Файл: Факультет юридический институт кафедра трудового и предпринимательского право.doc
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выдвижение федерального списка может начаться сразу после объявления даты выборов, так как списки едины для всей территории Российской Федерации, территория которой составляет один единственный федеральный округ.
Избирательные объединения получают мандаты пропорционально голосам избирателей, отданных за каждый список.
В списке важен не только его состав, но порядок размещения в нем кандидатов. От того, в какой последовательности они приведены в списке, в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Обычно в начале списка идут наиболее влиятельные и популярные кандидаты.
В каждый список не может быть включено более 270 кандидатов. При этом в 1995 г. было введено требование, чтобы так называемый центральный список кандидатов (т.е. не привязанный ни к какому региону конкретно) внутри единого списка, составленного избирательным объединением или блоком, включал не более 12 фамилий, а все остальные кандидаты должны быть распределены по так называемым региональным спискам внутри единого списка кандидатов. Предполагается, что введение региональных списков должно приближать депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу, к жителям конкретного региона. К распределению депутатских мандатов допускаются только те списки кандидатов, за которые было подано не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Согласно статьи 62 Федерального закона «О выборах в депутаты Государственной Думы», в случае, если список кандидатов избирательного объединения, избирательного блока был разделен на региональные группы, полученные депутатские мандаты, переходят в первую очередь к кандидатам, не включенным ни в одну из региональных групп. Оставшиеся депутатские мандаты переходят к кандидатам из региональных групп, при этом из числа оставшихся депутатских мандатов каждая их этих групп получает мандаты, число которых пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в соответствующем субъекте РФ.
Однако в Государственной Думе представлено, как правило, большее количество общественных объединений и блоков, чем участвовало в распределении 225 депутатских мандатов. Кроме того, в Государственной Думе имеются независимые депутаты, не представляющие вообще никакого объединения. Это связано с тем, что 225 мандатов, как уже говорилось, получают депутаты, избранные в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. В среднем в каждом таком округе должно проживать 478 - 480 тыс. избирателей.
Кандидаты в таких округах могут выдвигаться избирательными объединениями, группами избирателей (в том числе по месту жительства и работы) и путем самовыдвижения. Кандидаты, выдвинутые по избирательным округам, должны собрать в свою поддержку подписи не менее 1% избирателей, проживающих в соответствующем округе. От сбора подписей освобождаются кандидаты, выставленные избирательными объединениями, зарегистрировавшими списки кандидатов для выборов по общефедеральному избирательному округу. Выборы в одномандатном округе проводятся, если в нем выдвинуто не менее двух кандидатов. А состоявшимися выборы считаются, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных избирателей, причем регистрируются в качестве избирателей в обязательном порядке все граждане, имеющие право участвовать в выборах. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 61 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы»).
4.Введение Совета Федерации
К ведению Совета Федерации (Ст.102) относится:
1.Утверждение изменения границ между субъектами РФ;
2.Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3.Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
назначение выборов Президента Российской Федерации;
4.Отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий;
5.Назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;
6.Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;
7.Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
8.Проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
9.Прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
10.Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый сенатор Российской Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.
5.Введение Государственной Думы
К ведению Государственной Думы (Ст.103) относится:
а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации;
а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
6.Заключение:
Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ.
Федеральное Собрание – Парламент РФ, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат Совета Федераций и Государственной Думы.
Отличительной характерной особенностью Федерального Собрания является то, что оно выступает в качестве сложного, многофункционального механизма, имеющего ряд разнообразных связей и отношений непосредственно с другими государственными и общественными институтами. Из этой особенности вытекает ряд его характерных отличительных черт, имеющих непосредственное отношение к формированию, функционированию и внутреннему устройству.
Конституцией РФ учреждается Федеральное Собрание в качестве одного из органов, посредством которых осуществляется государственная власть на территории РФ.
Выступая в качестве представительного органа, Федеральное Собрание является выразителем интересов и воли всего многонационального народа.
7.Список использованной литературы:
Правовые источники:
1.Конституция РФ (3-е Федерации (с гимном России). - издание, доп. М. : ОЛМА Медиа Москва : Проспект, 2021. – 64 с.)
2. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 22.02.2014 N 20-ФЗ
3. Федеральный Закон от 22 декабря 2020 года № 439-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Научные и учебные источники:
1. Чиркин В.Е. Федеральное Собрание Парламент России//Государство и право. – 2000. - № 8. – С.113-114.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004. – 587с.
3. Баглай М. В., Габричидзе А.Б. Конституционное право РФ. М.: 2000.
Информационные источники:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Федеральное_собрание
2.https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/d45a8b360fc46067c0f3eabffd74a3a0f1bf5f70/