Файл: Рабочая программа учебной дисциплины География Для профессии (35. 01. 14) Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машиннотракторного парка.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
«АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено: Согласованно:
Руководителем МК Зам директора по УР
«__»________20__г. «__»________20__г.
_________________ _________________
Рабочая программа
учебной дисциплины «География»
Для профессии (35.01.14) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Курс – 1,2
Количество часов по плану –184
Составил: преподаватель 1 категории Карху В.В.
п. Копьево
2022 – 2023 уч. год
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259) По профессии (35.01.14) «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка»
Организация – разработчик: Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия «Аграрный техникум».
Разработчик: Карху Владимир Вячеславович,
Рассмотрено на заседании Утверждено
Методической комиссии Зам. дир. по УР
_____________________ ____________________
Руководитель МК________
«_____» ____________ 201__г. «_____» ____________ 201__г
Рецензенты:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины
2.Структура и содержание учебной дисциплины
3.Условия реализации учебной дисциплины
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГЕОГРАФИЯ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:
уметь:
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; -
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; -
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; -
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; -
сопоставлять географические карты различной тематики;
В результате освоения учебной дисциплины «География» обучающийся должен:
знать:
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; -
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; -
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; -
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; -
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 184 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 126 часов;
из них лекции -116 часов,
практические занятия –10 часов;
самостоятельной работы обучающихся - 58 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 184 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 126 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 58 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | | |||
1 | 2 | 3 | 4 | | |||
Введение | Содержание учебного материала | 1 | | | |||
География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | 1 | 1 | | ||||
Тема 1. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 3 | | | |||
Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения. | 1 | 2 | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | | ||||
Работа в контурной карте. Реферативная работа « Роль ГИС в современном обществе». | | | |||||
Тема 2. Политическое устройство мира | Содержание учебного материала | 7 | | | |||
Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы. | 3 | 2 | | ||||
Практическое занятие № 1. | 2 | | | ||||
Ознакомление с географическими картами различной тематики. | | | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | | |||||
Составлениекарт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов. Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития. | | | |||||
Тема 3.География мировых природных ресурсов | Содержание учебного материала | 6 | | | |||
Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 3 | 2 | | ||||
Практическое занятие № 2 | 2 | | | ||||
Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов. | | | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | | |||||
Природно-ресурсный потенциал страны по выбору. | | | |||||
4. География населения мира | Содержание учебного материала | 12 | | | |||
Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления. Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, урбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. | 4 | 2 | | ||||
Практическое занятие №3 | 2 | | | ||||
Оценка демографической ситуации и демографической политики в различных странах и регионах мира. | | | |||||
Контрольная работа № 1 по теме 1-4. | 1 | | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | | |||||
Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения. Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления на современном этапе. Оценка демографической ситуации страны по выбору. | | | |||||
5. Мировое хозяйство | | 30 | | | |||
Современные особенности развития мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | | | |||
Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. | | 2 | | ||||
География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | | | |||
| Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | | 2 | | |||
География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 4 | | | |||
| Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | | 2 | | |||
География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | Содержание учебного материала | 7 | | | |||
| Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды. Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. | 6 | 2 | | |||
Практическое занятие № 4. | 2 | | | ||||
Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства. | | | |||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 5 | | 10 | | ||||
| Международная специализация и кооперирование. Исторические этапы развития промышленного производства страны по выбору. Сельское хозяйство и его экономические особенности. Особенности потребления минерального топлива, развития электроэнергетики, черной и цветной металлургии страны по выбору. Особенности развития различных видов транспорта отдельных стран и регионов. Современные особенности торговли –страна по выбору. | | | | |||
6. Регионы мира | | 49 | | ||||
География населения и хозяйства Зарубежной Европы | Содержание учебного материала | 8 | | | |||
| Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | | 2 | | |||
География населения и хозяйства Зарубежной Азии | Содержание учебного материала | 8 | | | |||
| Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | | 2 | | |||
География населения и хозяйства Африки | Содержание учебного материала | 8 | | | |||
| Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. | | 2 | | |||
География населения и хозяйства Северной Америки | Содержание учебного материала | 8 | | | |||
| Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географическогоположения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. | | 2 | | |||
География населения и хозяйства Латинской Америки | Содержание учебного материала | 8 | | | |||
| Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | | 2 | | |||
География населения и хозяйства Австралии и Океании | Содержание учебного материала | 6 | | | |||
| Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 6 | 2 | | |||
Практическое занятие № 5. | 2 | | | ||||
Установление взаимосвязей между природно – ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. | | | |||||
Контрольная работа № 2 по теме 5-6. | 1 | | |||||
Самостоятельная работа обучающихся по разделу 6 | Италия, Франция, Швейцария, особенности экономики. Страны Восточной Европы на современном этапе развития. Отличительные черты экономики бывших Республик СССР: Литва, Латвия, Эстония, Украина, Беларусь, Молдова. Территориальная структура хозяйства стран Центральной Азии. Особенности экономического развития стран персидского бассейна. Канада, особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы. Карибские страны, характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Куба, общая ЭГХ. | 14 | | ||||
7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 7 | | | |||
| Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. | 32 | 2 | | |||
Самостоятельная работа обучающихся Роль России в мировой политике. Миротворческая деятельность России. Роль России в борьбе с международным терроризмом. | 14 | | | ||||
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | Содержание учебного материала | 4 | | | |||
| Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | 10 | 2 | | |||
Контрольная работа № 3 по теме 7-8. | 1 | | | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 10 | | | ||||
Дифференцированный зачет | 1 | | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплин
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «География» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, настенных географических карт, портретов выдающихся ученых-географов и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «География».
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, географическими атласами, справочниками, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по географии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «География» студенты
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по географии, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам).
Для выполнения практических заданий студенты имеют простой и цветные карандаши, линейку, ластик, циркуль, транспортир и калькулятор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. География: учебник для студ. образоват. учрежд. сред. проф. образования / [Е.В. Баранчиков, С.А. Горохов, А.Е. Козаренко и др.];под редакцией Е.В. Баранчикова— М., 2015.
Дополнительные источники:
1. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
2. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Контрольные задания: учебное пособие студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
3. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
4. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). 10 класс. — М., 2014.
5. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень). — 11 класс. — М., 2014.
6. Кузнецов А. П., Ким Э. В. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
7. Максаковский В. П. География (базовый уровень). 10—11 классы. — М., 2014.
8. Холина В. Н. География (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014.
9. Холина В. Н. География (углубленный уровень). — 11 класс. — М., 2014.
10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География: в 2 ч. 10—11 классы. — М.: 2014.
11 Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: Методические рекомендации. — М., 2014.
Журналы:
География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная пресса».
География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.: Издательский дом «Школа-Пресс 1».
Законы, приказы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Справочники, энциклопедии:
Африка: энциклопедический справочник: в 2 т. / гл. ред. А. Громыко. — М., 1987.
Российский энциклопедический словарь. — М., 2011.
Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е. Хлебалина, Д. Володихина. — М., 2003.
Энциклопедия для детей. Культуры мира: мультимедийное приложение (компакт-диск). — М., 2004.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред. М. Д. Аксенова. — М., 2001.
Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М., 2004.
Электронные ресурсы: