Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покры­тий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В послед­нем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачествен­ное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 2.27).
Производственная тара

Тарой называют специальные приспособления, предназначен­ные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше уста­новленной нормы. Перемещение ее производится с помощью че-тырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.

Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:

  • регистрационный номер;

  • условное обозначение (для чего она предназначена);

  • масса тары (кг);

  • грузоподъемность (кг);

  • товарный знак предприятия-изготовителя.

Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).

Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещае­мая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.

При осмотре тары проверяются:

  • наличие маркировки;

  • исправность фиксирующих и запорных устройств;

  • отсутствие трещин, износа или искривления захватных уст­ройств для строповки.

Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие тре­бования (по ГОСТ 12.3.010-76):

  • тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;

  • способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;

  • груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;

  • открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, долж­ны быть в закрытом положении;

  • опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;

  • перемещение тары волоком и кантованием не допускается;

  • использовать разрешается только исправную тару;

  • необходимо правильно штабелировать тару.


Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:

  • перед началом эксплуатации;

  • через каждые шесть месяцев эксплуатации;

  • после ремонта.

Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных ус­тройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на про­изводство работ.

Г рузозахватные устройства после изготовления подлежат испы­танию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузо­подъемность, на предприятии-изготовителе.

Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах долж­ны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.

Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испыта­ния, а также должны быть снабжены паспортом.

Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс про­изводит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.

Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

  • угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;

  • при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;

  • при подъеме груза двумя кранами следует применять травер­су с балансирными стропами или с переставными обоймами;

  • строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;

  • нужно учитывать возможность автоматизации захвата и осво­бождения груза;

  • собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.

Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В про­цессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары вла­делец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:



  • каждый месяц — траверс, клещей и других захватов, и тары;

  • один раз в 10 дней — стропов;

  • перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструк­ции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Пра­вилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддер­жания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снаб­жены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.

Съемные грузозахватные устройства необходимо в установлен­ные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Резуль­таты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузо­захватных устройств.
Полиспасты

Полиспасты (рис. 2.34) являются составной частью механизмов и устройств, применяемых для перемещения грузов как по верти­кали, так и по горизонтали.

Полиспаст — грузоподъемное устройство, состоящее из бло­ков, соединенных между собой канатом.

Полиспаст состоит из двух блоков: неподвижного, прикреплен­ного к подъемному приспособлению (балке, мачте, треноге и т.п.), и подвижного, который крепится к поднимаемому грузу. Оба бло­ка соединяются между собой канатом, который, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному блоку, а другой его конец через отводные блоки идет к барабану лебедки.

При выполнении монтажных и такелажных работ полиспасты чаще всего используют с целью получения выигрыша в силе. При­менение полиспастов уменьшает нагрузку на подъемной лебедке, но приводит к снижению скорости перемещения (подъема) груза. При этом в силе выигрывают во столько раз, во сколько раз про­игрывают в скорости.

В отдельных случаях полиспасты применяют для увеличения скорости и величины перемещения свободного конца каната (гидроканатные системы). В этом случае происходит потеря в силе, соответствующая величине выигрыша в скорости перемещения груза.


При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от двух до шести, со сбегающим тяго­вым канатом с неподвижного блока.



Полиспасты с большим числом нитей используют редко, глав­ным образом при подъеме особо тяжелых грузов.

Обычно применяют полиспасты грузоподъемностью 1 ...50 т.

Ролик неподвижного блока, с которого сбегает конец каната, считается отводным.

Нижний блок полиспаста, как правило, имеет грузовой крюк, к которому подвешивают поднимаемый груз.

Чем больше роликов в полиспасте, тем большее число ветвей каната поддерживают груз и, следовательно, тем меньшая нагруз­ка приходится на каждую ветвь каната и на лебедку. Число ветвей полиспаста, на которые распределяется масса поднимаемого гру­за, называют кратностью полиспаста.

Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости от числа рабочих ветвей.


О БУЧЕНИЕ И АТТЕСТАЦИЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ И ТАКЕЛАЖНИКОВ
Порядок обучения и аттестации стропальщиков и такелажников

Обучение и аттестация стропальщиков и такелажников должна проводиться в средних профессиональных учебных заведениях, учебных центрах, а также на курсах и в технических школах обуче­ния рабочих, создаваемых на предприятиях и стройках, распола­гающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение (лицензию).

Обучение должно осуществляться по программам: рабочих — по программам, разработанным учебными центрами; стропальщи­ков — по программам, согласованным с Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзором России).

Результаты аттестации и периодической проверки знаний ра­ботников должны оформляться протоколом с отметкой в удосто­верении.

Участие представителя органов Госгортехнадзора России в ра­боте квалификационной комиссии при первичной аттестации стро­пальщиков обязательно.

После аттестации стропальщику и такелажнику выдается удо­стоверение установленной формы, которое они должны иметь при себе во время работы.

Работодатель обязан обеспечить обучение работников безопас­ности труда в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004—90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда».

Обучение работников по охране труда должно проводиться в виде вводного инструктажа, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа, це­левого инструктажа и специального обучения.

Работники, участвующие в производственных процессах погруз­ки, разгрузки и транспортирования грузов, должны знать:

  • устройство и правила безопасной эксплуатации грузоподъ­емных и транспортных средств, свои производственные инструк­ции и инструкции смежных профессий;

  • назначение и содержание выполняемых операций и их связь с другими операциями;