения, вклю­чая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного облада­теля авторских прав. Этой нормой за автором закрепляется контроль за ввозом на территорию действия его прав экземпляров созданного им произведения, изготовленных за границей, и, таким образом, способство­вать сокращению или предотвращению потоков контрафактной продук­ции через таможенные границы.


Право на публичный показ и право на публичное исполнение произ­ведения законодательно отнесены к числу важных имущественных прав. Публичный показ означает представление произведения (преимуществен­но произведений изобразительного искусства) публике непосредствен­но или с помощью технических средств (например, телевидение, изоб­ражение на экране с помощью проекционного аппарата и т.п.).

Публичным исполнением является представление широкой публи­ке произведения посредством игры, декламации, танца в живом исполнении или с помощью технических средств.

Закон закрепляет за автором право разрешать или запрещать пере­дачу в эфир и иное сообщение произведения для всеобщего сведения. Передача в эфир означает доведение произведения до всеобщего све­дения посредством специальных радиосигналов, включая передачу сиг­налов через спутник. Передачей в эфир признается также прямая транс­ляция произведения из места его показа или исполнения.

Автор имеет право разрешать или запрещать передачу в эфир не только посредством беспроволочной связи, но и по проводам и посред­ством кабельного телевидения. Во всех случаях произведение доводит­ся до более широкой, чем обычно, аудитории.

Право на иное сообщение произведения для всеобщего сведения касается возможности автору разрешать или запрещать доведение про­изведения путем неограниченного допуска к нему представителей пуб­лики. Это связано прежде всего с правом автора разрешать или запре­щать доведение своего произведения до всеобщего сведения через ин­формационную сеть Интернет.

Автор или его правопреемник имеют право осуществлять или раз­решать перевод произведения на другой язык. Это также является од­ной из форм использования произведения. Сами авторы редко перево­дят свои произведения на другой язык и пользуются, как правило, услу­гами тех организаций, которые намерены использовать его произведе­ние в переводе. Автор в этом случае дает соглашение на перевод, а организация принимает на себя обязательство обеспечить качествен­ный перевод произведения.

К исключительному праву автора относится право на переделку или иную переработку произведения. Создаваемые в результате творческой переработки произ­ведения становятся новыми объектами авторского права. Право на пе­реработку произведения относится ко всем видам переработки.

36.Исключительные авторские права. Смежные права.



Авторское право и смежные права образуют тесную группу и различаются между собой лишь объектами и, соответственно, нюансами применения. И те, и другие делятся на исключительные, личные неимущественные и иные для отдельных случаев.

Авторские права даются автору с момента создания произведения. Исключительное право переходит к лицу, которое приобрело его от автора; право на использование произведения переходит по лицензии – доход от этого позволяет автору творить дальше.

Смежные права – права по отношению к исполнениям, постановкам, фонограммам, сообщениям вещания, базам данных, а также публикациям произведений, ставших общественным достоянием. По разным этим интеллектуальным объектам смежные права различаются. Например, узаконены разные сроки действия исключительных прав: исполнения – … 50 лет …; публикации – … 25 лет…; базы данных – … 15 лет …

2.1. Объекты и субъекты авторского права и смежных прав

Авторское право не распространяется на идеи, факты, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, языки программирования и (пока) открытия.

Авторское право распространяется только на произведения науки, литературы и искусства (в том числе дизайна), существующие в какой-либо объективной (доступной для восприятия других людей) форме:

- письменной (рукопись, перевод, сценарий, …);

- аудиозаписи, видеозаписи, компьютерной цифровой …;

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, фотография ...);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение ...);

- выступления (лекция, пение, музыка, танец, пантомима, цирк и др.);

- в других формах (которые вы создадите своим творчеством).

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

Наставление:Авторское право на произведение возникает с момента его создания, и никаких действий или формальностей не требует. Предоставление авторско-правовой охраны государством не зависит от назначения и достоинства произведения, т.е. автор не обязан никому доказывать «качество» произведения – художественную или практическую значимость, идейное значение, соответствие каким-либо требованиям и т.д. То есть, если какой-нибудь чиновник или инспектор-налоговик или бухгалтер заявит, что сомневается в том, что ваш рисунок (эскиз, чертеж) это «произведение дизайна», то он сам и должен доказать тому, кому это зачем-то нужно, что это 
не произведение дизайна. А от автора никаких доказательств не требуется по Закону. Но автор может зарегистрировать своё произведение у нотариуса, в общественной организации, в некоторых случаях – и в государственных учреждениях. Или, лучше, в Российском авторском обществе (РАО), но там за регистрацию придется заплатить. Регистрация упростит подтверждение авторских прав на произведение, если это потребуется.

Знак © (произносится «знак копирайт») – знак охраны авторских прав – оповещает об исключительных авторских правах указанного далее обладателя на все данное произведение или указанную часть. Он помещается на каждом экземпляре произведения и обязательно имеет три текстовых элемента: ©, имя или наименование обладателя, указание части произведения, на которое обладатель имеет право (если не на все произведение), год первого опубликования произведения. Юридического значения знак «копирайт» не имеет, но утверждение иного по закону требует доказательства.

Смысл знака © в следующем: «указанное здесь лицо считает себя обладателем исключительных прав на данное произведение или указанную часть с указанного года».

Наставление: Если на вашей учебной работе по рисунку или живописи, взятой в фонд кафедры, нет вашего копирайта (хотя бы ясной подписи фамилии), то при удалении ее из фонда она не сможет быть возвращена вам! Если какой-нибудь шутник или негодяй подпишет ваше произведение своим копирайтом, то это не означает никаких его действительных прав, но доставит вам огорчение. Цените свои произведения! Или займитесь в жизни чем-то более легкомысленным, чем создание произведений.

Знак охраны смежных прав отличается от знака «копирайт» только буквой Р вместо буквы С (Р происходит от английского Phonogramm – фонограмма), а статус его такой же – указательный, не более.

Субъектами авторского права являются автор или соавторы произведения, их наследники, владелец произведения, заказчик произведения, работодатель и работник-автор. Сложный вопрос разделения исключительного права между соавторами решается ими самими и оформляется договором между ними.

37.Правовая охрана программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Под программой для ЭВМ как литературным произведением (далее – программа) понимается прежде всего объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата. Одновременно к числу программ для ЭВМ относят также подготовительные материалы,
полученные в ходе ее разработки, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.База данных (далее – база) как составное произведение – это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.Топологией интегральной микросхемы (далее – топология) признается зафиксированное на материальном носителе пространственно-графическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. В свою очередь интегральная микросхема (ИМС) – это микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие.На программы, базы данных и топологии как объекты авторского права в полной мере распространяются основные положения Закона об авторском праве и смежных правах В частности, программы, базы данных и топологии охраняются, если они являются результатами творческой деятельности, выраженными на любом языке и в любой форме. Творческий, т. е. самостоятельный, характер создания этих объектов презюмируется до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Охрана не распространяется на идеи и принципы, лежащие в основе программ, баз данных и топологий, в том числе на языки программирования (бейсик, алгол, фортран и т. п.). Однотипны и личные права (право авторства, право на имя и право на неприкосновенность). Имущественные права на программы, базы и топологии принадлежат как их создателям (авторам), так и их наследникам, а также другим физическим или юридическим лицам, получившим исключительные права в силу закона или договора.Нестандартность рассматриваемых объектов, воспроизводимых и используемых на машиночитаемых носителях, актуальность и молодость их правовой охраны обусловливают целесообразность дополнительной характеристики их правового режима Однако подробный анализ охраны прав на программы для ЭВМ, базы данных и топологии ИМС, требующий подчас не только юридических, но и технических познаний, выходит за рамки целей настоящего издания. Поэтому ограничимся лишь узловыми и сугубо правовыми особенностями охраны данных объектов. Речь идет прежде всего о праве на регистрацию программ и баз данных, праве на регистрацию и уведомление о топологии, а также о случаях свободного воспроизведения этих объектов.