Файл: Рабочая программа учебной дисциплины География Для профессии (35. 01. 14) Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машиннотракторного парка.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено: Согласованно:

Руководителем МК Зам директора по УР

«__»________20__г. «__»________20__г.

_________________ _________________

Рабочая программа

учебной дисциплины «География»
Для профессии (35.01.14) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Курс – 1,2
Количество часов по плану –184

Составил: преподаватель 1 категории Карху В.В.
п. Копьево

2022 – 2023 уч. год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) По профессии (35.01.14) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»

Организация – разработчик: Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Аграрный техникум».

Разработчик: Карху Владимир Вячеславович,

Рассмотрено на заседании Утверждено

Методической комиссии Зам. дир. по УР

_____________________ ____________________

Руководитель МК________

«_____» ____________ 201__г. «_____» ____________ 201__г

Рецензенты:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины

2.Структура и содержание учебной дисциплины

3.Условия реализации учебной дисциплины

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации гео­графические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, моде­ли, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

В результате освоения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:

знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;


особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных теку­щих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 184 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 126 часов;

из них лекции -116 часов,

практические занятия –10 часов;

самостоятельной работы обучающихся - 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

184

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

126

в том числе:




практические занятия

10

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

1

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения




1

2

3

4




Введение


Содержание учебного материала

1







География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

1

1




Тема 1. Источники географической информации

Содержание учебного материала

3







Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

1



2





Самостоятельная работа обучающихся

2







Работа в контурной карте.

Реферативная работа « Роль ГИС в современном обществе».







Тема 2. Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

7







Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

3

2




Практическое занятие № 1.

2







Ознакомление с географическими картами различной тематики.







Самостоятельная работа обучающихся

2




Составлениекарт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.







Тема 3.География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

6







Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории

мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

3

2




Практическое занятие № 2

2







Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.







Самостоятельная работа обучающихся

1




Природно-ресурсный потенциал страны по выбору.







4. География населения мира

Содержание учебного материала

12







Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

4

2




Практическое занятие №3

2







Оценка демографической ситуации и демографической политики в различных странах и регионах мира.







Контрольная работа № 1 по теме 1-4.

1




Самостоятельная работа обучающихся

5




Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления на современном этапе. Оценка демографической ситуации страны по выбору.







5. Мировое хозяйство




30







Современные особенности развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4







Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.




2




География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4










Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.




2




География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4










Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.




2




География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

7










Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

6

2




Практическое занятие № 4.

2







Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.







Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5




10







Международная специализация и кооперирование. Исторические этапы развития промышленного производства страны по выбору. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Особенности потребления минерального топлива, развития электроэнергетики, черной и цветной металлургии страны по выбору. Особенности развития различных видов транспорта отдельных стран и регионов. Современные особенности торговли –страна по выбору.










6. Регионы мира




49




География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

8










Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.




2




География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

8










Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.




2




География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

8










Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона.

История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.




2




География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

8










Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.




2




География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала

8










Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.




2




География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

6










Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

6

2




Практическое занятие № 5.

2







Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.







Контрольная работа № 2 по теме 5-6.

1




Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6


Италия, Франция, Швейцария, особенности экономики. Страны Восточной Европы на современном этапе развития. Отличительные черты экономики бывших Республик СССР: Литва, Латвия, Эстония, Украина, Беларусь, Молдова. Территориальная структура хозяйства стран Центральной Азии. Особенности экономического развития стран персидского бассейна. Канада, особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Карибские страны, характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Куба, общая ЭГХ.

14




7. Россия в современном мире

Содержание учебного материала

7










Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

32

2




Самостоятельная работа обучающихся Роль России в мировой политике. Миротворческая деятельность России. Роль России в борьбе с международным терроризмом.

14







8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

4










Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

10

2




Контрольная работа № 3 по теме 7-8.

1







Самостоятельная работа обучающихся

10







Дифференцированный зачет

1










3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплин

3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:

• многофункциональный комплекс преподавателя;

• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);

• информационно-коммуникативные средства;

• экранно-звуковые пособия;

• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

• библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),

обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География».

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты

имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).

Для выполнения практических заданий студенты имеют простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. География: учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / [Е.В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко и др.];под редакцией Е.В. Баранчикова— М., 2015.

Дополнительные источники:

1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.

3. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.


4. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.

5. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.

6. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

7. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.

8. Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.

9. Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.

10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.

11 Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.

Журналы:

География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».

География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».

География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».

Законы, приказы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Справочники, энциклопедии:

Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.

Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.

Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.

Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.

Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.

Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.

Электронные ресурсы: