Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 2.27).
Производственная тара
Тарой называют специальные приспособления, предназначенные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.
Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше установленной нормы. Перемещение ее производится с помощью че-тырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.
Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:
-
регистрационный номер; -
условное обозначение (для чего она предназначена); -
масса тары (кг); -
грузоподъемность (кг); -
товарный знак предприятия-изготовителя.
Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).
Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещаемая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.
При осмотре тары проверяются:
-
наличие маркировки; -
исправность фиксирующих и запорных устройств;
-
отсутствие трещин, износа или искривления захватных устройств для строповки.
Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие требования (по ГОСТ 12.3.010-76):
-
тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;
-
способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные; -
груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов; -
открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, должны быть в закрытом положении; -
опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;
-
перемещение тары волоком и кантованием не допускается; -
использовать разрешается только исправную тару; -
необходимо правильно штабелировать тару.
Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:
-
перед началом эксплуатации; -
через каждые шесть месяцев эксплуатации; -
после ремонта.
Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных устройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на производство работ.
Г рузозахватные устройства после изготовления подлежат испытанию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузоподъемность, на предприятии-изготовителе.
Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах должны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.
Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания, а также должны быть снабжены паспортом.
Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс производит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.
Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.
При этом необходимо соблюдать следующие правила:
-
угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке; -
при длине груза 12 м и более следует применять траверсу; -
при подъеме груза двумя кранами следует применять траверсу с балансирными стропами или с переставными обоймами; -
строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение; -
нужно учитывать возможность автоматизации захвата и освобождения груза; -
собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.
Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары владелец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:
-
каждый месяц — траверс, клещей и других захватов, и тары; -
один раз в 10 дней — стропов; -
перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.
Осмотр стропов и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддержания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снабжены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.
Съемные грузозахватные устройства необходимо в установленные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Результаты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузозахватных устройств.
Полиспасты
Полиспасты (рис. 2.34) являются составной частью механизмов и устройств, применяемых для перемещения грузов как по вертикали, так и по горизонтали.
Полиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из блоков, соединенных между собой канатом.
Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикрепленного к подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге и т.п.), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба блока соединяются между собой канатом, который, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку, а другой его конец через отводные блоки идет к барабану лебедки.
При выполнении монтажных и такелажных работ полиспасты чаще всего используют с целью получения выигрыша в силе. Применение полиспастов уменьшает нагрузку на подъемной лебедке, но приводит к снижению скорости перемещения (подъема) груза. При этом в силе выигрывают во столько раз, во сколько раз проигрывают в скорости.
В отдельных случаях полиспасты применяют для увеличения скорости и величины перемещения свободного конца каната (гидроканатные системы). В этом случае происходит потеря в силе, соответствующая величине выигрыша в скорости перемещения груза.
При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от двух до шести, со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока.
Полиспасты с большим числом нитей используют редко, главным образом при подъеме особо тяжелых грузов.
Обычно применяют полиспасты грузоподъемностью 1 ...50 т.
Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец каната, считается отводным.
Нижний блок полиспаста, как правило, имеет грузовой крюк, к которому подвешивают поднимаемый груз.
Чем больше роликов в полиспасте, тем большее число ветвей каната поддерживают груз и, следовательно, тем меньшая нагрузка приходится на каждую ветвь каната и на лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые распределяется масса поднимаемого груза, называют кратностью полиспаста.
Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости от числа рабочих ветвей.
О БУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ И ТАКЕЛАЖНИКОВ
Порядок обучения и аттестации стропальщиков и такелажников
Обучение и аттестация стропальщиков и такелажников должна проводиться в средних профессиональных учебных заведениях, учебных центрах, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию).
Обучение должно осуществляться по программам: рабочих — по программам, разработанным учебными центрами; стропальщиков — по программам, согласованным с Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России).
Результаты аттестации и периодической проверки знаний работников должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.
Участие представителя органов Госгортехнадзора России в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации стропальщиков обязательно.
После аттестации стропальщику и такелажнику выдается удостоверение установленной формы, которое они должны иметь при себе во время работы.
Работодатель обязан обеспечить обучение работников безопасности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004—90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда».
Обучение работников по охране труда должно проводиться в виде вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, целевого инструктажа и специального обучения.
Работники, участвующие в производственных процессах погрузки, разгрузки и транспортирования грузов, должны знать:
-
устройство и правила безопасной эксплуатации грузоподъемных и транспортных средств, свои производственные инструкции и инструкции смежных профессий; -
назначение и содержание выполняемых операций и их связь с другими операциями;