Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русская литература.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*
№
задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Оценка и сравнительный анализ искусства, характеризуя сходства и различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы
Итого:
5
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
23
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы
Задания 1.
Выполните задания.
[5]
1.Что не относится к определению «лирическое отступление»?
A)внесюжетный элемент произведения
B) форма авторской речи
C) обращение автора к читателям
D) целостное представление о творчестве автора
[1]
2. Кому из героев произведения А.С. Грибоедова принадлежит афоризм:
A)
«Ученье — вот чума; ученость — вот причина»
1.Софья
В) «Герой не моего романа»
2.Фамусов
С) «И дым отечества нам сладок и приятен»
3.Лиза
D) «Минуй нас пуще всех печалей / И барский гнев, и барская любовь»
4.Чацкий
[2]
3. Дайте ответ на вопрос: Для чего Чичиков скупает «мертвые души»?(Ответ сформулируйте в 2-х предложениях)
[2]
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы
комментарий
1 1
D
В задании на соответствия за 2 правильных ответа -
1 балл
2 1В, 2А, 3D,4С
3
Цель Чичикова – скупить «мертвые души» по низкой цене, а затем заложить их в опекунском совете и получить большие деньги. Мошенник рассчитывает на то, что помещикам такая сделка выгодна: не нужно до следующей ревизии платить за усопших налоги. В поисках «мертвых душ»
Чичиков и путешествует по России.
Возможны другие варианты ответов.
За полный ответ – 2 балла.
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Заполните концептуальную карту по предложенному эпизоду из произведения Н.В.Гоголя
«Мертвые души».
[5]
24
Тема
Идея
Проблематика
Герои
Выразительные средства
Вывод
Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно. Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою. Когда приказчик говорил:
«Хорошо бы, барин, то и то сделать», — «Да, недурно», — отвечал он обыкновенно, куря трубку, которую курить сделал привычку, когда еще служил в армии, где считался скромнейшим, деликатнейшим и образованнейшим офицером. «Да, именно недурно», — повторял он. Когда приходил к нему мужик и, почесавши рукою затылок, говорил: «Барин, позволь отлучиться на работу, по́дать заработать», — «Ступай», — говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать. Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.
При этом глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение, впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами. В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель».
25
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы
Описание
2 5
Учащийся верно определяет тему и идею произведения, отмечает логичную связь с проблематикой, последовательно выделяет систему героев, делает вывод. Находит 2 и более изобразительно - выразительных средства в тексте для создания целостности образа.
4
Учащийся определяет тему и идею произведения, отмечает логичную связь с проблематикой, выделяет систему героев, делает вывод.
Находит не менее 2-х изобразительно - выразительных средств в тексте для создания целостности образа.
3
Учащийся неточно определяет тему и идею произведения, непоследовательно отмечает связь с проблематикой, выделяет систему героев, делает вывод. Находит изобразительно - выразительные средства в тексте для создания целостности образа.
2
Учащийся допускает неточности в определении темы и идеи произведения, затрудняется определить проблематику, систему героев, вывод отсутствует. Затрудняется в определении изобразительно - выразительных средства в тексте для создания целостности образа.
1
Учащийся неверно определяет тему и идею произведения, проблематику, систему героев. Не находит изобразительно - выразительных средств в тексте для создания целостности образа.
Оценка и сравнительный анализ
Задание 3.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150 - 200 слов
[10]
1. Как отражен «век нынешний» и «век минувший» в произведении А. С. Грибоедова
«Горе от ума»? Напишите об особенностях его произведения. Изложите свою точку зрения и прокомментируйте позицию автора.
2. «…Говоря о «Мертвых душах», можно вдоволь наговориться о России»
(П.А.Вяземский). Согласны ли вы с высказыванием П.А.Вяземского? Дайте обоснование своей точки зрения.
3. Сравните образ Манилова в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя с иллюстрациями разных художников. Охарактеризуйте специфические средства создания образов в литературе и живописи. Прокомментируйте свою точку зрения.
Художники Кукрыниксы
Художник А. Лаптев
Художник В.Андреев
26
Схема выставления баллов
Балл
Описание
9-10
Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы.
Строго выдержанная, уместная структура.
Аргументирует собственную позицию.
7-8
Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6
Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах.
Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы.
Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4
Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2
Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.
27
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов
Тема раздела
Навыки
Общий балл
Понимание и ответы
на вопросы
2-ая группа навыков
Тайны человеческой души
5 15 20
Типы заданий
МВО- задания с множественным выбором ответов
РО – задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, а третье – оценки и сравнительного анализа.
28
Характеристика заданий суммативного оценивания за «4» четверть
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*
№
задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Общий
балл
Тайны
человеческой
души
Понимание и ответы на вопросы
9.1.3.1 Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, связанные с проблематикой произведения
3 1
МВО
РО
5 5
5
Анализ и интерпретация
9.2.1.1 Определять жанр и его признаки
(сонет, роман, роман в письмах, святочный рассказ);
9.2.4.1
Анализировать в произведении эпизоды, важные для определения конфликта, объяснять связь с другими эпизодами
9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект- карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
9.2.7.1
Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям
9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
9.2.9.1 Писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др.
1 2
РО
35 15 15
29
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*
№
задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Общий
балл
Оценка и сравнительный анализ
9.4.3.1
Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы, близкие по тематике/ проблематике/ жанру, учитывая особенности национальной культуры; объяснять позицию авторов
9.4.4.1 Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, композиционного и стилевого единства, фактологической точности
Итого:
4
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
30
Образец заданий и схема выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы
Задание1.
Выполните задания.
[5]
1.Укажите признак «святочного рассказа».
A) общая атмосфера чудесного изменения мира или героя
B) изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов
C) исключительный конфликт между героем и средой
D) изображение общечеловеческих проблем на историческом фоне
[1]
2. Какое выразительное средство использовал автор в предложении: «…хотя Лизавета
Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались»?
A) олицетворение
B) перифраз
C) гипербола
D) синекдоха
[1]
3. Чего пытался добиться Беликов таким острожным поведением?
A) Он хотел чувствовать себя как в футляре, который защитит его от внешних влияний.
B) Он хотел дожить до преклонного возраста синекдоха.
C) Он хотел казаться неординарной личностью.
D) Он хотел добиться успеха в обществе.
[1]
4. Дайте развернутый ответ на вопрос: Почему повесть А.С.Пушкина называется
«Пиковая дама»?
[2]
Схема выставления баллов
№ задания подзадача ответы
комментарий
1 1
А за каждый правильный ответ -1 балл
2
С
3
А
4
Названа повесть не в честь карты «Пиковая дама», а названа так, потому что «Пиковая дама» олицетворяет собой судьбу человека- игрока. Как бы ты не владел ситуацией, каким бы ты не мнил себя умным- разумным, счастливчиком. Судьба все равно тебя обыграет, над тобой посмеется.
Возможны другие варианты ответов.
За полный ответ – 2 балла.
31
Анализ и интерпретация
Оценка и сравнительный анализ
Задание.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 200-250 слов.
[15]
1. Сопоставьте героинь произведений Лескова «Жемчужное ожерелье» и Мопассана
«Ожерелье». Каким образом авторы раскрывают свою позицию через эти образы женщин?
Аргументируйте, используя цитаты из текстов. Докажите свою собственную позицию.
2. «Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”- говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но помогает ли ему это, способен ли он достичь того, к чему стремится?
3. Напишите сопоставительный анализ произведения Чехова «Человек в футляре» с другим произведением русской, казахской или мировой литературы по теме «Осуждение человеческих слабостей и пороков». При помощи каких литературных приёмов донесена до читателя авторская позиция? Согласны ли вы с ней?
Схема выставления баллов
Балл
Описание
13-15
Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура.
Аргументирует собственную позицию.
10-12
Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Или: не всегда выбранные учащимся приёмы создания образов наиболее ярко представляют стиль писателя, художника, режиссёра. Чётко комментирует собственную позицию.
7-9
Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах.
Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы.
Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
4-6
Демонстрирует незначительное понимание темы, выделяет некоторое количество признаков. Слабый анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Неубедительно аргументирует собственную позицию.
1-3
Демонстрирует очень слабое понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.