Файл: Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и навыков.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) период поступления ребенка в школу. Известно, что психолог принимает самое активное участие в определении психологической готовности детей к школьному обучению, определяя когнитивную, мотивационную, эмоционально-волевую готовность детей к обучению. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных видов профилактики последующих возможных трудностей в обучении. Психопрофилактическая работа в начальной школе имеет особую значимость. С первых дней пребывания первоклассников в школе психолог решает проблемы индивидуального подхода к учащимся, психологической адаптации каждого ребенка к школе, общения учителя с учеником, общения ребенка со сверстниками, развития познавательных интересов и учебной мотивации учащихся, школьной успеваемости.
2) переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Психопрофилактическая работа психолога как с учащимися, так и с учителями на данном этапе поможет осознать способности и интересы, сформировать устойчивую самооценку, избежать снижения учебной мотивации, обеспечить психологическую адаптацию школьников к новым социально-педагогическим условиям обучения (переход к предметному обучению).
3) период перехода в старшие классы. При этом цели профилактической работы могут задаваться и с точки зрения психологической адаптации школьников в старшем звене, и с точки зрения их психологической готовности к коренной смене социально-личностной позиции после окончания школы. В целом, психопрофилактическая работа психолога заключается в оказании помощи старшеклассникам в решении сложных вопросов личностного и профессионального самоопределения.
3. Предупреждение межличностных и межгрупповых проблем в детском возрасте, в частности в подростковых классах, которое достигается путем раскрытия и внедрения профилактических мероприятий по сплочению группы, снижению конфликтности между ее членами, формирования коммуникативной компетентности и др.
4. Сохранение и укрепление здоровья детей. В этом блоке задач изучаются условия формирования здорового образа жизни, профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма, физической и психической утомляемости.
5. Предупреждение нарушений педагогической компетентности. Здесь рассматриваются ситуации профилактики коммуникативной некомпетентности педагога, конфликтных черт личности учителя или воспитателя, методической безграмотности и др.
Психологическая диагностика ещё одно направление работы психолога в образовательной организации. Оно более понятно и популярно для участников образовательного процесса, но требует профессиональной грамотности со стороны педагога-психолога.
Психодиагностическая деятельность заключается в использовании психологом различных способов сбора информации для решения следующих задач:
1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида и технологии обучения, микросоциального окружения на развитие перспективы человека.
3. Исследование характера психического развития, его темпов.
4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
5. Сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Задача психодиагностики – получить информацию об индивидуально- психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает – учителям, воспитателям, родителям.
Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты по учебным предметам) и строгоформализованных методов (опросники, психологические тесты, диагностические методики).
Психокоррекционно – развивающая работа педагога-психолога в образовательном учреждении характеризуется совокупностью психолого - педагогических воздействий с целью оказания психологической помощи участникам педагогического процесса. Различают коррекционное и развивающее направление деятельности педагога-психолога. За коррекционной работой закрепляется смысл исправления отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка, профилактика нежелательных негативных тенденций в его личностном и интеллектуальном становлении.
Психолого – педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения – центральной нервной системы или психического заболевания.
В коррекционной работе специалист имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка. В развивающей работе осуществляется ориентация на средневозрастные нормы развития для создания условий, в которых ребенок может подняться на оптимальный (более высокий прежнего) для него уровень развития.
В зависимости от направленности коррекционной работы различают две формы коррекции: симптоматическую (кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии) и каузальную (коррекция, направлена на источники и причины отклонений).
Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая – патопсихологом, дефектологом, психиатром или психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.
В зависимости от содержательной направленности коррекции различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию развития эмоционально – волевой сферы, поведенческую коррекцию и коррекцию межличностных отношений и др.
В зависимости от вида организации психологической помощи выделяют следующие формы психокоррекции: индивидуальную, микрогрупповую, групповую и смешанную.
Индивидуальная психокоррекция предполагает, что психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц. В этом случае обеспечивается конфиденциальность, интимность отношений, и по своему результату данная форма психокоррекции позволяет более глубоко, чем групповая форма, исследовать проблемы ребенка.
Микрогрупповая форма коррекции предполагает работу в мини-группе, состоящей из 2–4 человек, как правило, имеющих сходные проблемы развития. Такая форма позволяет сочетать в себе интимность индивидуальной формы и преимущества групповых процессов.
Групповая форма проведения психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога. При решении некоторых проблем, возникающих, например, в сфере общения, межличностных взаимодействий, участие в психокоррекционных группах может оказаться более эффективным и позволит добиться положительных результатов, чем при индивидуальной коррекции.
Смешанная форма сочетает достоинства индивидуальной и групповой коррекций и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.
По масштабам решаемых задач психокоррекция может быть общей, частной и специальной.
Общая коррекция подразумевает мероприятия, направленные на нормализацию микросреды ребенка, регулирующие психофизические, эмоциональные нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, оптимизирующими процессы созревания психических свойств личности.
Частная психокоррекция – это набор психологических действий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методики, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанных на ведущих для определенного возраста формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и саморегуляции.
Специальная психокоррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся поведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, конфликтность и т.д.).
Психологическое просвещение в образовательном учреждении применяется с целью повышения психологической культуры учащихся, их родителей и педагогов. Психологическое просвещение – это приобщение взрослых – воспитателей, учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.
Достижение данной цели осуществляется в следующих направлениях:
– расширение представлений и знаний в области развития психики ребенка, особенностей становления личности человека, его субъектных проявлений на различных возрастных этапах (когнитивной психологии, возрастной психологии, психологии личности и т.д.);
– раскрытие специфики психологии обучения и воспитания ребенка в условиях образовательного учреждения, семьи и их взаимосвязи (психология обучения, психология воспитания, психология семьи и т.д.);
– информирование в области межличностных и внутригрупповых процессов, средствах, формах, проблемах взаимодействия в детском возрасте, их влиянии на психику и поведение ребенка (социальная психология, психология общения, специальная психология и др.);
– расширение психологической компетентности (развитие психологического мышления, овладение психотехнологиями, применение гуманной направленности личности и др.) педагогов и родителей для эффективности работы с детьми различной категории (одаренными, «группы риска», представителями этнических групп и др.);
– сообщение информации в области профориентологии выпускникам образовательного учреждения (внутренняя и внешняя готовность к овладению профессией, социальное положение в мире профессий, путь профессионального образования и самореализации и др.);
– популяризация, разъяснение результатов новых психологических исследований, особенно в области психологии обучения и воспитания;
– формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности;
– раскрытие современного состояния общества, его требований к обученности, воспитанности и развитости гражданина, социальных условий жизнедеятельности человека, представлений о проблемах социальной адаптации ребенка.
Психологическое консультирование – это одно из направлений деятельности педагога-психолога. Оно в настоящее время приобретает значимый характер и становится востребованным для современного человека.
Под психологическим консультированием понимается совокупность процедур, направленных на оказание психологической помощи человеку в разрешение его проблемы.
Теоретически выделяют три основные направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (промышленное) консультирование.
Индивидуальное консультирование включает возрастно- психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование.
Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор, вопросы профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности, диагностику и обучение персонала новым технологиям, разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов, консультирование по поводу планирования карьеры, консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста, консультирование в ситуации поиска и потери работы, проблему самопрезентации и профессионального резюме временно неработающих специалистов.
Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций, консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие), формирование и поддержку организационной культуры, кадровое консультирование, консультирование руководителей, групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.), консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций, консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации, маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия.