Файл: Рабочая программа дисциплины б. 34. 02 маркшейдерские работы при производстве открытых горных работ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



5. Содержание дисциплины




5.1.Разделы дисциплины и виды занятий



Наименование разделов (тем) дисциплины

Семестр/курс

Вид занятий (ч.)

Формы текущего контроля успеваемости

(наименование оценочного средства)

Формируемые

компетенции

Рекомендуемая литература (№)

Л

П\С

ЛР

СРС

1

Маркшейдерские работы на карьерах

7,8/4

1

1




19

Собеседование
Контрольная работа

ОПК 7

ПСК 4-1

ПСК 4-2

1-11

2

Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах.

1

1




19

3

Детальная съемка карьеров.

1

1




19

4

Маркшейдерский контроль

за состоянием и развитием горных работ.

1

2




19

5

Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей.

1

2




19

6

Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей.

1

2




19

7

Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель

1

2




19

8

Маркшейдерские наблюдения за деформациями.

1

2




19

9

Обязательная маркшейдерская

документация.

1

2




19

10

Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ

1

2




20

11

Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений

2

2




20

Всего часов:




12

20




211

Экзамен





5.2. Лекционный курс (Л)

Номер

раздела

Наименование темы/раздела

Содержание курса

Всего часов

1

Маркшейдерские работы на карьерах

Особенности ведения маркшейдерских работ на карьерах. Цели и задачи маркшейдерской службы

1

2

Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах.

Методика создания и развития опорных сетей на карьерах. Полигонометрия, ГНСС. Конструкция центров и сигналов опорной маркшейдерской сети. Способы создания съемочного обоснования: прямоугольная сетка, теодолитные ходы, полярный способ, геодезические засечки, ГНСС. Анализ точности съѐмочных сетей. Закрепление точек съемочного обоснования.

1

3

Детальная съемка карьеров.

Способы детальной съемки. Тахеометрическая съемка. Основы фотограмметрической съемки. Общие сведения о съемке с помощью лазерных сканирующих систем. Построение планов горных выработок.

1

4

Маркшейдерский контроль

за состоянием и развитием горных работ.

Планирование горных работ. Календарный план. Рабочий план. Контроль за соблюдением проектных направлений. Параметры паспорта управления уступами. Размеры рабочих площадок, предохранительных берм, углов откоса рабочих уступов и углов наклона борта, высот уступов. Определение и учет объемов выполненных горных работ. Определение плотности горных пород и коэффициента разрыхления.

1

5

Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей.

Составление проекта буровзрывных работ. Съемка подготовленного к взрыву участка. Масштаб плана. Необходимые данные для нанесения на план. Вертикальные разрезы уступа. Вынос проекта в натуру. Погрешность выноски в натуру взрывных скважин. Съемка обуренного блока. Замер глубин. Контроль обеспечения безопасности строений и оборудования вблизи взрыва. Контроль бурения на соответствие проекту. Съемка взованного блока (развала). Подсчет объема. Перенесение с проекта в натуру оси и верхних бровок траншеи. Контроль за соблюдением проектных уклонов. Продольный и поперечный профиль подошвы траншеи. Метод определения объема. Точность разбивочных работ.

1

6

Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей.

Разбивка трасс транспортных путей . Профили транспортных путей. Съемочные работы. Маркшейдерские работы по обеспечению работы крупногабаритного горно-транспортного оборудования.

1

7

Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель

Маркшейдерская планово-высотная съемка отвалов. Создание съемочного обоснования. Расчет приемной способности и фронта разгрузки породных отвалов. Элементы маркшейдерской съемки на отвалах. Составление проекта отдельных этапов рекультивационных работ. Объекты маркшейдерской съемки. Масштаб.

1

8

Маркшейдерские наблюдения за деформациями.

Общие сведения маркшейдерских наблюдений за деформациями. Контроль за состоянием устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов. Конструкция наблюдательных станций. Методика наблюдений. Инструкция по наблюдениям за деформациям бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости.

1

9

Обязательная маркшейдерская

документация.

Первичная, вычислительная и графическая документация. Исходные и производные чертежи. Комплекты маркшейдерских чертежей. Погоризонтные планы. Вертикальные разрезы.

1

10

Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ

Структура маркшейдерской службы. Должностные инструкции работников маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ

1

11

Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений

Планирование горных работ. Текущие маркшейдерские съемки. Определение глубины черпания драги. Подсчет объема горной массы, добытой драгой. Маркшейдерские работы в период разведки, изысканий, подготовки и вскрытия месторождения. Проект горных работ. Основа для планирования горных работ. Перенос геометрических элементов системы разработки на местность. Пополнительная съемка и замеры.

2




5.3. Практические (семинарские) занятия (П/С)


Номер

раздела

Наименование темы/раздела

Содержание курса

Всего часов

1

Маркшейдерские работы на карьерах

Особенности ведения маркшейдерских работ на карьерах. Цели и задачи маркшейдерской службы

1

2

Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах.

Определение координат пункта съемочного обоснования способом обратной геодезической засечки. Оценка точности. Определение координат пункта съемочного обоснования способом прямой геодезической засечки. Оценка точности.

1

3

Детальная съемка карьеров.

Тахеометрическая съемка уступов. Решение задач по плану горных работ:

-Определить высоту уступа.

-Определить заложение уступа графически.

-Определить угол откоса.

-Определить ширину рабочей площадки.

1

4

Маркшейдерский контроль

за состоянием и развитием горных работ.

Планирование горных работ. Календарный план. Рабочий план. Контроль за соблюдением проектных направлений. Параметры паспорта управления уступами. Размеры рабочих площадок, предохранительных берм, углов откоса рабочих уступов и углов наклона борта, высот уступов. Определение и учет объемов выполненных горных работ. Определение плотности горных пород и коэффициента разрыхления.

2

5

Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей.

Составление проекта траншеи.

Расчет данных для выноса в натуру элементов траншеи.

Продольный и поперечный профиль подошвы траншеи

Выполнение подсчета объема траншеи.

2

6

Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей.

Составление проекта автомобильной дороги, съезда. Построение профилей автодорог и железнодорожных путей

2

7

Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель

Определение приемной способности отвала.

Составление проекта рекультивации участка поверхности земли.

Составление исполнительной съемки участка рекультивации.

2

8

Маркшейдерские наблюдения за деформациями.

Общие сведения маркшейдерских наблюдений за деформациями. Контроль за состоянием устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов. Конструкция наблюдательных станций. Методика наблюдений. Инструкция по наблюдениям за деформациям бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости.

2

9

Обязательная маркшейдерская

документация.

Первичная, вычислительная и графическая документация. Исходные и производные чертежи. Комплекты маркшейдерских чертежей. Погоризонтные планы. Вертикальные разрезы.

2

10

Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ

Структура маркшейдерской службы. Должностные инструкции работников маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ

2

11

Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений

Планирование горных работ. Текущие маркшейдерские съемки. Определение глубины черпания драги. Подсчет объема горной массы, добытой драгой. Маркшейдерские работы в период разведки, изысканий, подготовки и вскрытия месторождения. Проект горных работ. Основа для планирования горных работ. Перенос геометрических элементов системы разработки на местность. Пополнительная съемка и замеры.

2





5.4. Лабораторные работы (ЛР)

Номер

раздела

Наименование лабораторной работы

Формируемые

компетенции

Всего часов

Не предусмотрены




5.5. Самостоятельная работа студента (СРС)

Номер

раздела

Виды самостоятельной работы студентов

Срок выполнения

Всего часов

1

Изучение теоретического материала.

Оформление практических работ, графические работы. Домашняя контрольная работа.

Подготовка к промежуточной аттестации.

В течение семестров

19

2

19

3

19

4

19

5

19

6

19

7

19

8

19

9

19

10

20

11

20




5.6. Методические рекомендации к СРС по дисциплине

5.6.1. Цель и задачи СРС

Целью настоящих методических рекомендаций является разработка организации самостоятельной работы студентов на кафедре для стимулирования овладении фундаментальными и прикладными профессиональными умениями и навыками деятельности, формирования опыта творческой, инновационной и исследовательской работы.

Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается как одна из форм организации обучения на кафедре.

Задачи СРС:

-освоение в полном объёме основной профессиональной образовательной программы;

-приобретение навыков эффективной самостоятельной профессиональной (научно-практической и научно-теоретической) деятельности;

-формирование способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний;

-подготовка к профессиональной деятельности в сфере материального производства и науки;

-формирование умения использовать нормативную базу, правовые и справочные информационные ресурсы, и специальную литературу; развитие самостоятельности мышления, способности саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

Поставленные задачи реализуются посредством последовательного формирования у студентов навыков мотивации осмысленно и самостоятельно работать:

а) с учебным материалом, что предполагает: качественное усвоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне междисциплинарных связей; систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков; умение применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности).

б) с научной информацией, развивая научно-исследовательские навыки: поиска и применения нормативной, правовой, справочной, информационно-патентной и другой специальной литературы, а также Internet-ресурсов как источников информации; творческих способностей и личной инициативы.

в) над самоорганизацией и самовоспитанием путем: развития организованности и ответственности; формирования способностей к саморазвитию, самообразованию и самореализации.

Основным принципом организации СРС является комплексный, системный подход, направленный на формирование у студента навыков репродуктивной, поисково-аналитической, практической и творческой (научно-исследовательской) деятельности

Для организации СРС необходимы следующие условия:

-готовность студентов к самостоятельной деятельности; мотивация получения новых знаний;

-наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

-наличие учебно-методической литературы, согласно «Рабочей программе»;

-наличие системы регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

-регулярная консультационная помощь преподавателей и научных руководителей.

Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся предполагает наличие на кафедре специальных аудиторий, в том числе кабинетов, лабораторий, а также оснащенность учебных кабинетов, лабораторий необходимым оборудованием, приборами, инструментами, наглядными пособиями, выходом в Internet для максимального удобства самостоятельной работы обучающихся.

5.6.2. Учебно-методическое обеспечение СРС

Оно включает:

-наличие учебников, учебных пособий и другой учебной литературы;

-наличие материалов для самоконтроля (вопросы в конце глав учебников, вопросы для автоматизированного контроля знаний, тестов и т.п.);

-наличие необходимого количества вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению для организации самостоятельной работы;

-наличие дополнительно рекомендуемых преподавателями источников информации и интернет-ресурсов:

Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Результат выполнения задания представляется в устной или письменной форме, может быть подвергнут контролю и учтен при выведении итоговой оценки по завершению изучения дисциплины.

5.6.3. Виды и формы самостоятельной работы студентов

По дисциплине в зависимости от места и времени проведения различают следующие виды СРС:

-аудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая на учебных практических, лабораторных, под непосредственным руководством и контролем преподавателя и по его заданию;

-консультации, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальную помощь по ходу выполнения самостоятельных заданий, с другой – осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий;

-внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа студента – обязательная самостоятельная работа студента над учебным материалом без участия преподавателя, контроль выполнения которой может осуществляться, в том числе в рамках аудиторных занятий, а результат контроля – учитываться при выставлении оценки преподавателем на любом этапе контроля знаний (текущем, промежуточном). Результаты этой подготовки проявляются в степени активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и других форм текущего контроля.

Оценки, полученные студентом по результатам данного вида работы, влияют на общее оценивание текущей успеваемости студента по дисциплине.

Главными формами СРС по дисциплине являются:

  • Конспект – краткая запись содержания лекций, учебных пособий, монографий и других источников.

  • Контрольная (практическая, графическая) работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.

  • Устный опрос/собеседование – средство, позволяющее оценить знания и кругозор обучающегося, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки; позволяет выявить детали, которые оказались недостаточно осмысленными в ходе учебных занятий, при подготовке к зачёту или экзамену.

  • Подготовка к зачету / дифференцированному зачету / экзамену – служит для оценки работы студента в течение семестра(ов) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Текущая самостоятельная работа студента направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Для этого может использоваться:

-поиск, анализ, структурирование и презентация информации;

-анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа, ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. В результате самостоятельной подготовки студент овладевает следующими компетенциями: ОПК 7, ПСК 4-1, ПСК 4-2.





5.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебных занятий

Организация деятельности обучающегося

Занятия

лекционного

типа

Лекция – ведущее звено всего курса обучения, способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия студентами. Преподаватель подбирает и структурирует учебный материал, предоставляет его студентам в нужное время; привязывает его к конкретной предметной области; проводит связи между сведениями о действительности и самой действительностью, без чего невозможно формирование знаний у специалиста.

Во время лекции студент должен вести краткий конспект. Работа с конспектом лекций подразумевает его просмотр в тот же день после занятий, просмотр в день перед занятием. Кроме того, нужно пометить тот материал, которые вызывает затруднения для понимания его сути. Если у студента не получается самостоятельно разобраться в законспектированной информации, он должен сформулировать вопросы и обратиться на консультации или ближайшей лекции за помощью к преподавателю. В идеале студенты должны регулярно повторять пройденный материал, проверяя свои знания, умения и навыки.

Для успешного овладения курсом необходимо посещать все занятия, так как тематический материал взаимосвязан. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.

Занятия

семинарского

типа

(практические

занятия)

Практические занятия – активная форма учебного процесса. При подготовке к практическим занятиям обучающемуся необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Если в программе курса предусмотрено занятие, проводимое в виде занятия-дискуссии, то оно должно носить характер обсуждения.

Для успешного овладения курсом необходимо обязательно посещать все практические занятия и в срок сдавать индивидуальные задания. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал, пройти собеседование по пропущенной теме, если необходимо – ответить на контрольные вопросы или пройти тест во время его индивидуальных консультаций.

В ходе занятий обучающимся рекомендуется:

-вести конспектирование учебного материала;

-обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание и особенности тех или иных явлений и процессов, научные выводы;

-задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.

В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из материалов учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, дополняющих материал прослушанной темы, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.

Для успешного овладения курсом необходимо посещать все занятия, так как тематический материал взаимосвязан. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций.

Самостоятельная

работа

(изучение теоретического

курса, подготовка к текущему контролю и практическим занятиям)

Важной частью самостоятельной работы является изучение учебной, научной и справочной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими специалистами по данной дисциплине.

При подготовке к текущему контролю обучающемуся необходимо изучить методическую и основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя.

Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену предполагает:

-изучение основной и дополнительной литературы; изучение конспектов лекций;

-выполнение контрольных (расчетно-графических, практических) работ;

-участие в контрольных опросах (собеседованиях);

Перечень вопросов, выносимых на экзамен, представлен в ФОСе (приложение № 1).