Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русская литература.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спецификация суммативного оценивания за четверть
по предмету «Русская литература»
(с русским языком обучения)
9 класс
Нур-Султан, 2019
2
CОДЕРЖАНИЕ
1. Цель суммативного оценивания .................................................................................................. 3 2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть ..................... 3 3. Ожидаемые результаты по предмету «русская литература» .................................................... 3 4. Уровни мыслительных навыков .................................................................................................. 3 5. Правила проведения суммативного оценивания ........................................................................ 5 6. Модерация и выставление баллов ............................................................................................... 5
СПЕЦИФИКАЦИЯ
СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА
1
ЧЕТВЕРТЬ .......................... 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ
СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА
2
ЧЕТВЕРТЬ ........................ 12
СПЕЦИФИКАЦИЯ
СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА
3
ЧЕТВЕРТЬ ........................ 20
СПЕЦИФИКАЦИЯ
СУММАТИВНОГО
ОЦЕНИВАНИЯ
ЗА
4
ЧЕТВЕРТЬ ........................ 27
3
1. Цель суммативного оценивания
Суммативное оценивание направлено на выявление уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение четверти, сбор доказательств, подтверждающих наличие у учащихся знаний, умений и навыков по содержанию учебной программы в соответствии с учебным планом. Суммативное оценивание проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ определенного учебного периода.
Результаты суммативного оценивания являются основанием для выставления четвертных оценок учащегося по предмету. Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и целей обучения, запланированных в учебных планах на четверть.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Учебная программа по предмету «Русская литература» для 5-9 классов основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету «русская литература»
Рекомендуемое
Дополнение
воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности
использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое с учетом его специфики
понимать связь изученного произведения со временем его написания
давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия
воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности
грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных жанров; выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров
воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое с учетом его специфики
4. Уровни мыслительных навыков
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки
Описание
Рекомендуемый
тип заданий
Знание и понимание
Понимание и ответы на вопросы
Знать конкретные факты и информацию, соответствующие классу и предмету, согласно описанию в учебной программе.
Демонстрировать понимание через правильное воспроизведение, прогнозирование или объяснение информации соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественным выбором ответов
(МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО)
4
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки
Описание
Рекомендуемый
тип заданий
Применение
/
Навыки высокого порядка
Анализ и интерпретация текста
Использовать и применять информацию и предшествующие знания в новых контекстах и ситуациях соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение формулировать вопросы, аргументировать, рассматривать предмет с разных точек зрения, делать выводы соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение находить информацию и интерпретировать через разделение материала или концепций на части, выявлять взаимосвязи между ними соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе. Демонстрировать умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО)
Оценка и сравнительный анализ
Принятие решений о ценности идей или материалов в рамках определенного критерия соответственно классу и предмету и согласно описанию в учебной программе
Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа
(РО)
Анализировать мнения,
5
Уровень
мыслительных
навыков
Навыки
Описание
Рекомендуемый
тип заданий
мысли и события, а также принимать решения или действия в результате своих размышлений.
Исследовать предположения
(соответственно предмету и классу) через тщательный сбор и использование доказательств, оценивать и делать собственные выводы
5. Правила проведения суммативного оценивания
Суммативное оценивание проводится в учебном кабинете, где закрыты любые наглядные материалы: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитывается инструкция и сообщается учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Учащимся нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Учащиеся имеют право задать вопросы по инструктажу, прежде чем приступят к выполнению работы.
Учащиеся должны работать самостоятельно и не имеют право помогать друг другу.
Во время проведения суммативного оценивания учащиеся не должны иметь доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
Записи решений должны быть выполнены аккуратно. Учащимся рекомендуется зачёркивать карандашом неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
После окончания времени, отведенного на суммативное оценивание, учащиеся должны вовремя прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.
6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов
Тема раздела
Навыки
Общий балл
Понимание и
ответы на
вопросы
Анализ и
интерпретация
Оценка и
сравнительный
анализ
Странности любви
5 5
10 20
Типы заданий
МВО – задания с множественным выбором ответов
РО – задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, третье – оценки и сравнительного анализа.
7
Характеристика заданий суммативного оценивания за «1» четверть
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*
№
задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* за
вид
речевой
деятельнос
ти
Общий
балл
Странности
любви
Понимание и ответы на вопросы
Анализ и интерпретация
Оценка и сравнительный анализ
9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм
9.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
5 1
МВО
5 5
5 9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений
9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
1 2
РО
10 5
5 9.4.1.1
Участвовать в обсуждении произведения, объясняя свою позицию с учетом различных мнений, оценивая актуальность проблематики произведения
1 3
РО
25 10 10
Итого:
5 7
40 20 20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
8
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы
Задание 1.
Выберите один правильный вариант ответа.
[5]
1. Укажите точное определение сонета как жанра.
А) стихотворение, состоящее из 14 стихов, расположенных в особом порядке
В) стихотворная форма, допускающая свободное построение
С) произведение, посвященное теме дружбы
D) народная песня о несчастной любви
[1]
2. Определите род произведений «Ася» И.Тургенева, «Цыганы» А.Пушкина, «Олеся»
А.Куприна.
А) лирика, эпос, драма
В) эпос, лирика, драма
С) драма, драма, эпос
D) эпос, лирика, эпос
[1]
3. Назовите художественные средства, использованные в отрывке:
Что бросил я? Измен волненье,
Предрассуждений приговор,
Толпы безумное гоненье
Или блистательный позор.
А) метафора, эпитет
В) эпитет, сравнение
С) олицетворение, гипербола
D) гипербола, метафора
[1]
4. Укажите пример использования оксюморона.
А) «…с забавной важностью роняя несколько капель воды, ярко блестевших на солнце».
В) «…продолжала сидеть неподвижно, подобрав под себя ноги и закутав голову кисейным шарфом».
С) «…стройный облик ее отчетливо и красиво рисовался на ясном небе…».
D) «На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала...».
[1]
5. Какой эпизод является кульминацией повести «Ася» И. Тургенева?
А) встреча с Гагиными на студенческом празднике
В) свидание Аси и Н.Н. в доме фрау Луизы
С) внезапный отъезд Гагиных
D) рассказ Н.Н. о пребывании в немецком городке
[1]
9
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы комментарий
1 1
А
За каждый правильный ответ 1 балл
2
D
3
А
4
А
5
В
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Охарактеризуйте персонажей данного отрывка из повести А.Куприна «Олеся». С помощью каких художественных средств и приемов автор выражает отношение к героям (минимум 2 средства)? Объясните, с какой целью их использует автор.
[5]
Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и ее цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины. Она не уставала меня расспрашивать подробно обо всем, что занимало и волновало ее первобытное, яркое воображение: о странах и народах, об явлениях природы, об устройстве земли и вселенной, об ученых людях, о больших городах... Многое ей казалось удивительным, сказочным, неправдоподобным. Но я с самого начала нашего знакомства взял с нею такой серьезный, искренний и простой тон, что она охотно принимала на бесконтрольную веру все мои рассказы. Иногда, затрудняясь объяснить ей что-нибудь, слишком, по моему мнению, непонятное для ее полудикарской головы (а иной раз и самому мне не совсем ясное), я возражал на ее жадные вопросы: «Видишь ли... Я не сумею тебе этого рассказать... Ты не поймешь меня».
10
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы
Описание
2 5
Учащийся точно характеризует персонажей, приводит и комментирует цитаты.
Находит 2 и более изобразительно - выразительных средства и объясняет цель использования этих средств автором/ или их значение в тексте для создания целостности образа
4
Учащийся характеризует персонажей, приводит не менее 2 доказательств, не использует цитаты из произведения или их не комментирует.
Находит 2 изобразительно - выразительных средства и объясняет цель использования этих средств автором/ или их значение в тексте для создания целостности образа
3
Учащийся неточно характеризует персонажей, приводит недостаточно доказательств, не использует цитаты для объяснения своих утверждений.
Находит только 1 изобразительно - выразительное средство и пытается аргументировать/объяснить целесообразность использования его в тексте. Либо находит 2 и более изобразительно - выразительных средства, но не комментирует/ не объясняет, с какой целью автор использует их в произведении.
2
Учащийся затрудняется характеризовать персонажей, не приводит доказательства не использует цитаты для объяснения своих утверждений.
Неточно определяет языковые средства, не комментирует цель их использования в тексте.
1
Учащийся слабо характеризует персонажей, не приводит доказательства, не использует цитаты для объяснения своих утверждений.
Не определяет языковые средства, не комментирует цель их использования в тексте.
Оценка и сравнительный анализ
Задание 3.
Выполните одно из заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150-200 слов.
[10]
1. Согласны ли вы с утверждением, что для тургеневской девушки характерна
«огромная нравственная сила,
«взрывная экспрессивность, решительность
«идти до конца», жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью»
(Э.Надточий)? Для подтверждения своей точки зрения используйте цитаты.
2. Докажите, что «Цыганы» А.С.Пушкина – романтическое произведение. Аргументируйте свой ответ и приведите примеры из текста.
3. Способна ли любовь преобразить несовершенного человека (по произведению
А.И.Куприна «Олеся»)? Прокомментируйте свою точку зрения. Для подтверждения используйте цитаты.
11
Схема выставления баллов
Балл
Описание
9-10
Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура.
Аргументирует собственную позицию.
7-8
Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6
Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4
Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2
Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.