Файл: Спецификация суммативного оценивания за четверть по предмету Русская литература.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов
Тема раздела
Навыки
Общий балл
Понимание и
ответы на
вопросы
Анализ и
интерпретация
Оценка и
сравнительный
анализ
Тема
«маленького человека»
5 5
10 20
Типы заданий
МВО – задания с множественным выбором ответов
РО – задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, а третье – оценки и сравнительного анализа.

13
Характеристика заданий суммативного оценивания за «2» четверть
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Общий
балл
Тема
«маленького
человека»
Понимание и ответы на вопросы
Анализ и интерпретация
9.1.2.1
Понимать художественное произведение, критически осмысливая; выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
5 1
МВО
5 5
5 9.2.2.1
Определять тему и идею произведения, выражая мнение об их актуальности и аргументируя свою позицию
9.2.3.1 Выделять в тексте произведения элементы композиции, различать виды композиции, объяснять значение лирических отступлений
9.2.7.1 Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям
9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
9.2.9.1 Писать сочинения на литературные и свободные темы, рецензии (на спектакли и/или экранизации произведения) и др.
1 2
РО
10 5
5 9.4.2.1
Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходства и
1 3
РО
25 10 10

14
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*

задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Общий
балл
Оценка и сравнительный анализ различия в средствах создания образов, выделяя индивидуальные авторские приемы
Итого:
7
40
20
20
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения


15
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Понимание и ответы на вопросы
Задание 1.
Выберите один правильный вариант ответа.
[5]
1. Укажите жанры произведений: 1) «Бедные люди», 2) «Шинель», 3) «После бала».
A) 1 - рассказ, 2 - поэма, 3 - роман
B) 1 - повесть, 2 - поэма, 2 - повесть
C) 1 - роман, 2 - повесть, 3 - рассказ
D) 1 - поэма, 2 - повесть, 3 – рассказ
[1]
2.Укажите, что выражено в названии повести Гоголя «Шинель».
A) идея
B) тема
C) тема и идея
D) проблематика
[1]
3.Определите, какова роль шинели в произведении Гоголя:
A) символ
B) деталь
C) образ
D) понятие
[1]
4.Определите основную идею произведения А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
A) Каждая женщина мечтает о любви.
B) Безответная любовь делает человека несчастным.
C) Жизнь без любви бессмысленна.
D) Аристократия не понимает чувств « маленького» человека.
[1]
5. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа Л.Толстого
«После бала»?
A) последовательность излагаемых событий
B) цикличность излагаемых событий
C) антитеза
D) ретроспектива
[1]

16
Схема выставления баллов
№ задания
подзадача
ответы
комментарий
1 1
С
За каждый правильный ответ 1 балл
2
В
3
А
4
С
5
С
Анализ и интерпретация
Задание 2.
Определите тему и идею предложенного отрывка из произведения. Как автор раскрывает идею произведения? Приведите не менее 2 доказательств, используйте цитаты из произведения.
Объясните роль данного эпизода в композиции всего произведения.
[5]
Л.Н. Толстой. «После бала»
Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его, по направлению гулянья, что- то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка. «Что это такое?» – подумал я и по проезженной посередине поля скользкой дороге пошел по направлению звуков. Пройдя шагов сто, я из-за тумана стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты. «Верно, ученье», – подумал я и вместе с кузнецом в засаленном полушубке и фартуке, несшим что-то и шедшим передо мной, подошел ближе. Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию...
Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне.
Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед – и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами…
…Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу. Когда шествие миновало то место, где я стоял, я мельком увидал между рядов спину наказываемого. Это было что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.


17
Схема выставления баллов
№ вопроса Баллы
Описание
2 5
Учащийся точно формулирует тему и идею произведения, опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 2 доказательств, использует цитаты из произведения. Учащийся объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
4
Учащийся формулирует тему и идею произведения, опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 2 доказательств, использует цитаты из произведения. Учащийся объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
3
Учащийся нечетко формулирует тему и идею произведения, слабо опирается на авторскую позицию (замысел). Не допускает фактических ошибок, показывает, как автор раскрывает идею произведения, приводит не менее 1 доказательства, использует цитаты из произведения. Учащийся неверно объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
2
Учащийся слабо формулирует тему и идею произведения, не опирается на авторскую позицию (замысел). Допускает в некоторых случаях фактические ошибки, не показывает, как автор раскрывает идею произведения, не приводит доказательств, не использует цитаты из произведения. Учащийся затрудняется объяснить роль данного эпизода в композиции всего произведения.
1
Учащийся затрудняется формулировать тему и идею произведения.
Допускает фактические ошибки, не приводит доказательств.
Учащийся не объясняет роль данного эпизода в композиции всего произведения.
Оценка и сравнительный анализ
Задание 3.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 150-200 слов.
[10]
1. Как тема «маленького» человека раскрывается в произведениях русской литературы?
Сопоставьте два или несколько произведений, в которых раскрывается эта тема. Покажите, каким образом авторы раскрывают идею в своих произведениях.
2. Заслуживают ли “униженные и оскорбленные» немного доброты? (по произведению Ф.М.
Достоевского «Бедные люди»). Покажите, каким образом автор показывает своё отношение к своим персонажам.
3. Сравните отрывок из произведения А. И. Куприна с иллюстрациями к нему.
Охарактеризуйте специфические средства создания образов в литературе и живописи.
Прокомментируйте свою точку зрения. Для подтверждения своей точки зрения используйте цитаты.
(2-3 иллюстрации художников к произведениям по выбору учителя).


18
Желтков в продолжение нескольких секунд ловил ртом воздух, точно задыхаясь, и вдруг покатился, как с обрыва. Говорил он одними челюстями, губы у него были белые и не двигались, как у мертвого.
— Трудно выговорить такую... фразу... что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мне право на это. Я соглашаюсь, что вначале, когда Вера Николаевна была еще барышней, я писал ей глупые письма и даже ждал на них ответа. Я соглашаюсь с тем, что мой последний поступок, именно посылка браслета была еще большей глупостью. Но... вот я вам прямо гляжу в глаза и чувствую, что вы меня поймете. Я знаю, что не в силах разлюбить ее никогда... Скажите, князь... предположим, что вам это неприятно... скажите, — что бы вы сделали для того, чтоб оборвать это чувство?
Выслать меня в другой город, как сказал
Николай Николаевич? Все равно и там так же я буду любить Веру Николаевну, как здесь.
Заключить меня в тюрьму? Но и там я найду способ дать ей знать о моем существовании.
Остается только одно — смерть... Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме.

19
Схема выставления баллов
Балл
Описание
9-10
Отлично раскрывает тему, выделяет наиболее характерные особенности и приёмы создания образов. Предоставляет подробный анализ использованных автором языковых средств и приёмов, комментирует их с использованием цитат. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы.
Строго выдержанная, уместная структура.
Аргументирует собственную позицию.
7-8
Демонстрирует хорошее понимание темы, выделяет основные особенности и приёмы создания образов.
Предоставляет хороший анализ используемых языковых средств и приёмов, комментирует их. Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы. Строго выдержанная, уместная структура. Не всегда приводит цитаты или комментарии. Чётко комментирует собственную позицию.
5-6
Демонстрирует удовлетворительное понимание темы, выделяет особенности и приёмы создания образов, но даёт неполное представление об образах.
Использует литературоведческие термины и приёмы для раскрытия темы.
Прослеживается структура. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Чётко излагает и аргументирует собственную позицию.
3-4
Демонстрирует недостаточное понимание темы, выделяет незначительное количество признаков. Ограниченный анализ используемых языковых средств, приёмов, литературоведческих терминов. Не комментирует приёмы с использованием цитат. Слабо аргументирует собственную позицию.
1-2
Демонстрирует очень незначительное понимание темы. Пытается анализировать некоторые аспекты.


20
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 20 баллов
Тема раздела
Навыки
Общий балл
Понимание и
ответы на
вопросы
Анализ и
интерпретация
Оценка и
сравнительный
анализ
Сатира на общество
5 5
10 20
Типы заданий
МВО- задания с множественным выбором ответов
РО – задания, требующие развернутого ответа. На вопросы этого типа требуется ответить несколькими распространенными предложениями.
Структура суммативного оценивания
Вариант состоит из 3 заданий с множественным выбором ответов и заданий, требующих развёрнутых ответов. Первое из них направлено на выявление уровня знания и понимания текстов и литературоведческого материала, второе требует навыков анализа и интерпретации текста, третье – оценки и сравнительного анализа.

21
Характеристика заданий суммативного оценивания за «3» четверть
Тема
Навыки
Проверяемая цель
Количество
заданий*

задания
*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл* Балл за
раздел
Сатира на
общество
Понимание и ответы на вопросы
Анализ и интерпретация
9.1.1.1 Понимать термины: жанр, сонет, роман, святочный рассказ, лирическое отступление, типизация, психологизм, внутренний монолог, оксюморон, хронотоп, градация, парцелляция, афоризм
9. 1.6.1 Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники
3 1
МВО
РО
5 5
5 9.2.5.1 Характеризовать героев произведения на основе их социальных и межличностных отношений
9.2.6.1 Анализировать художественный мир произведения, оформляя своё представление с помощью различных способов свертывания информации (схемы, таблицы, интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы и пр.)
9.2.7.1
Определять способы выражения авторского отношения к героям и изображаемым событиям
9.2.8.1 Анализировать средства и приемы создания образов, изобразительные средства и фигуры поэтического синтаксиса (эпитеты, сравнения метафоры, олицетворения, риторические фигуры, антитезы, перифразы, аллитерации, ассонансы, аллегории, инверсии, анафоры, градация, парцелляция и др.)
1 2
РО
10 5
5 9.4.2.1
Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов
1 3
РО
25 10 10