Файл: Реферат по дополнительной профессиональной программе Профессиональной переподготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В исследованиях ученые так же пришли к выводу, что детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. И рисование здесь выступает как один из путей выполнения программы совершенствования организма. Большинство специалистов - психологов и педагогов сходятся во мнении: детское рисование - это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, "вне времени и пространства".

Известно, что в раннем возрасте важную роль играют познавательные психические процессы. Важно понимать какие психические функции формируют детское художественно-эстетическое восприятие. Конечно это внимание, мышление, память, воображение, речь, восприятие . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Это значит, что без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природе в частности об их сезонных изменениях. Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет объединять эти психические функции в согласованную систему и усваивать навыки творческого изображения и творческой мысли осуществлять творческую деятельность. Такие техники развивают сенсорную сферу, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка. Авторы говорят о том, что занятия с использованием нетрадиционных техник рисования являются одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие У детей подключается речь в процессе рисования. Моделирование действительности в рисовании происходит на основе не только графических образов, но и речи, которая выполняет в этой деятельности разнообразные функции. Например , с помощью речи ребенок поясняет содержание изображения, устраняет возможное расхождение между элементами рисунка и задуманным сюжетом. Такие пояснения для него очень важны, поскольку рисунок представлен другому человеку и должен быть ему понятен. Также по ходу рисования ребенок обращается ко взрослому узнать его мнение о рисунке, попросить о помощи и т.д. В процессе рисования ребенок запоминает так же многие слова, в том числе как называются предметы. Формируются представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине в пространстве и т.д. Нетрадиционные техники способствуют развитию сенсорного восприятия у ребенка. В процессе изобразительной деятельности у ребенка формируются образные представления, развивается образное мышление. А умение произвольно структурировать образы в целостную мысль - есть основа творческой мысли. Различные техники рисования способствуют повышению уровня зрительно-моторной координации , совершенствованию мелкой моторики пальцев, формируя точность и скорость движений, умение правильно распределять силу нажима на используемый предмет в рисовании. С точки зрения эмоциональной атмосферы : опыт применения многих педагогов показывает то, что нетрадиционные техники весьма привлекательны для детей. Нестандартные подходы удивляют и восхищают детей, потому что разнообразные нестандартные приемы демонстрируют необычные сочетания материалов, привлекая тем самым детей к творчеству - здесь для них открываются большие возможности выражения собственных фантазий, желаний, самовыражения в целом. Опыт показывает, что рисование необычными материалами и оригинальной техникой, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти отусловных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей


Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, педагогу необходимо самому верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Для ребенка художественный материал обладает завораживающей, притягательной силы. Он подсказывает замысел, воздействует на его характер, способствует созданию художественного образа.

Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности.

Глава 2. Практическая часть .

Цель организации образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник изображения:

  1. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник

  2. формировать умения и навыки детей, необходимые для работы с нетрадиционными изобразительными материалами, умение свободно выражать свой замысел

  3. формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

  4. развивать художественно-творческие способности.

  5. приумножить опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности

  6. развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Планируемые результаты:

  1. сформировать у детей умение самостоятельно передавать композицию, колорит, цветовосприятие.

  2. помочь ребенку творчески реализовываться, повышая уровень творческих способностей детей.

  3. сформировать самостоятельность в выборе сюжета, темы, художественых материалов и инструментов.

  4. умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности

  5. умение находить новые способы для художественного изображения

  6. выявление и осознанипе ребенком своих способностей.

Прежде , чем организовать образовательную деятельность мы ознакомились с перечнем нетрадиционных техник из методических пособий и сделали сводную таблицу, в которой нетрадиционные техники классифицированы согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Возраст

Нетрадиционные техники

Младший дошкольный возраст

  1. рисование пальчиками

  2. рисование ладошками

  3. рисование ватными палочками

  4. печать листьями

  5. печать поролоном

Средний возраст

  1. рисование пальчиками

  2. рисование ладошкой

  3. рисование ватными палочками

  4. рисование свечой

  5. печатание листьями

  6. печать поролоном

  7. печать пробками

  8. восковые мелки + акварель

  9. свеча+акварель

  10. монотипия предметная

  11. пластилинография

  12. рисование по сырой бумаге

Старший возраст

  1. кляксография

  2. набрызг

  3. восковые мелки+акварель

  4. оттиск мятой бумагой

  5. оттиск пробками, паролоном

  6. монотипия пейзажная

  7. рисование нитью

  8. рисование солью , акварелью и клеем

Подготовительная группа

все перечисленные виды техник и их

эксперементальные комбинации.










Для расширения предметно-пространственной среды мы составили описание материально-технического обеспечения для занятий нетрадиционными техниками:

Вид помещения

Оснащение помещения

(для предварительных работ)

Материалы для непосредственной работы с детьми

Группа

Ноутбук, или телевизор магнитофон,иллюстрации известных художников, образцы выполненные в нетрадиционной технике , нетрадиционным способом.

Гуашь,акварель, чернила, кисти широкие, узкие , жесткие, листы бумаги, акварельная бумага, цветные восковые карандаши, цветная бумага, ножницы, палитра, салфетки.

осенние сухие листья, клей ПВА, клей силикатный, разнообразный сыпучий материал, воск (свеча), трубочки коктельные, ватные палочки, нитки, кусочки паралона, клеенка для работы, стаканчики под воду.


Составили таблицу с методическими материалами:

Наименование дополнительной общеобразовательной программы дошкрольного образования

Авторы составители

Учебно-методические пособия, практические пособия и т. д.

Р. Г. Казакова "Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Планирование , конспекты занятий.

А.В. Никитина "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей"

Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в ДОУ . Часть 1, 2"

А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки"


Учебно-наглядные пособия

Карточки " Алгоритмы рисования нетрадиционным способом"

Альбомы с образцами нетрадиционных техник

Наглядно-дидактические пособия, альбомы, игры

Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / составители С.В. Николаева, О.В. Павлова, И.Г. Смирнова

О.А. Никологорская "Игры с красками и бумагой"



Разработали структуру занятий:

1. Создание положительного отношения к теме и способу ее реализации

2. Коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка.

3. Динамическая пауза с элементами физкультуры, логоритмики.

4. Словесные игры

Схема и методика занятий по образцу:





Методы и приемы

Вводная часть

Вступительная беседа о нетрадиционной технике рисования .

Последовательный показ приема выполнения работы в нетрадиционной технике с четкими комментариями воспитателя

Мотивация на творческую деятельность.

Основная часть

Самостоятельная творческая деятельность детей.

В процессе работы педагог напоминает детям последовательность выполнения техники, осуществляет контроль за ее выполнением

Педагог помогает детям в осуществлении их замысла.

Заключительная часть

Анализ проделанной работы. Беседа с детьми об их работах. Уборка рабочего стола.


Разработали схему и методику проведения занятий по замыслу:




Методы и приемы

Вводная часть

Создание условий для развития детьми замысла рисунка ( игровая ситуация, художественное слово, рассматривание иллюстреций, наблюдения за окружающими явлениями).

Основная часть

Выбор изобразительного материала для осуществления замысла. Самостоятельная творческая деятельность детей. Работа педагога с детьми по выполнению нетрадиционной техники.

Заключительная часть

Анализ и положительная оуенка детских работ с учетом индивидуальных возможностей детей. Беседа. Уборка рабочего стола.

При проведении занятий необходимо придерживаться основным правидам:

1. Использование приема транслирования информации.

2. Отбор тематического содержания.

3. Главный герой в рисовании - ребенок.

4. Педагог создает схематические изображения.

5 . Не перегружать ребенка , перерывы каждые 10-30 минут в зависимости от возраста.

6. Использовать физкультминутки, разминки, активные игры в перерыве.

Мы разработали перспективный план занятий для детей средней группы возраста 4-5 лет. При разработке были учтены возрастные особенности детей этого возраста . Провели характеристику психической познавательной активности.

Характеристика: Восприятие. В среднем дошкольном возрасте становится более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок 4-5 лет получает представления об основных геометрических фигурах; об
основных цветах спектра; о параметрах величины; о пространстве; о времени. Внимание. Дети 4-5 лет начинают овладевать произвольным вниманием. Впервые в этом возрасте они начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Память. В 4-5 лет начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляется только эпизодически и зависит от вида деятельности. Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий. Мышление. По мере накопления опыта мышление ребенка среднего дошкольного возраста все больше опирается на образы – представление о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно-образное мышление. Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, (потому что не готов к умозаключениям). Речь. Ребенок активно пользуется речью, удачно имитирует голоса животных, способны интонационно выделять речь тех или иных персонажей. Развивается грамматика слов. Воображение. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным. Воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий.

Занятия ( фрагмент плана):

Тема (Техника)

Цель

Материал

Содержание

Осенний волшебный лес. Печать листьев.

Воспитывать интерес к осенним явлениям, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Ознакомить с новым видом изобразительной техники

Развить видение художественного образа и замысла через природные формы.

Развивать чувство композиции, восприятие.

Листья разных пород дерьев(4-5 видов); 2 альбомных листа А4; набор гуашевых красок; кисть;стаканчик с водой; салфетка; репродукция картины известных художников (прим. И. И. Левитана "золотая осень"; корзинка для сбора листьев; трафареты листьев из цветного картона для игры.

Предварительные работы : беседы об осени, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций с изображением природы. Наблюдения на прогулке за осенними явлениями. Работа в группе, обьяснение последовательности работ, обучение технике. Сделать выставку.

Ветка рябины.

Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство.

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности

Закрепить прием вливания одного цвета в другой

Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.

Альбомный лист в форме овала, тонированый тушью черного цвета; дополнительный лист, размер A6; набор гуашевых красок; кисть; стаканчик с водой ; влажная салфетка; фартук; гроздь рябины - натура или фотоиллюстрация.

Предварительные наблюдения на прогулке.

Художественное слово, чтение стихотворений., игры загадки Обучение технике.

Жители в сказочном лесу. Печать ладошками.

Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение творчество. Учить создавать своих неповторимых сказочных животных.

Фотоматериал на тему волшебных сказочных картинок (например иллюстрация к "У лукоморья" А. С. Пушкина). Набор гуашевых красок, кисть широкая, влажная салфетка, лист А4, стаканчик с водой.

Предварительные работы. Художественное слово, чтение сказок, стихов.

Просмотр фотоиллюстраций. Обучение технике, беседа с детьми о сказочных персонажах, организация выставки.