Файл: Рабочая программа дисциплины б. 34. 02 маркшейдерские работы при производстве открытых горных работ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Содержание дисциплины | |||||||||||||||
| |||||||||||||||
5.1.Разделы дисциплины и виды занятий | |||||||||||||||
№ | Наименование разделов (тем) дисциплины | Семестр/курс | Вид занятий (ч.) | Формы текущего контроля успеваемости (наименование оценочного средства) | Формируемые компетенции | Рекомендуемая литература (№) | |||||||||
Л | П\С | ЛР | СРС | ||||||||||||
1 | Маркшейдерские работы на карьерах | 7,8/4 | 1 | 1 | | 19 | Собеседование Контрольная работа | ОПК 7 ПСК 4-1 ПСК 4-2 | 1-11 | ||||||
2 | Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах. | 1 | 1 | | 19 | ||||||||||
3 | Детальная съемка карьеров. | 1 | 1 | | 19 | ||||||||||
4 | Маркшейдерский контроль за состоянием и развитием горных работ. | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
5 | Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей. | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
6 | Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей. | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
7 | Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
8 | Маркшейдерские наблюдения за деформациями. | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
9 | Обязательная маркшейдерская документация. | 1 | 2 | | 19 | ||||||||||
10 | Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ | 1 | 2 | | 20 | ||||||||||
11 | Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений | 2 | 2 | | 20 | ||||||||||
Всего часов: | | 12 | 20 | | 211 | Экзамен |
5.2. Лекционный курс (Л) | |||
Номер раздела | Наименование темы/раздела | Содержание курса | Всего часов |
1 | Маркшейдерские работы на карьерах | Особенности ведения маркшейдерских работ на карьерах. Цели и задачи маркшейдерской службы | 1 |
2 | Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах. | Методика создания и развития опорных сетей на карьерах. Полигонометрия, ГНСС. Конструкция центров и сигналов опорной маркшейдерской сети. Способы создания съемочного обоснования: прямоугольная сетка, теодолитные ходы, полярный способ, геодезические засечки, ГНСС. Анализ точности съѐмочных сетей. Закрепление точек съемочного обоснования. | 1 |
3 | Детальная съемка карьеров. | Способы детальной съемки. Тахеометрическая съемка. Основы фотограмметрической съемки. Общие сведения о съемке с помощью лазерных сканирующих систем. Построение планов горных выработок. | 1 |
4 | Маркшейдерский контроль за состоянием и развитием горных работ. | Планирование горных работ. Календарный план. Рабочий план. Контроль за соблюдением проектных направлений. Параметры паспорта управления уступами. Размеры рабочих площадок, предохранительных берм, углов откоса рабочих уступов и углов наклона борта, высот уступов. Определение и учет объемов выполненных горных работ. Определение плотности горных пород и коэффициента разрыхления. | 1 |
5 | Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей. | Составление проекта буровзрывных работ. Съемка подготовленного к взрыву участка. Масштаб плана. Необходимые данные для нанесения на план. Вертикальные разрезы уступа. Вынос проекта в натуру. Погрешность выноски в натуру взрывных скважин. Съемка обуренного блока. Замер глубин. Контроль обеспечения безопасности строений и оборудования вблизи взрыва. Контроль бурения на соответствие проекту. Съемка взованного блока (развала). Подсчет объема. Перенесение с проекта в натуру оси и верхних бровок траншеи. Контроль за соблюдением проектных уклонов. Продольный и поперечный профиль подошвы траншеи. Метод определения объема. Точность разбивочных работ. | 1 |
6 | Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей. | Разбивка трасс транспортных путей . Профили транспортных путей. Съемочные работы. Маркшейдерские работы по обеспечению работы крупногабаритного горно-транспортного оборудования. | 1 |
7 | Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель | Маркшейдерская планово-высотная съемка отвалов. Создание съемочного обоснования. Расчет приемной способности и фронта разгрузки породных отвалов. Элементы маркшейдерской съемки на отвалах. Составление проекта отдельных этапов рекультивационных работ. Объекты маркшейдерской съемки. Масштаб. | 1 |
8 | Маркшейдерские наблюдения за деформациями. | Общие сведения маркшейдерских наблюдений за деформациями. Контроль за состоянием устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов. Конструкция наблюдательных станций. Методика наблюдений. Инструкция по наблюдениям за деформациям бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости. | 1 |
9 | Обязательная маркшейдерская документация. | Первичная, вычислительная и графическая документация. Исходные и производные чертежи. Комплекты маркшейдерских чертежей. Погоризонтные планы. Вертикальные разрезы. | 1 |
10 | Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ | Структура маркшейдерской службы. Должностные инструкции работников маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ | 1 |
11 | Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений | Планирование горных работ. Текущие маркшейдерские съемки. Определение глубины черпания драги. Подсчет объема горной массы, добытой драгой. Маркшейдерские работы в период разведки, изысканий, подготовки и вскрытия месторождения. Проект горных работ. Основа для планирования горных работ. Перенос геометрических элементов системы разработки на местность. Пополнительная съемка и замеры. | 2 |
5.3. Практические (семинарские) занятия (П/С) | |||
Номер раздела | Наименование темы/раздела | Содержание курса | Всего часов |
1 | Маркшейдерские работы на карьерах | Особенности ведения маркшейдерских работ на карьерах. Цели и задачи маркшейдерской службы | 1 |
2 | Маркшейдерские опорные и съемочные сети на карьерах. | Определение координат пункта съемочного обоснования способом обратной геодезической засечки. Оценка точности. Определение координат пункта съемочного обоснования способом прямой геодезической засечки. Оценка точности. | 1 |
3 | Детальная съемка карьеров. | Тахеометрическая съемка уступов. Решение задач по плану горных работ: -Определить высоту уступа. -Определить заложение уступа графически. -Определить угол откоса. -Определить ширину рабочей площадки. | 1 |
4 | Маркшейдерский контроль за состоянием и развитием горных работ. | Планирование горных работ. Календарный план. Рабочий план. Контроль за соблюдением проектных направлений. Параметры паспорта управления уступами. Размеры рабочих площадок, предохранительных берм, углов откоса рабочих уступов и углов наклона борта, высот уступов. Определение и учет объемов выполненных горных работ. Определение плотности горных пород и коэффициента разрыхления. | 2 |
5 | Маркшейдерское обеспечение проведения буровзрывных работ. Маркшейдерские работы при проведении траншей. | Составление проекта траншеи. Расчет данных для выноса в натуру элементов траншеи. Продольный и поперечный профиль подошвы траншеи Выполнение подсчета объема траншеи. | 2 |
6 | Маркшейдерские работы при строительстве и эксплуатации транспортных путей. | Составление проекта автомобильной дороги, съезда. Построение профилей автодорог и железнодорожных путей | 2 |
7 | Маркшейдерское обеспечение работы отвалов. Маркшейдерские работы при рекультивации нарушенных земель | Определение приемной способности отвала. Составление проекта рекультивации участка поверхности земли. Составление исполнительной съемки участка рекультивации. | 2 |
8 | Маркшейдерские наблюдения за деформациями. | Общие сведения маркшейдерских наблюдений за деформациями. Контроль за состоянием устойчивости бортов, откосов уступов и отвалов. Конструкция наблюдательных станций. Методика наблюдений. Инструкция по наблюдениям за деформациям бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости. | 2 |
9 | Обязательная маркшейдерская документация. | Первичная, вычислительная и графическая документация. Исходные и производные чертежи. Комплекты маркшейдерских чертежей. Погоризонтные планы. Вертикальные разрезы. | 2 |
10 | Структура маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ | Структура маркшейдерской службы. Должностные инструкции работников маркшейдерской службы, организация маркшейдерских работ | 2 |
11 | Маркшейдерские работы в период разработки россыпей. Способы проведения маркшейдерских работ дражной и гидравлической разработки месторождений | Планирование горных работ. Текущие маркшейдерские съемки. Определение глубины черпания драги. Подсчет объема горной массы, добытой драгой. Маркшейдерские работы в период разведки, изысканий, подготовки и вскрытия месторождения. Проект горных работ. Основа для планирования горных работ. Перенос геометрических элементов системы разработки на местность. Пополнительная съемка и замеры. | 2 |
5.4. Лабораторные работы (ЛР) | |||
Номер раздела | Наименование лабораторной работы | Формируемые компетенции | Всего часов |
Не предусмотрены |
5.5. Самостоятельная работа студента (СРС) | |||
Номер раздела | Виды самостоятельной работы студентов | Срок выполнения | Всего часов |
1 | Изучение теоретического материала. Оформление практических работ, графические работы. Домашняя контрольная работа. Подготовка к промежуточной аттестации. | В течение семестров | 19 |
2 | 19 | ||
3 | 19 | ||
4 | 19 | ||
5 | 19 | ||
6 | 19 | ||
7 | 19 | ||
8 | 19 | ||
9 | 19 | ||
10 | 20 | ||
11 | 20 |
5.6. Методические рекомендации к СРС по дисциплине |
5.6.1. Цель и задачи СРС |
Целью настоящих методических рекомендаций является разработка организации самостоятельной работы студентов на кафедре для стимулирования овладении фундаментальными и прикладными профессиональными умениями и навыками деятельности, формирования опыта творческой, инновационной и исследовательской работы. Самостоятельная работа студентов является неотъемлемой частью образовательного процесса и рассматривается как одна из форм организации обучения на кафедре. Задачи СРС: -освоение в полном объёме основной профессиональной образовательной программы; -приобретение навыков эффективной самостоятельной профессиональной (научно-практической и научно-теоретической) деятельности; -формирование способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний; -подготовка к профессиональной деятельности в сфере материального производства и науки; -формирование умения использовать нормативную базу, правовые и справочные информационные ресурсы, и специальную литературу; развитие самостоятельности мышления, способности саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Поставленные задачи реализуются посредством последовательного формирования у студентов навыков мотивации осмысленно и самостоятельно работать: а) с учебным материалом, что предполагает: качественное усвоение теоретического материала по изучаемой дисциплине, углубление и расширение теоретических знаний с целью их применения на уровне междисциплинарных связей; систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков; умение применять полученные знания на практике (в профессиональной деятельности). б) с научной информацией, развивая научно-исследовательские навыки: поиска и применения нормативной, правовой, справочной, информационно-патентной и другой специальной литературы, а также Internet-ресурсов как источников информации; творческих способностей и личной инициативы. в) над самоорганизацией и самовоспитанием путем: развития организованности и ответственности; формирования способностей к саморазвитию, самообразованию и самореализации. Основным принципом организации СРС является комплексный, системный подход, направленный на формирование у студента навыков репродуктивной, поисково-аналитической, практической и творческой (научно-исследовательской) деятельности Для организации СРС необходимы следующие условия: -готовность студентов к самостоятельной деятельности; мотивация получения новых знаний; -наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала; -наличие учебно-методической литературы, согласно «Рабочей программе»; -наличие системы регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы; -регулярная консультационная помощь преподавателей и научных руководителей. Материально-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся предполагает наличие на кафедре специальных аудиторий, в том числе кабинетов, лабораторий, а также оснащенность учебных кабинетов, лабораторий необходимым оборудованием, приборами, инструментами, наглядными пособиями, выходом в Internet для максимального удобства самостоятельной работы обучающихся. |
5.6.2. Учебно-методическое обеспечение СРС |
Оно включает: -наличие учебников, учебных пособий и другой учебной литературы; -наличие материалов для самоконтроля (вопросы в конце глав учебников, вопросы для автоматизированного контроля знаний, тестов и т.п.); -наличие необходимого количества вариантов заданий и методических рекомендаций по их выполнению для организации самостоятельной работы; -наличие дополнительно рекомендуемых преподавателями источников информации и интернет-ресурсов: Самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Результат выполнения задания представляется в устной или письменной форме, может быть подвергнут контролю и учтен при выведении итоговой оценки по завершению изучения дисциплины. |
5.6.3. Виды и формы самостоятельной работы студентов |
По дисциплине в зависимости от места и времени проведения различают следующие виды СРС: -аудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая на учебных практических, лабораторных, под непосредственным руководством и контролем преподавателя и по его заданию; -консультации, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает индивидуальную помощь по ходу выполнения самостоятельных заданий, с другой – осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий; -внеаудиторная самостоятельная работа – работа, выполняемая вне аудитории по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная самостоятельная работа студента – обязательная самостоятельная работа студента над учебным материалом без участия преподавателя, контроль выполнения которой может осуществляться, в том числе в рамках аудиторных занятий, а результат контроля – учитываться при выставлении оценки преподавателем на любом этапе контроля знаний (текущем, промежуточном). Результаты этой подготовки проявляются в степени активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и других форм текущего контроля. Оценки, полученные студентом по результатам данного вида работы, влияют на общее оценивание текущей успеваемости студента по дисциплине. Главными формами СРС по дисциплине являются:
Текущая самостоятельная работа студента направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Для этого может использоваться: -поиск, анализ, структурирование и презентация информации; -анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме. Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа, ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса общекультурных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. В результате самостоятельной подготовки студент овладевает следующими компетенциями: ОПК 7, ПСК 4-1, ПСК 4-2. |
5.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | |
Вид учебных занятий | Организация деятельности обучающегося |
Занятия лекционного типа | Лекция – ведущее звено всего курса обучения, способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающего целостность и законченность его восприятия студентами. Преподаватель подбирает и структурирует учебный материал, предоставляет его студентам в нужное время; привязывает его к конкретной предметной области; проводит связи между сведениями о действительности и самой действительностью, без чего невозможно формирование знаний у специалиста. Во время лекции студент должен вести краткий конспект. Работа с конспектом лекций подразумевает его просмотр в тот же день после занятий, просмотр в день перед занятием. Кроме того, нужно пометить тот материал, которые вызывает затруднения для понимания его сути. Если у студента не получается самостоятельно разобраться в законспектированной информации, он должен сформулировать вопросы и обратиться на консультации или ближайшей лекции за помощью к преподавателю. В идеале студенты должны регулярно повторять пройденный материал, проверяя свои знания, умения и навыки. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все занятия, так как тематический материал взаимосвязан. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций. |
Занятия семинарского типа (практические занятия) | Практические занятия – активная форма учебного процесса. При подготовке к практическим занятиям обучающемуся необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Если в программе курса предусмотрено занятие, проводимое в виде занятия-дискуссии, то оно должно носить характер обсуждения. Для успешного овладения курсом необходимо обязательно посещать все практические занятия и в срок сдавать индивидуальные задания. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал, пройти собеседование по пропущенной теме, если необходимо – ответить на контрольные вопросы или пройти тест во время его индивидуальных консультаций. В ходе занятий обучающимся рекомендуется: -вести конспектирование учебного материала; -обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание и особенности тех или иных явлений и процессов, научные выводы; -задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из материалов учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, дополняющих материал прослушанной темы, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все занятия, так как тематический материал взаимосвязан. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций. |
Самостоятельная работа (изучение теоретического курса, подготовка к текущему контролю и практическим занятиям) | Важной частью самостоятельной работы является изучение учебной, научной и справочной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими специалистами по данной дисциплине. При подготовке к текущему контролю обучающемуся необходимо изучить методическую и основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. |
Подготовка к экзамену | Подготовка к экзамену предполагает: -изучение основной и дополнительной литературы; изучение конспектов лекций; -выполнение контрольных (расчетно-графических, практических) работ; -участие в контрольных опросах (собеседованиях); Перечень вопросов, выносимых на экзамен, представлен в ФОСе (приложение № 1). |