Файл: Реферат по дополнительной профессиональной программе Профессиональной переподготовки.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
Кафедра развития дошкольного образования
Скуратова Елена Владимировна
Использование нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Реферат по дополнительной профессиональной программе
Профессиональной переподготовки
«Педагогика и методика дошкольного образования
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук,
Заведующий кафедрой развития
Дошкольного образования
Обухова
Челябинск 2019
Актуальность
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 26.07.2019.) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
Оглавление
Введение..........................................................................................................стр. 4-7 |
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования нетрадиционных техник изображения в развитии творческих способоностей детей...........стр. 7-15 |
Глава 2. Практическая часть..........................................................................стр. 15-30 |
Заключение......................................................................................................стр. 30-33 |
Список литературы.........................................................................................стр. 35 |
Введение
В принципах ФГОС ДО сегодня четко прослеживается характер социального заказа - особую важность приобретают вопросы развития творческих способностей и творческого потенциала подрастающей личности как субьекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В Федеральном законе РФ "Об образовании в РФ" необходимость личностного роста, становления саморазвивающейся личности определяется как инновационная цель современного общества . В качестве приоритета заявлены: гуманистический характер образования, обеспечение свободного развития и самореализации личности, творческих и интеллектуальных способностей детей. Очевидно, что в современном образовании детей дошкольного возраста одной из важных задач сегодня является создание условий для проявления и развития творческих способностей, художественно-эстетическое воспитание.
Понятие эстетики вышло из древне-греческого философского учения о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Мы считаем , что именно это переживание стимулирует нас бережено относится к природе и людям , которые нас окружают. Иосиф Бродский высказал очень хорошую мысль : "Эстетика - мать этики", а этика включает в себя такие понятия как нравственность и мораль.
Общество сегодня нуждается в творческом поколении детей . Сегодня, как показывает время мало быть “наполненными” знаниями, быть хорошими исполнителями. Время требует людей, способных нестандартно мыслить, творческих, способных к росту. Ведь творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направления своей деятельности, найти оригинальные решения, обеспечить свою экономическую независимость. Жизнь в эпоху, динамично развивающегося, научно-технического прогресса становится все более сложнее и разнообразнее, и часто она требует подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Становится очевидным, что то , насколько продвинется вперед человеческое общество , будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения. Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образования, но еще остается недостаточно изученной и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, сложностью механизмов творчества. В практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях, и вне их ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений, навыков, а обучению технике рисования уделяется мало внимания, что отражается на развитии творческих способностей детей. Проблемой творческого развития детей занимались многие выдающиеся психологи и педагоги : Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов , Л.С Выготский , Т.С Комарова, Е. А. Флерина, Г. Г. Григорьева и т.д. Они придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации продуктивной деятельности. Известно, что первый и основной вид деятельности ребенка это игра, но первой продуктивной деятельностью исследователи-психологи считают изобразительную деятельность.
Изобразительную деятельность детей можно трактовать как одну из форм освоения окружающей действительности, в процессе которой они при при помощи художественных средств отображают мир и осмысляют его. Даже каракули содержат для ребенка вполне конкретную информацию и смысл. Важно понимать, что в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному; огорчается , если что-то не получается; стремится преодолеть трудности или даже пасует перед ними. Художественная деятельность имеет большие достоинства - этот вид творчества требует максимального согласованного участия многих психических функций, мышление внимание, речь, воображение , восприятие.. Через изобразительную деятельность ребенок приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их изображения, углубляются представления об окружающем мире, он осмысляет качества предметов, запоминает их характерные особенности, овладевает изобразительными навыками, развивает творческие способности. Основываясь на этом мы считаем, что основная задача художественного образовательного процесса - помочь детям познать окружающую действительность, развить наблюдательность, воспитать чувство прекрасного, обучить приемам изображения, развить творческие способности в создании выразительных образов различными изобразительными средствами.
В образовательном стандарте мы так же подчеркнули один из важных принципов - это сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в развитии человека. Отсюда следует , что задача педагога , в рамках образовательной деятельности , так же сводится к тому, чтобы обеспечить живое , заинтересованное общение со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по прежнему отведено игре.
В своем исследования мы рассматриваем нетрадиционные техники изображения в развитии творческих способностей детей, как одну из методик в этой интересной педагогической задаче. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались О. А. Белобрыкина, Р.Г. Казакова и др. Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового , оригинального, произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать , пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовырожаться. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается в результате не только использования специальных изобразительных приемов, а так же как эффект игровой манипуляции. Кроме того нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца".
Мы сделали вывод, что педагог должен располагать эффективными методами развития творческих способностей, посредством использования нетрадиционных техник изображения. Находить интересные решения, для того чтобы приобщить ребенка к активной творческой деятельности.
Цель исследования:
Изучить теоретические и практические аспекты проблемы использования нетрадиционных техник в развитии творческих способностей детей.
Выявить педагогические условия для эффективного формирования творческих способностей у детей, используя нетрадиционные техники нетрадиционные техники изображения.
Обьект :
Процесс творческого развития детей.
Обучение детей нетрадиционным техникам изображения.
Предмет:
Методические разработки нетрадиционных техник в дошкольном образовании. Педагогическая научная литература. Технологии обучения.
Гипотеза:
Применение нетрадиционных техник будет эффективным инструментом для развития творческих способностей детей , если:
- В образовательной деятельности педагога будут учтены возрастные особенности психических познавательных процессов у детей.
- Будет сформирована эффективная методика обучения нетрадиционным техникам изображения.
- Если педагог будет владеть нетрадиционными техниками.
Задачи:
1. Проанализировать педагогическую и психологическую научную литературу по проблеме развития творческих способностей детей.
2. Исследовать характеристики психических познавательных процессов у детей (как звено формирующее творческие способности).
2. Исследовать педагогическую практику применения нетрадиционных изобразительных техник в образовательной деятельности.
3. Исследовать некоторые нетрадиционные техники изображения.
4. Создать перспективный план занятий.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы использования нетрадиционных техник изображения в творческом развитии детей
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по теме использования нетрадиционных техник в развитии творческих способностей.
В настоящее время стремительно меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования творческих способностей, смена детских поколений и их предпочтений, появление новых художественных приемов и техник. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками. В прошлом у общества не возникало особой потребности в формировании и развитии творчества людей. В н наше время с введением ФГОС ДО ситуация коренным образом изменилась.
По определению психологического словаря, творчество - продуктивная форма активности и самостоятельности человека. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества:
А.В. Брушлинский, О. К. Тихомиров в творчестве выделяли открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. А. Маслоу рассматривал творчество как универсальную функцию человека, которая помогает ему в самовыражении. Я.Н. Пономарев отмечал, что для личности, стремящейся к творчеству, характерна оригинальность, инициативность, высокая самоорганизация, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом процессе. Л.С. Выготский рассматривал творчество как создание нового; а механизм функционирования творческого воображения Т. Рибо видит как субъективный синтез единства трех компонентов — умственного, эмоционального и бессознательного, с помощью которых строится идеальный образ будущего реального продукта. «Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением постройкой, возведенной в уме, посредством новых сочетаний или соотношений мыслеобразов образов. Выготский Л. С. исследуя проблему творчества описал её таким образом: Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого, Эдисона и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Очевидно, что во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т.п. Л. С . Выготский в своих исследованиях определил один из важных законов , которому подчиняется деятельность воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Становится очевидным, что ,