Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине Теория государства и права Студента группы 02бЮРв201 Останиной Анастасии Сергеевны (Ф. И. О.) Хабаровск 2021 Задание Теории происхождения г и П.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В Г. ХАБАРОВСКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Теория государства и права»
Студента группы ___02-бЮРв20-1___
__Останиной Анастасии Сергеевны _
(Ф.И.О.)
Хабаровск 2021
Задание 1. Теории происхождения Г и П
Теория происхождения | Хронология, представители | Основная идея (идеи) | Достоинства | Слабые стороны |
Теологическая теория | 1) Аврелий Августин 2) Фома Аквинский 3) Жозеф де Местр | 1) государство – продукт божественной воли; 2) государственная власть вечна и незыблема; 3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, «посредников» между богом и государственной властью; 4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей; 5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему. | 1) поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости; 2) способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. | 1) не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство; 2) не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство; 3) недоказуема, ибо построена на вере; 4) не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли. |
Патриархальная теория | 1) Конфуций 2) Аристотель 3) Р. Филмер 4) Н.К. Михайловский | 1) государство – это результат развития и разрастания семьи; 2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье; 3) власть государя, отца неограниченна; 4) власть «патриарха» имеет божественное происхождение; 5) сопротивление такой власти недопустимо; 6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни; 7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети. | 1) создает ореол святости, уважения государственной власти; 2) утверждает единство народа, «родственность» всех в единой стране. | 1) упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории «отец», «члены семьи» с категориями «государь», «подданные»; 2) не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя. |
Договорная теория | 1) Т. Гоббс 2) Б. Спиноза 3) Г. Гроций 4) Д. Локк 5) Ж.-Ж. Руссо 6) А.Н. Радищев | 1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия; 2) основанием права могут служить только договоры и соглашения; 3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается; 4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое; 5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами; 6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти; 7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу. | 1) способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки; 2) признавала приоритет естественного права над позитивным; 3) была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти; 4) имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания. | 1) дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями; 2) недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономические, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные. |
Органическая теория | 1) Платон 2) Ч. Дарвин 3) Г. Спенсер | 1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы; 2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди; 3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми; 4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба. | 1) исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства; 2) вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм; 3) обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции. | 1) переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности; 2) отрицает революционные переходы от одного качества к другому. |
Психологическая теория | 1) Л. И. Петражицкий 2) 3. Фрейд | 1) врожденная потребность жить вместе; 2) зависимости от власти; 3) деятельность той или иной «сильной» личности; 4) агрессивные и другие импульсы, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства. | Показывает субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность. | 1) считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права; 2) человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль. |
Теория насилия | 1) Е. Дюринг 2) Л. Гумплович 3) К. Каутский | 1) насилие одних членов общества над другими внутри одной социальной общности; 2) насилие одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация); 3) насильственное присвоение материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия). | 1) государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.); 2) многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV). | 1) доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства; 2) никак не объясняет возникновение самого насилия; 3) оправдывает агрессию, войны, расизм; 4) провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное. |
Материалистическая концепция | 1) К. Маркс 2) Ф. Энгельс 3) В.И. Ленин | 1) Мононормы постепенно заменяются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства; 2) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление; 3) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть; 4) право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством. | 1) в связи с тем, что представители данной теории право понимали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправного; 2) показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; 3) обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. | 1) преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб началам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества; 2) жёстко связывали право с материальными факторами, экономическим детерминизмом. |
Патримониальная теория | А. Галлер | государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. | 1) отличается логичностью и опирается на широкие исторические данные; 2) государь дарует землю; 3) частное имущество превращает в достояние; 4) органы управления формируются из приближенных слуг; 5) актуальность. | 1) рассматривается только одно направление создания государства, игнорируя другие факторы; 2) преувеличено значение частной собственности на землю; 3) игнорирование традиций; 4) идеология заключалась в создании сюзеренитета; 5) была сформулирована Галлером на основе эмоций. |
Ирригационная (гидравлическая) теория | Карл Август Виттфогель | сооружение специальных механизмов, которые бы контролировали поступление и распределение воды на определенных территориях. | 1) конкретные исторические факты; 2) организационные и интеллектуальные возможности. | не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства |
Расовая теория | 1) Жозеф Артюр де Гобино 2) Фридрих Ницше | человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие. Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. | 1) признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами; 2) признание разного уровня развития стран; 3) отрицательное отношение к смешению культур; 4) отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе; 5) господство высшей расы должно приносить благо низшим расам; 6) чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует. | 1) отсутствие научного обоснования; 2) использование для расовой дискриминации; 3) нарушение прав человека; 4) развитие фашистской идеологии; 5) политика геноцида. |
Инцестная (половая) теория / теория кровосмешения | Клод Леви-Стросс | запрет близкородственного смешивания (инцеста) стал базовым фактором, который позволил человечеству пойти по пути социального прогресса и образовать такую форму организации политической власти как государство. | 1) исторический факт, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака. | 1) не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом; 2) вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным |
Спортивная теория | Хосе Ортега-и-Гассет | государство образовалось, благодаря концентрации членов первобытного общества на собственной физической силе. | 1) действительное значение физической силы; 2) историческая обусловленность; 3) объяснено возникновение социальных институтов; 4) сакральное значение Олимпийских игр; 5) вожди являлись хранителями социальных норм. | 1) не учитывает материальное производство; 2) не учитывает экономики; 3) не покрывает всей мировой географии; 4) не учитывает определённых факторов; 5) не приводит к объединению. |
Диффузионная теория | Фриц Гребнер | движущей силой развития цивилизованных способов управления в социуме является передача опыта эффективного социального взаимодействия от одного народа другому. Главный механизм – подражание. | 1) централизованная власть – высший этап развития общества; 2) логичное видение процесса становления новой формы правления, обратив внимание на взаимодействие разных народов; 3) становление государственности обусловлено, естественным стремлением народа сделать свою жизнь лучше; 4) вдумчивый подход к инноватике; 5) принцип историзма; 6) не критикует народы, которые позже пришли к цивилизации, не принижает их, не считает их менее развитыми; 7) концепция учитывает природные, климатические и социальные факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую и политическую жизнь общества. | 1) не говорит о том, как зародилась государственность, где и почему образовался ее первоисточник; 2) концепция не поясняет, почему в некоторых обществах данная рациональная форма организации общественной жизни не прижилась; 3) автор говорит о том, что люди перенимали опыт соседних поселений, однако не уточняется, каким образом это происходило; 4) не раскрывает глубинных причин возникновения государственности; 5) автор концепции не говорит о предпосылках возникновения государства. |
Экономическая теория | 1) Платон 2) Анри Сен-Симон | происхождение государства изменениями в экономической сфере. Иными словами, государство есть закономерный результат общественного прогресса. Платон первым предложил объяснение возникновения государства, появлением разделения труда. | 1) подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами; 2) логична. | значимы были не только экономические факторы, но и политические. Со временем начинают приобретать особую важность и идеологические (религиозные) факторы, и, наконец, психологические. Эти факторы наряду с экономическими оказали прямое воздействие на процесс образования государства. |
Классовая теория | 1) Карл Маркс 2) Фридрих Энгельс | государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством. | 1) материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности; 2) происходит дифференциация людей по имущественному признаку. | 1) на образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы. Не только экономические; 2) государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории; 3) процесс возникновения государства происходил не по одной схеме, что в дальнейшем предпочли об этом «забыть». |
Теория специализации | Татьяна Васильевна Кашанина | закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира. При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться. Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом. | универсальна | ни одна из теорий не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов |
Тема 2. Задание 2.
Вопросы для сравнения | Первобытное общество | Государство |
| 1) распространялась в основном на племя; 2) была основана на авторитете; 3) принадлежала как правило, старейшим представителям племени, объединенного родственными узами; 4) добровольно признавались племенем; 5) регулировалась нормами морали, обычаями. | 1) распространялась не только на коллектив родственников, а прежде всего на территорию; 2) принадлежала сильнейшим и наиболее экономически состоятельным; 3) регулировалась правом; 4) опиралась на принудительную силу государства. |
| основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. | распространяется только на тех, кто находится на его территории. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду. |
| На ранних стадиях первобытно - общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права. Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе: 1) миф, эпос, сказание, предание - художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. 2) обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Обычай являлся основной формой существования социальных норм родовой организации. Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. Они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми. Обычаи регламентировали все сферы деятельности. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами. 3) ритуал - совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер; 4) религиозный обряд - совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами. | |
Объясните, почему первобытные правила поведения ученые называют мононормами.
Потому что не было различия между нормами этикета, морали и закона. Это и есть мононормы.
Объясните, почему в доклассовом обществе отсутствовало государство.
__________В доклассовом обществе не существовало разделение труда на классы, не могла произойти классовая борьба и отсюда не могло образоваться государство._____________________________________________________
Известный китайский мыслитель древности Лао Цзы писал:
«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ не замечает их существования.
Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан и хвалит их.
Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их,
а там, где еще меньшие, народ их презирает».
Вставьте вместе пропусков в правильной последовательности следующие варианты окончания этих четырех словосочетаний:
А) их презирает; Б) не замечает их существования;
В) бывает привязан и хвалит их; Г) боится их.
Тема 3. Задание 1.
Объясните термины:
Государство – это организация общества, обеспечивающая единство и целостность на определенной государственной территории, а так же гарантирует права и свободу гражданам.______________________________
Публичная власть - это власть, формально выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.____
Бюрократия - это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.________________________________________
Суверенитет - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.__________________________________________
Закончите фразы:
А) Суверенитет государства характеризуется двумя сторонами независимость от внешних и верховенство во внутренних делах.
Б) Ограничение суверенитета государства может быть принудительным и добровольным, формальным и содержательным.
В) Монополия государства на правотворчество подразумевает осуществление функций государства путем издания нормативных актов.
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Приведите исторические примеры добровольного отказа государства от своего суверенитета? Чем объяснялись действия государства?
Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» , в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена.
Заполните схему:
Общественная
Государство - это
организация общества
Политическая
Экономическая