Файл: Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 350
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.4. Наука о здоровье.
Наука о здоровье – валеология состоит из двух взаимодополняющих блоков – педагогическая валеология, направленная на сохранение и укрепление здоровья методами и средствами педагогики и медицинская валеология, предполагающая достижение тех же целей научно обоснованными средствами профилактической, народной и оздоровительной медицины.
Под валеологизацией образовательной среды следует понимать внедрение в систему образования здоровьесохраняющей педагогики, которая базируется на следующих принципах:
1) организация личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей человека;
2) диагностика уровня индивидуального здоровья с учетом психосоматических и социально-духовных особенностей личности;
3) осуществление системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья и созданию комфортных условий;
4) выбор оптимальных педагогических технологий и учебных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду;
5) формирование на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, интеллектуального, духовного и социального здоровья индивидуальных потребностей личности и профориентации;
6) обучение методам самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического статуса организма на разных этапах жизни;
7) оптимизация социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, воспитателей и педагогов.
Практическая реализация программы «Образование и здоровье» возможна при условии выполнения региональных целевых программ, задачами которых являются:
1) разработка комплекса мер по охране и укреплению здоровья школьников, реализуемых системой образования;
2) координация работы учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты в решении проблем сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса;
3) создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих различные, в том числе и ограниченные, возможности здоровья и особенности развития.
Центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. Его объектом является практически здоровый, а также находящийся в состоянии предболезни человек.
Задачи валеологии:
1) исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека;
2) формирование установки на здоровый образ жизни;
3) сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека, через приобщение к здоровому образу жизни.
2.5. Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья.
Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья своих граждан состоит в том, чтобы обеспечить:
1) целевое финансирование программы здоровья в бюджетах всех уровней (от федерального до муниципального) за счет отчислений из фонда заработной платы, отчислений от рекламы, особенно спиртных напитков и табака, а также любой рекламы коммерческого характера;
2) определение государственного заказа на научные исследования в вопросах состояния, формирования, сохранения, укрепления здоровья. При этом акцент должен быть смещен на изучение здорового человека, на средства и методы сохранения и укрепления здоровья, на четкое определение «факторов риска» и предупреждение их воздействия естественными и функциональными средствами и методами;
3) подготовка специалистов-валеологов преимущественно педагогической и медицинской квалификации: педагогов, методистов, психологов, семейных врачей медицинской профилактики;
4) проведение всеобщего валеологического обследования (диспансеризация) с формированием компьютерного банка данных, содержащего индивидуальные карты здоровья.
Затрата значительных финансовых средств должна быть компенсирована за счет:
1) поддержания высокого уровня здоровья, предполагаемую соответствующую работоспособность и рост валового национального продукта;
2) раннего выявления нарушений здоровья и применения функциональных методов его коррекции, снижения количества больничных коек, стоимости лечения и высвобождения части врачей для работы в профилактической медицине, уменьшения времени пребывания больного на оплачиваемых больничных листах;
3) снижения смертности, улучшения демографической обстановки, уменьшения случаев алкоголизма, наркомании, подростковых и взрослых абортов;
4) формирования у каждого человека интереса к собственному здоровью и ответственности за него.
Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета целого ряда факторов, к которым относятся правовые, социально-экономические образовательно-воспитательные, личностные, экологические, юридические, культурологические, медицинские и семейные
Правовые включают разработку законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье. Определение механизмов их реализации через государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, а также предприятия, учреждения и самих граждан.
Социально-экономические факторы, обусловливают виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, финансирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
Образовательно-воспитательные факторы, обеспечивают формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
Семейные факторы, связаны с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на формирование в семье здорового образа жизни.
Медицинские факторы, направлены на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
Культурологические факторы, связаны с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
Юридические факторы; они обеспечивают социальную безопасность, защищенность личности от преступления или его угрозы, грозящих жизни и здоровью граждан.
Экологические факторы, обусловливают адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
Личностные факторы, ориентируют каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливают ответственность личности за свое здоровье.
ЛЕКЦИЯ 3. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
3.1. Методические принципы.
3.2. Методы физического воспитания.
3.3. Воспитание физических качеств.
3.4. Сила.
3.5. Скоростные качества.
3.6. Выносливость. Определение понятия. Виды выносливости.
3.7. Гибкость. Определение понятия. Виды гибкости.
3.8. Координационные способности.
3.1. Методические принципы.
Иерархия принципов в системе физического воспитания:
1. Общие социальные принципы воспитательной стратегии общества
принцип всестороннего развития личности
принцип оздоровительной направленности
принцип прикладной направленности
2. Общие принципы образования и воспитания
принцип сознательности и активности
принцип наглядности
принцип доступности
принцип индивидуализации
3. Принципы, регламентирующие процесс физического воспитания
принцип непрерывности
принцип системного чередования нагрузок
принцип постепенности
принцип сбалансированной динамики нагрузок
принцип циклического построения занятий
В сфере физического воспитания общедидактические принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающем специфику процесса.
3.2. Методы физического воспитания.
В процессе физического воспитания используются две группы методов:
1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;
2) Специфические, включающие метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы.
Методы строго регламентированных упражнений делятся на:
методы обучения двигательным действиям;
методы воспитания физических качеств.
Метод строго регламентированных упражнений предусматривает:
твердо предписанную программу движений;
точное дозирование нагрузки и управление её динамикой;
нормирование интервалов отдыха;
применение вспомогательных средств управления действиями и контроля нагрузки.
К методам строго регламентированного упражнения относятся:
методы, направленные на освоение спортивной техники – методы разучивания упражнений в целом (целостно-конструктивные) и по частям (расчлененно-конструктивные);
методы, направленные на воспитание физических качеств;
При использовании этих методов упражнения могут выполняться
в равномерном (стандартном) режиме, интенсивность работы является постоянной,
в переменном (вариативном) режиме, интенсивность работы является варьирующей.
Интенсивность работы от упражнения к упражнению может возрастать или неоднократно изменяться.