Файл: Ургэу курсовая работа по дисциплине Управление взаимоотношениями с потребителями Тема Управление конкурентоспособностью клиентоориентированной организации Кафедра экономики предприятий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 450

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Управление взаимоотношениями с потребителями

Тема «Управление конкурентоспособностью клиентоориентированной организации»



Кафедра экономики предприятий
Институт непрерывного и дистанционного образования
Направление подготовки

38.03.01 Экономика
Направленность (профиль)

Экономика предприятий и организаций


Оценка: _________________





Студент

Файзуллина

Елена Владимировна
Группа ИНО ОЗБ ЭП-21 КУ
Преподаватель: Алексина А.С.

(Фамилия И.О.)





Екатеринбург

2023 г

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

1 Теоретические основы конкурентоспособности

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности

1.2 Оценка конкурентоспособности предприятия

1.3 Факторы, влияющие на конкурентоспособность

2 Анализ конкурентоспособности и финансового положения предприятия

2.1 Краткая характеристика предприятия и отрасли производства керамических изделий

2.2 Анализ внешней и внутренней среды, конкурентоспособности предприятия

3 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия

3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности

3.2 Предложения по повышению конкурентоспособности

Заключение

Список использованной литературы



ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы актуальна, так как конкурентоспособность предприятия — это, так же и, возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Данная категория выражает способность предприятия противостоять на рынке своим конкурентам, как по степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.


Это относительная характеристика, которая выражает отличия в уровне развития предприятия от состояния конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции, а значит, определяется его умением приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры.

Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности и разработка путей ее повышения на примере АО «Завод керамических изделий».

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы и экономическую сущность конкуренции;

- провести анализ конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия;

- на основе выявленных резервов дать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

Для написания работы были использованы труды таких авторов как Жильцов О.Н., Арбенина Т.И., Меликян О.М., Грушенко В.И., Синяева Т.М., а также нормативно правовые документы, отчетность предприятия и нормативные документы предприятия.

Объектом исследования является АО «Завод керамических изделий».

Предметом исследования является конкурентоспособность и финансовое состояние данного предприятия.

Работа состоит из трех частей.

В первой части рассмотрены теоретические аспекты конкурентоспособности. Даны определения экономическому смыслу понятия «конкурентоспособность, указано место и роль анализа финансового состояния предприятия в успешной деятельности субъекта хозяйствования.

Во второй главе работы дана характеристика предприятия и отрасли производства керамических изделий, проведен анализ конкурентоспособности и финансового состояния АО «Завод керамических изделий».

В третьей главе работы выявлены положительные и отрицательные тенденции в работе предприятия, резервы дальнейшего развития и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятия.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Каждое предприятия в рамках нашего времени находится в конкурентной среде, которая непрерывно изменяется. Под влиянием работы огромных команд маркетологов и специалистов других областей, направленно действующих на продвижение товаров определенной марки, постоянно растет и увеличивается возможность выбора товаров и услуг. В сложившихся условиях рынка просто необходима определенная гибкость и маневренность деятельности предприятия. Также необходим индивидуальный подход к потребителю на рынке и возможность предприятия достаточно быстро реагировать на изменение спроса и покупательной способности потребителей.



Определение конкурентоспособности толкуется, как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там похожими товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Есть и другое понятие – это обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Конкурентоспособность определяется целым комплексом различных показателей, среди них: технический уровень товара; уровень маркетинга предприятия и рекламно-информационное обеспечение; также конкурентоспособность включает в себя соответствие требованиям потребления, техническим условиям и стандартам. Оценка этого комплекса свойств позволяет выделять высокую, среднюю или низкую конкурентоспособность» [3; с. 41].

Первоочередная цель каждого предприятия заключается в создании для себя устойчивых преимуществ перед конкурентами, тем самым становиться все более и более конкурентоспособным. Это говорит о том, что предприятие должно приносить прибыль, сохранять на рынке позицию лидера, также обеспечивать рабочие места для своих сотрудников. Одновременно с выполнением всех вышеперечисленных задач необходимо поддерживать достаточно высокий уровень удовлетворенности потребителей, предлагая им товары и услуги высокого качества [8; с. 35].

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда покупатели, производители и продавцы различных услуг и товаров соперничают на рынке за наиболее выгодные продажи и покупки. Конкуренция – это «невидимая рука» рынка, координирующая деятельность всех участников данного процесса. Таким образом, конкуренция является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей цены различных товаров на рынке. Так называемая равновесная цена на рынке устанавливается в результате соперничества продавцов и покупателей [3; с.7].

Основными факторами конкурентоспособности любого предприятия являются: наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, стратегия, инновационный потенциал, эффективность менеджмента [3; с. 43].

Также конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как его текущее положение на рынке (в первую очередь, занимаемая доля рынка и, соответственно изменение этой доли в условиях конкуренции). [3; с. 43].

Конкурентоспособность любого предприятия зависит не только от активов, которыми оно располагает в определенный момент времени (техническая оснащенность, кадровый состав и др.), но и от того, насколько быстро и эффективно предприятия могут создавать требуемые активы и развивать их. Иными словами, от способности предприятия быстро осознать потребность в определенных активах (определить адекватную стратегию развития), разработать необходимые бизнес-процессы для их создания и развития, а также привлечь капитал для финансирования планов развития зависит его конкурентоспособность. Также на уровень конкурентоспособности предприятия огромное воздействие имеют научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства [3; с. 44].


Согласно модели М. Портера характер конкуренции в отрасли формируют пять групп факторов (сил), определяющих предельный потенциал прибыли данной отрасли:

- Ситуация в конкретной отрасли, или соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов;

- Влияние товаров-заменителей, или конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями;

- Влияние потенциальных конкурентов, или угроза появления новых конкурентов;

- Влияние поставщиков, или позиции поставщиков, их экономические возможности;

- Влияние покупателей, или позиции потребителей, и их экономические возможности [3; с. 49].

В условиях современного рынка возможно успешное существование и развитие только при обладании предприятием определенными конкурентными преимуществами, которые создают благодатную почву для высокого уровня производительности и эффективности деятельности [8; с. 110].

На эффективность работы предприятия оказывают влияние следующие факторы:

- соответствие планируемых целей требованиям внешней среды, возможностям предприятия и интересам персонала;

- адекватность выбранных стратегий поставленным целям;

- силы и направленность мотиваций, побуждающих членов организации к достижению поставленных целей;

- объем и качество вовлекаемых в производство ресурсов.

Рыночное позиционирование предприятия, по большей части, формируется под влиянием факторов внешней конкурентной среды и означает осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение деятельности того же рода, но иными путями [7; с. 111].

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции, другими словами, определяется его умением приспосабливаться к изменениям рыночной конъюнктуры [10; с. 67].

В рыночной системе хозяйствования данная экономическая категория является ключевой, так как выражает экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. В условиях современного рынка наблюдается повсеместное увеличение расходов государства, направленных на поддержку отечественных производителей товаров и услуг [10; с. 67].

В зависимости от поведения предприятия на рынке выделяют четыре основных уровня конкурентоспособности предприятия [10; с. 67].

Первый уровень. Руководители предприятий данного уровня рассматривают функцию управления как нечто абсолютно нейтральное. Свою руководящую роль они видят только в том, чтобы производить и реализовывать продукцию, при этом не проявляют интерес к деятельности конкурентов, которые занимаются производством аналогичных товаров им услуг. Они уверены в высоком уровне конкурентоспособности своей продукции, в безупречности работы подразделений, занимающихся сбытом готовой продукции, а также в работе службы маркетинга [10; с.67].


Второй уровень. Такие предприятия стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, т.е. полностью соответствующими стандартам, установленным их основными конкурентами. Они стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия отрасли [15; с. 68].

На предприятиях третьего уровня конкурентоспособности система управления активно воздействует на производственные системы, т.е. производство как бы поддерживается изнутри всеми другими подразделениями. Успех в конкурентной борьбе в данном случае становится функцией не столько производства, сколько управления. Это может найти проявление в более экономичном аппарате управления и более высокой оперативности при принятии решений, в лучшей мотивации работников и т.п. [16; с. 68].

Предприятия, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система как бы поддерживается извне. Эффективность такой системы находится под влиянием внутренних факторов, включая управленческие, и внешних, в числе которых высокое качество организации и эффективность функционирования общей системы управления. Такой подход обеспечивает предприятию перспективный успех и долговременное превосходство над конкурентами на рынке [16; с. 68].
1.2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Предприятия в современных условиях экономики большое значение придают работе по нахождению более сильных и слабых сторон с целью устранения обнаруженных «слабостей» и повышению конкурентоспособности своего предприятия.

Оценка конкурентоспособности предприятия проводится для получения полной и достоверной информации о финансовом положении предприятия. Эта информация необходима для принятия руководством предприятия управленческих решений по корректировке концепции конкурентоспособности и изменения стратегии в этом направлении деятельности. С другой стороны, эта информация также необходима для внешних пользователей, для принятия ими решений и построении конкретных планов относительно данного предприятия, например приобретение, инвестирование, заключение контрактов.

Оценка конкурентоспособности предприятия – это расчёт и оценка целого комплекса показателей, которые всесторонне характеризуют деятельность предприятия, формирующие его конкурентоспособность.