Файл: Курс лекций по специальности стропальщик стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  • назначение, устройство и требования к средствам оснаще­ния, съемным грузозахватным устройствам, таре и др.;

  • опасные и вредные свойства материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и других обрабатываемых грузов;

  • опасные и вредные производственные факторы процессов погрузки, разгрузки, транспортировки и складирования грузов;

  • приемы безопасного выполнения производственных опера­ций погрузочно-разгрузочных и транспортных работ;

  • правила пожарной безопасности;

  • правила личной гигиены, способы оказания первой довра­чебной медицинской помощи;

  • правила внутреннего трудового распорядка в организации.

Допуск к самостоятельной работе должен оформляться прика­зом (распоряжением) по организации. Для подвешивания на крюк груза без предварительной обвязки (груза, имеющего петли, рамы, цапфы, а также находящегося в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавто­матическими захватными устройствами, могут допускаться рабо­чие основных профессий, дополнительно обученные профессии стропальщика по сокращенной программе. К этим рабочим долж­ны предъявляться те же требования, что и к стропальщикам.

Рабочие основных профессий (станочник, монтажник, такелаж­ник и т. п.) допускаются к управлению краном с пола или со ста­ционарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управле­нию краном и строповке в установленном владельцем крана по­рядке. К управлению кранами по радио допускаются рабочие, име­ющие удостоверение крановщика-оператора и прошедшие обуче­ние по программе для подготовки крановщиков-операторов.

Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, кото­рые управляются с пола или со стационарного пульта, и произво­дящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые три месяца.

Сроки проведения повторной проверки знаний

и основные требования производственной инструкции

для стропальщиков

Повторная проверка знаний стропальщиков квалификацион­ной комиссией должна проводиться:

  • периодически, не реже одного раза в год;

  • при переходе работника с одного предприятия на другое;

  • по требованию инспектора Госгортехнадзора России или инженерно-технического работника по надзору за безопасной экс­плуатацией грузоподъемных машин.


Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме произ­водственной инструкции. Участие инспектора Госгортехнадзора Рос­сии в повторной проверке знаний стропальщика не обязательна.

На предприятии должна быть разработана производственная ин­струкция для работника данной профессии, которая составляется на основании типовой инструкции с учетом местных условий произ­водства работ — типов кранов, климатических особенностей и т.д.

Производственная инструкция (с дополнениями или без них) должна вводиться в действие приказом по предприятию и регу­лярно пересматриваться.

Инструкция выдается (под роспись) каждому работнику перед допуском к работе.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА

Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов
Госгортехнадзор России осуществляет государственный надзор за соблюдением требований безопасности при проектировании, изготовлении, монтаже, ремонте и эксплуатации грузоподъемных кранов, подъемников (вышек), лифтов, эскалаторов, фуникулеров, подвесных пассажирских и грузовых канатных дорог.

Госгортехнадзор России направляет свою деятельность на вы­явление и устранение причин и условий, способствующих воз­никновению аварий и производственному травматизму, совершен­ствование и обеспечение выполнения требований нормативной до­кументации по безопасному ведению работ и с этой целью конт­ролирует соблюдение норм, правил и инструкций при изготовле­нии и эксплуатации грузоподъемных кранов.

Составной частью технического надзора является профилакти­ческая работа по контролю за соблюдением правил безопасности и выполнением противоаварийных указаний, предписаний, орга­низация мероприятий по охране труда.

Профилактическая работа включает в себя:

  • обследование и целевые проверки;

  • техническое освидетельствование;

  • осмотры и ремонт;

  • оформление технической документации по надзору;

  • аттестацию персонала;

  • составление актов, предписаний;

• проведение семинаров, совещаний, собраний и т.д.
Технический надзор подразделяется на два вида: государствен­ный и ведомственный.

Основные задачи государственного технического надзора:

  • организация и регулирование промышленной безопасности и государственного надзора по безопасному ведению работ, уст­ройству и безопасной эксплуатации оборудования;


  • организация и осуществление по предупреждению и устра­нению их вредного влияния на население, окружающую природ­ную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр;

  • разработка и осуществление мер по профилактике аварий и производственного травматизма;

  • установление требований по безопасному ведению работ, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудова­ния, а также по охране недр и переработке минерального сырья;

  • лицензирование отдельных видов деятельности;

  • участие в разработке и контроль за реализацией научно-тех­нических программ.

Ведомственный технический надзор обязан:

  • осуществлять надзор за техническим состоянием и безопас­ной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахват­ных устройств, тары, крановых путей и принимать меры по пре­дупреждению нарушений правил безопасности;

  • проводить освидетельствование грузоподъемных машин и выдавать разрешение на их эксплуатацию, а также вести учет и проводить освидетельствование нерегулируемых в органах Госгор-технадзора России грузовых машин;

  • контролировать выполнение предписаний Госгортехнадзора России и соблюдение графиков осмотра и ремонта грузоподъем­ных машин и сроков осмотра грузозахватных устройств и тары;

  • проверять соблюдение порядка допуска рабочих к управле­нию грузоподъемными машинами и их обслуживанию, а также участвовать в комиссиях по аттестации и периодической проверке знаний по обслуживанию у ремонтного персонала, по проверке знаний инженерно-технических работников (ответственных за со­держание грузоподъемных машин в исправном состоянии и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами);

  • контролировать наличие и выполнение производственных инструкций обслуживающим персоналом, ИТР и лицами, ответ­ственными за безопасное производство работ кранами;

  • проверять выполнение правил безопасности, ППР и техно­логических регламентов при ППР, обращая особое внимание на правильность применяемых способов строповки грузов, соблюдение габаритов складирования грузов, правильность установки кранов, применение правильных приемов работы и мер личной безопас­ности, соблюдение системы нарядов-допусков.

Для содержания в исправном состоянии грузоподъемных ма­шин, тары, грузозахватных устройств, крановых путей, обеспече­ния безопасных условий работы владелец крана или руководитель организации, эксплуатирующей краны, должен:


• назначить инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузо­захватных устройств и тары, инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправ­ном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

• создать ремонтную службу, установить порядок технического обслуживания и ремонта, обучения и проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, и обеспечить их необходимыми инструкциями и правилами.

Эксплуатация кранов должна осуществляться строго в соответ­ствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузо­подъемных кранов и другими нормативными документами.

Правила распространяются на большинство грузоподъемных механизмов, тару и съемные грузозахватные устройства.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в орга­нах Госгортехнадзора России, учитываются службой надзора предприятия и проходят необходимое техническое обслуживание в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Машины передаются на уча­сток в исправном состоянии по специальному акту-передаче.
Обязанности ответственных специалистов

по эксплуатации и обслуживанию

грузоподъемных машин
Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан: проводить освидетельствование грузоподъемных машин и механизмов (регистрируемых и не регистрируемых в органах Гос­гортехнадзора России);

  • соблюдать графики периодических осмотров и ремонтов;

  • контролировать наличие производственных инструкций и их выполнение обслуживающим персоналом.

Инженерно-технический работник, ответственный за содержа­ние грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан:

  • содержать в исправном состоянии грузоподъемные машины, съемные грузозахватные устройства, тару и крановые пути;

  • обеспечивать своевременное их обслуживание и ремонт обу­ченным и аттестованным персоналом.

Ответственность за безопасное производство работ кранами вла­дельцы и руководители организаций, эксплуатирующих краны, дол­жны возложить на лиц из числа мастеров, прорабов, начальников участков, а также на бригадиров. На складах материалов в качестве таких ответственных лиц, по согласованию с органами Госгортех­надзора России, могут быть назначены заведующие складами. Лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, долж­ны быть назначены в каждом цехе, на каждой строительной пло­щадке или другом участке работ кранами и в каждой смене.


Ответственность за обеспечение безопасного производства ра­бот кранами на каждом участке работ в течение каждой смены должна быть возложена только на одного работника. Фамилии этих лиц должны быть указаны на табличке, вывешенной на видном месте постоянного участка работ.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ крана­ми, обязано:

  • предоставлять обслуживающему персоналу (крановщикам, операторам, стропальщикам) время, необходимое для приема и сдачи смены;

  • обеспечивать стропальщиков отличительными знаками и за­щитными средствами;

  • организовывать ведение работ кранами в соответствии с пра­вилами безопасности, проектами производства работ, технически­ми условиями и технологическими регламентами;

  • инструктировать крановщиков и стропальщиков по безопас­ному выполнению предстоящей работы;

  • не допускать к обслуживанию кранов необученный и не аттестованный персонал; определять число стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе кранов;

  • не допускать к использованию немаркированные, неисправ­ные или не соответствующие характеру и массе грузов съемные грузозахватные устройства и тару, удалять с места работ бракован­ные устройства и тару;

  • указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок и габариты складирования грузов;

  • непосредственно руководить работами при погрузке и разгруз­ке полувагонов; перемещении груза несколькими кранами, вбли­зи линии электропередачи; перемещении груза кранами над пере­крытиями, под которыми размещены производственные или слу­жебные помещения, в которых могут находиться люди; перемеще­нии груза, на который не разработаны схемы строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ;

  • контролировать соблюдение марочной системы при работе мостовых кранов;

  • не допускать производство работ без наряда-допуска в слу­чаях, предусмотренных Правилами устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов;

  • обеспечивать рабочих необходимыми средствами и приспо­соблениями для безопасного производства работ кранами;

  • следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций, проектов производства работ и технологических регламентов;

  • не допускать установки стреловых самоходных кранов и кра­нов-манипуляторов на площадках с уклоном, превышающим пас­портную величину для данного крана, на свеженасыпанном не утрамбованном грунте, а также вблизи откосов котлованов (тран­шей) на недопустимом расстоянии;