Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
вывешивать на месте производства работ список перемещаемых краном грузов с указанием их массы. При ведении строительно-монтажных работ крановщикам и стропальщикам, обслуживающим стреловые самоходные краны, такой список должен быть выдан на руки; в случае отсутствия в списке отдельных грузов необходимо давать крановщику сведения об их массе; -
определять места складирования грузов, обеспечивать их необходимой технологической оснасткой и приспособлениями (кассетами, пирамидами, стеллажами, лестницами, подставками, подкладками, прокладками, оттяжками и т.п.) и инструктировать крановщиков и стропальщиков относительно порядка и габаритов складирования грузов; -
требовать от крановщика установки стрелового самоходного крана на дополнительные опоры, когда это требуется по грузовой характеристике, не допускать работы крана, установленного не на все опоры; -
обеспечивать сохранность контрольных грузов для проверки ограничителей грузоподъемности башенных кранов; -
не допускать работу крана при отсутствии в путевом листе или вахтенном журнале записи о его исправности; -
следить, чтобы на местах производства работ кранами были вывешены или выданы на руки крановщикам и стропальщикам графические изображения способов обвязки и зацепки грузов; -
не допускать перемещения краном кирпича над людьми; -
не допускать нахождения людей в кабине и кузове автомашины при ее погрузке и разгрузке; -
не допускать подачи материалов, изделий в оконные и другие проемы без приемных площадок; -
выполнять предписания инспектора Госгортехнадзора России и инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин; -
выявлять и ограждать опасные зоны, запрещать производство работ в опасных зонах; -
информировать работников о возникновении чрезвычайных происшествий и принимать меры по их устранению.
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ
Подготовка к выполнению стропальных и такелажных работ
Стропальные и такелажные работы производят в соответствии с проектом организации строительства (ПОС), проектом производства работ, технологическими картами или технологическими схемами.
Проект организации строительства служит основанием для планирования капитальных вложений, обеспечения строительства соответствующими трудовыми и материальными ресурсами. В проекте организации строительства рассматривают общие вопросы организации работ на строительной и монтажной площадках, указывают сроки начала и окончания строительства, приводят графики движения рабочей силы, сведения о временных зданиях и сооружениях, подъездных путях и т.д.
Проект производства работ — это рабочий проект, по которому непосредственно осуществляется весь монтаж объекта или сооружения.
Проект производства работ разрабатывают в соответствии с ПОС, требованиями действующих строительных норм и правил (СНИП), ГОСТ, ОСТ, технических условий (ТУ) и других нормативных документов.
Проект производства работ включает в себя:
-
перечень проектных материалов; -
пояснительную записку; -
ведомости монтажного оборудования, такелажных приспособлений, ручных машин, материалов, объемов работ (оборудования, металлоконструкций и трубопроводов); -
графики производства монтажных работ и движения рабочей силы, сроки подачи в монтаж оборудования, металлоконструкций и трубопроводов; -
ведомости потребности в энергоресурсах; -
технологические схемы монтажа оборудования, металлоконструкций и трубопроводов с узлами строповки; -
рабочие чертежи приспособлений и индивидуальной такелажной оснастки;
-
основные положения и мероприятия по охране труда, обеспечению необходимых бытовых условий и пожарной безопасности; -
паспорт монтируемого объекта; -
схемы разводок временного энергоснабжения (электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и сварочных газов).
Технологические карты или технологические схемы содержат:
-
технические решения и указания способа монтажа отдельных сложных видов оборудования, строительных конструкций, укрепленных узлов или блоков технологических трубопроводов; -
способы контроля положения оборудования, конструкций и элементов такелажной оснастки и выверки их по установочно-сбо-
рочным допускам;
-
решения по механизации трудоемких ручных операций; -
требования по обеспечению безопасных условий производства работ; -
способы строповки монтируемого оборудования или конструкций; -
спецификации монтажных и стропально-такелажных средств (включая механизированный инструмент и средств малой механизации) и материалов; -
схемы строповки грузов; -
типы кранов, их грузоподъемности и места установки; -
массы перемещаемого груза и тип грузозахватного устройства;
• порядок производства работ с указанием мест нахождения
стропальщика и такелажника.
До начала производства работ и использования грузоподъемных машин лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, обязано провести занятие с крановщиками, стропальщиками, такелажниками, монтажниками по изучению ППР, технологических карт и схем.
О проведении занятия (инструктажа) делается запись в вахтенном журнале крановщика и журнале регистрации инструктажей. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, СНиП 12-03-2001, СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве» и других нормативных правовых актов и нормативных технических документов, принятых в установленном порядке, соблюдение которых обеспечивает безопасность работ (в соответствии с ГОСТ 12.3.002—76, ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-76).
Если при работах с опасными веществами, расплавленными металлами и сплавами, определенными Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.06.97 № 116-ФЗ как опасные производственные объекты, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и другое производственное оборудование, то должны выполняться также требования промышленной безопасности.
Лицо, руководящее производством погрузочно-разгрузочных работ, обязано:
• перед началом работы обеспечить охранную зону в местах производства работ, проверить внешним осмотром исправность грузоподъемных механизмов, такелажного и другого погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается;
• проверить у работников, осуществляющих работы, наличие соответствующих удостоверений и других документов на право производства этих работ;
• следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ;
• при возникновении аварийных ситуаций или опасного травмирования работников немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.
Стропально-монтажные и другие работы с применением грузоподъемных машин должны выполняться по проекту производства работ, технологическим картам, разработанным с учетом требований ГОСТ 12.3.009—76, который предусматривает:
-
соответствие кранов производимой работе по грузоподъемности, высоте подъема груза, вылету стрелы; -
безопасную установку крана для работы вблизи строений, мест складирования, откосов котлованов и в других условиях; -
соблюдение безопасных расстояний от сетей и воздушных линий электропередачи, включая городские контактные сети и т.д.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кранами соблюдайте следующие требования безопасности:
-
производите работы на грузоподъемных механизмах и механизмах передвижения крана по сигналу стропальщика; -
вначале поднимите груз на 200...300 мм и убедитесь, что он застропован правильно и надежно; -
немедленно приостановите работу по сигналу «Стоп», независимо от того, кем он подан; -
подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполняйте плавно, без рывков; -
перед подъемом или опусканием груза убедитесь в том, что вблизи груза, штабеля, железнодорожного сцепа, вагона, автомобиля и другого места подъема или опускания груза, а также между грузом и этими объектами не находится стропальщик или другие лица; -
застрапливайте и отцепляйте груз после полной остановки грузового каната, его ослабления и при опущенной крюковой подвеске или траверсе; -
неиспользуемые ветви стропа закрепляйте на крюке крана;
• для подводки стропов под груз применяйте специальные
приспособления;
-
строповку груза производите в соответствии со схемой строповки для данного груза;
-
для длинномерных грузов используйте оттяжки;
-
груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и не менее 1 м над землей;
• опускайте груз на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов;
• запрещается строповать защемленный груз.
Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять механизированными способами с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.
Механизированный способ является обязательным при подъеме грузов массой более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м.
Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью встроенных подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Также должно быть механизировано перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м.
Характеристика и классификация перемещаемых
грузов
В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:
-
штучные нештабелируемые грузы (металлоконструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д.). Данная группа грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки, пригодных для всех грузов этой группы, не существует; -
штучные штабелируемые грузы (прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, ящики, бочки, изделия геометрически правильной формы и т.д.); -
насыпные грузы (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, металлическая стружка и т.д.). Они транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей; -
полужидкие пластичные грузы — грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную им форму или с течением времени затвердевать (растворы, бетон, известковое тесто, битум, смазывающее вещество и др.). Такие грузы транспортируются в специальной таре;
-
жидкие грузы — грузы, не имеющие определенной формы (вода, жидкие горючие, кислоты щелочи, мастики и т.д.). Они транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д.; -
газообразные грузы. Такие грузы транспортируются под давлением в баллонах, других сосудах и трубопроводным транспортом.
В зависимости от массы грузы подразделяются:
-
на легковесные — до 250 кг (войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, легкие детали машин и др.); -
тяжеловесные — до 50 т. К ним относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и не штабелируемые грузы; -
весьма тяжелые — более 50 т. К ним относятся штучные не штабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации; -
мертвые грузы — особая категория грузов неизвестной массы. Мертвыми считаются грузы, закрепленные на фундаментах анкерными болтами, зарытые в землю, примерзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мертвые грузы краном запрещается.
В зависимости от формы и размеров грузы подразделяются:
-
на габаритные — грузы, размеры которых не превышают габариты подвижного состава Железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта — норм, установленных Правилами дорожного движения РФ; -
негабаритные — грузы, размеры которых превышают габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта.
Для подъема груза должны быть известны его масса и схема строповки.
Если неизвестна масса груза, который необходимо транспортировать, то стропальщик должен прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Перемещение груза с неизвестной массой недопустимо. Для перемещения груза необходимо определить его фактическую массу.
Приблизительную массу груза Q, кг, можно определить по формуле Q= ρV,
где ρ — удельный вес груза, кг/м3; V— объем груза, м3.
Т ребования к площадкам для складирования груза, подкладкам и прокладкам.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или твердым грунтом, способным воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин. Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5°; при применении авто- и электропогрузчиков — не более 3°.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть ограждены специальными ограждениями и оборудованы знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026—76.
Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении транспортных средств и не менее 3,5 м при одностороннем движении.
Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк.
Метеорологические условия для производства погрузочно-разгрузочных работ должны определяться по ГОСТ 12.1.005—78.
На площадках должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними. Не допускается размещать груз в проходах и проездах.
В зоне разгрузочной площадки не должны находиться действующие электрические линии.
На погрузочно-разгрузочных площадках расстояния между транспортными средствами для погрузки или разгрузки грузов должны быть не менее:
-
1 м — в глубину колонны транспортных средств; -
1,5 м — по фронту склада; -
1 м — от штабеля груза.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны укладываться в один ряд на подкладки прямоугольной формы.
Высота подкладок при штабелировании грузов должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей.
Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плоскости во избежание местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции.
Запрещается применять подкладки и прокладки из твердо-круглого сечения.
Подкладки должны быть прямоугольной формы.
Способы обвязки, зацепки и схемы строповки грузов
Строповка — это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).
К строповке конструкций предъявляют следующие требования:
-
строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и грузоподъемному крану должны быть надежными; -
трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными; -
использование строповых приспособлений, устройств должно быть многократным (приспособления должны быть инвентарными); -
расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки); -
строповка должна исключать нарушение формы и прочности конструкции, а также ее падение и опрокидывание.
Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.
Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.
При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.
При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать прокладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.
Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.
Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.
При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.
Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором грузозахватных устройств.
Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах. Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.
Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.
Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владельцем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая операция производится с применением крана.
Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:
• груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;
-
груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;
-
груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.
Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем групп должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
Схемы строповки грузов должны вывешиваться в производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.
При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:
-
крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8); -
крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести; -
изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы); -
ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение; -
угол между ветвями стропов не должен превышать 90°; -
неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы; -
заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.
Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.
Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.
Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.
Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.
Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.
При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в полной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскатывание лесоматериалов.
Более рационально применять полужесткие стропы с траверсами.
Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчик.
Сигнализация и связь при производстве
стропальных работ
Для согласованной работы между стропальщиком и крановщиком применяется несколько видов сигнализации и связи.
Основным видом сигнализации, применяемой в строительстве при перемещении грузов кранами, является знаковая сигнализация (рис. 5.9), которая в свою очередь подразделяется на сигнализацию с флажками и без них.
При строповке грузов, которые находятся вне поля зрения машиниста крана, между ним и стропальщиком должна быть установлена телефонная или радиотелефонная связь. В случае ее отсутствия необходимо назначить сигнальщиков из числа обученных и квалифицированных стропальщиков.
Сигнальщик назначается лицом, ответственным за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами.
Рекомендуемая форма стропальщика: жилет и каска — желтого цвета; повязка — красного цвета; рубашка — голубого цвета.
Маркировка грузов и манипуляционные знаки
На всех грузах, которые по своим свойствам требуют особо внимательного обращения с ними, кроме отправительных надписей, т.е. адресов, номеров заказов и количества мест, наносится предупредительная маркировка словами или условными знаками.
Надписи и манипуляционные знаки указывают, как обращаться с грузом в пути и во время погрузочно-разгрузочных операций. На всех грузах в таре обязательно намечается вес «Брутто» и «Нетто», центр тяжести груза.
Иногда необходимы и такие надписи: «Верх», «Не кантовать», «Стекло» и т.п. На отдельных грузах наносятся следующие надписи: «Боится сырости», «Боится тепла», «Боится света», «Огнеопасно» и т. п.
Надписи и знаки должны наноситься четко с двух или трех сторон груза несмывающейся краской или тщательно наклеиваться на упаковку, если они отпечатаны типографским способом на плотной бумаге.
В зависимости от свойства груза манипуляционные знаки могут наноситься в различном сочетании. Они указывают на способ обращения с грузом, в частности при его строповке.
Предупредительные надписи и знаки (рис. 5.10), как правило, наносятся на свободных от отправительных надписей сторонах упаковки.
Работа кранов вблизи линии электропередачи
Производство строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других работ стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи связано с повышенной опасностью. При работе крана вблизи линии электропередачи (рис. 5.18) расстояние от Крайней точки стрелы или груза при максимальном вылете (в положении стрелы в сторону ЛЭП) до ближайшего провода должно быть не меньше 30 м.
Производство работ стреловыми кранами на расстоянии менее 30 м. от подъемной выдвижной части крана в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, должно производиться по наряд-допуску, определяющему безопасные условия работы.
Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряд-допуска и инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ. Условия безопасности, указываемые в наряд-допуске, должны соответствовать ГОСТ 12.1.013—78. Время действия наряд-допуска определяется организацией, выдавшей наряд. Наряд-допуск должен выдаваться крановщику на руки перед началом работы. Крановщику запрещается самовольно устанавливать кран для работы вблизи линии электропередачи, о чем делается запись в путевом листе.
Работа крана вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, которое также должно указать крановщику место установки крана, обеспечить выполнение предусмотренных наряд-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении работы.
При производстве работы в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации эксплуатирующей линию электропередачи.
Если работы ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а крановщики находятся в штате энергопредприятия то наряд-допуск на работу стреловых кранов (на действующих электростанциях), установленных вблизи проводов и оборудования, находящихся под напряжением, выдается в порядке, установленном отраслевыми нормами.
Работа стреловых кранов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться, если расстояние между стрелой крана и контактными проводами не менее 1000 мм и если установлен ограничитель (упор), не позволяющий уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
Порядок работы кранов вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии.
Меры безопасности при проведении такелажных и стропильных работ
Перемещение краном людей или груза с находящимися на нем людьми. В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов не допускается перемещение грузоподъемной машиной людей или груза с находящимися на нем людьми.
Подъем людей кранами может производиться в исключительных случаях только кранами мостового типа и только в специально изготовленной кабине после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность людей. Такая работа должна производиться по специальной инструкции, согласованной с органами Госгортехнадзора России.
Перемещение краном грузов над помещениями, в которых находятся люди. Перемещение грузов над перекрытиями производственных, жилых или служебных помещений, в которых могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях по согласованию с органами Госгортехнадзора России может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, но только после разработки мероприятий, обеспечивающих безопасное выполнение работ.
Строповка грузов в стесненных условиях (вблизи стен, колонн, станков и т.д.). При подъеме груза, установленного вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, станка, не должно допускаться нахождение людей (в том числе и стропальщика) между поднимаемым грузом и указанными частями здания или оборудованием. Это требование должно выполняться и при опускании груза.