Файл: Реферат по дополнительной профессиональной программе Профессиональной переподготовки.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В исследованиях ученые так же пришли к выводу, что детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, "вне времени и пространства".
Известно, что в раннем возрасте важную роль играют познавательные психические процессы. Важно понимать какие психические функции формируют детское художественно-эстетическое восприятие. Конечно это внимание, мышление, память, воображение, речь, восприятие . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Это значит, что без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природе в частности об их сезонных изменениях. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет объединять эти психические функции в согласованную систему и усваивать навыки творческого изображения и творческой мысли осуществлять творческую деятельность. Такие техники развивают сенсорную сферу, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка. Авторы говорят о том, что занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие У детей подключается речь в процессе рисования. Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции. Например , с помощью речи ребенок поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и задуманным сюжетом. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок представлен другому человеку и должен быть ему понятен. Также по ходу рисования ребенок обращается ко взрослому узнать его мнение о рисунке, попросить о помощи и т.д. В процессе рисования ребенок запоминает так же многие слова, в том числе как называются предметы. Формируются представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине в пространстве и т.д. Нетрадиционные техники способствуют развитию сенсорного восприятия у ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются образные представления, развивается образное мышление. А умение произвольно структурировать образы в целостную мысль - есть основа творческой мысли. Различные техники рисования способствуют повышению уровня зрительно-моторной координации , совершенствованию мелкой моторики пальцев, формируя точность и скорость движений, умение правильно распределять силу нажима на используемый предмет в рисовании. С точки зрения эмоциональной атмосферы : опыт применения многих педагогов показывает то, что нетрадиционные техники весьма привлекательны для детей. Нестандартные подходы удивляют и восхищают детей, потому что разнообразные нестандартные приемы демонстрируют необычные сочетания материалов, привлекая тем самым детей к творчеству - здесь для них открываются большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти отусловных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.
Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.
Глава 2. Практическая часть .
Цель организации образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения:
-
расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник -
формировать умения и навыки детей, необходимые для работы с нетрадиционными изобразительными материалами, умение свободно выражать свой замысел -
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования. -
развивать художественно-творческие способности. -
приумножить опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности -
развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
Планируемые результаты:
-
сформировать у детей умение самостоятельно передавать композицию, колорит, цветовосприятие. -
помочь ребенку творчески реализовываться, повышая уровень творческих способностей детей. -
сформировать самостоятельность в выборе сюжета, темы, художественых материалов и инструментов. -
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности -
умение находить новые способы для художественного изображения -
выявление и осознанипе ребенком своих способностей.
Прежде , чем организовать образовательную деятельность мы ознакомились с перечнем нетрадиционных техник из методических пособий и сделали сводную таблицу, в которой нетрадиционные техники классифицированы согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.
Возраст | Нетрадиционные техники |
Младший дошкольный возраст |
|
Средний возраст |
|
Старший возраст |
|
Подготовительная группа | все перечисленные виды техник и их эксперементальные комбинации. |
| |
Для расширения предметно-пространственной среды мы составили описание материально-технического обеспечения для занятий нетрадиционными техниками:
Вид помещения | Оснащение помещения (для предварительных работ) | Материалы для непосредственной работы с детьми |
Группа | Ноутбук, или телевизор магнитофон,иллюстрации известных художников, образцы выполненные в нетрадиционной технике , нетрадиционным способом. | Гуашь,акварель, чернила, кисти широкие, узкие , жесткие, листы бумаги, акварельная бумага, цветные восковые карандаши, цветная бумага, ножницы, палитра, салфетки. |
осенние сухие листья, клей ПВА, клей силикатный, разнообразный сыпучий материал, воск (свеча), трубочки коктельные, ватные палочки, нитки, кусочки паралона, клеенка для работы, стаканчики под воду. |
Составили таблицу с методическими материалами:
Наименование дополнительной общеобразовательной программы дошкрольного образования | Авторы составители |
Учебно-методические пособия, практические пособия и т. д. | Р. Г. Казакова "Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Планирование , конспекты занятий. А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей" Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ . Часть 1, 2" А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки" |
Учебно-наглядные пособия | Карточки " Алгоритмы рисования нетрадиционным способом" Альбомы с образцами нетрадиционных техник |
Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры | Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / составители С.В. Николаева, О.В. Павлова, И.Г. Смирнова О.А. Никологорская "Игры с красками и бумагой" |
Разработали структуру занятий:
1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации
2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка.
3. Динамическая пауза с элементами физкультуры, логоритмики.
4. Словесные игры
Схема и методика занятий по образцу:
| Методы и приемы |
Вводная часть | Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования . Последовательный показ приема выполнения работы в нетрадиционной технике с четкими комментариями воспитателя Мотивация на творческую деятельность. |
Основная часть | Самостоятельная творческая деятельность детей. В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники, осуществляет контроль за ее выполнением Педагог помогает детям в осуществлении их замысла. |
Заключительная часть | Анализ проделанной работы. Беседа с детьми об их работах. Уборка рабочего стола. |
Разработали схему и методику проведения занятий по замыслу:
| Методы и приемы |
Вводная часть | Создание условий для развития детьми замысла рисунка ( игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстреций, наблюдения за окружающими явлениями). |
Основная часть | Выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Работа педагога с детьми по выполнению нетрадиционной техники. |
Заключительная часть | Анализ и положительная оуенка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей. Беседа. Уборка рабочего стола. |
При проведении занятий необходимо придерживаться основным правидам:
1. Использование приема транслирования информации.
2. Отбор тематического содержания.
3. Главный герой в рисовании - ребенок.
4. Педагог создает схематические изображения.
5 . Не перегружать ребенка , перерывы каждые 10-30 минут в зависимости от возраста.
6. Использовать физкультминутки, разминки, активные игры в перерыве.
Мы разработали перспективный план занятий для детей средней группы возраста 4-5 лет. При разработке были учтены возрастные особенности детей этого возраста . Провели характеристику психической познавательной активности.
Характеристика: Восприятие. В среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об
основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. Внимание. Дети 4-5 лет начинают овладевать произвольным вниманием. Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Память. В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий. Мышление. По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, (потому что не готов к умозаключениям). Речь. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитирует голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. Воображение. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.
Занятия ( фрагмент плана):
Тема (Техника) | Цель | Материал | Содержание |
Осенний волшебный лес. Печать листьев. | Воспитывать интерес к осенним явлениям, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники Развить видение художественного образа и замысла через природные формы. Развивать чувство композиции, восприятие. | Листья разных пород дерьев(4-5 видов); 2 альбомных листа А4; набор гуашевых красок; кисть;стаканчик с водой; салфетка; репродукция картины известных художников (прим. И. И. Левитана "золотая осень"; корзинка для сбора листьев; трафареты листьев из цветного картона для игры. | Предварительные работы : беседы об осени, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением природы. Наблюдения на прогулке за осенними явлениями. Работа в группе, обьяснение последовательности работ, обучение технике. Сделать выставку. |
Ветка рябины. | Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности Закрепить прием вливания одного цвета в другой Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук. | Альбомный лист в форме овала, тонированый тушью черного цвета; дополнительный лист, размер A6; набор гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой ; влажная салфетка; фартук; гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация. | Предварительные наблюдения на прогулке. Художественное слово, чтение стихотворений., игры загадки Обучение технике. |
Жители в сказочном лесу. Печать ладошками. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение творчество. Учить создавать своих неповторимых сказочных животных. | Фотоматериал на тему волшебных сказочных картинок (например иллюстрация к "У лукоморья" А. С. Пушкина). Набор гуашевых красок, кисть широкая, влажная салфетка, лист А4, стаканчик с водой. | Предварительные работы. Художественное слово, чтение сказок, стихов. Просмотр фотоиллюстраций. Обучение технике, беседа с детьми о сказочных персонажах, организация выставки. |
| | | |
| | | |