Файл: Рабочая тетрадь по дисциплине Теория государства и права Студента группы 02бЮРв201 Останиной Анастасии Сергеевны (Ф. И. О.) Хабаровск 2021 Задание Теории происхождения г и П.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)» В Г. ХАБАРОВСКЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Теория государства и права»

Студента группы ___02-бЮРв20-1___

__Останиной Анастасии Сергеевны _

(Ф.И.О.)

Хабаровск 2021

Задание 1. Теории происхождения Г и П

Теория происхождения

Хронология, представители

Основная идея (идеи)

Достоинства

Слабые стороны

Теологическая теория



1) Аврелий Августин

2) Фома Аквинский

3) Жозеф де Местр

1) государство – продукт божественной воли;

2) государственная власть вечна и незыблема;

3) государственная власть зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей, «посредников» между богом и государственной властью;

4) социально-экономическое неравенство предопределено тоже божественной волей;

5) необходимость смирения и неоказание сопротивления государственной власти, главе государства, продолжателю на земле власти бога, непослушание власти – это непослушание всевышнему.

1) поднимает престиж государства, наделяя его и правителей ореолом святости;

2) способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.

1) не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство;

2) не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшить государственное устройство;

3) недоказуема, ибо построена на вере;

4) не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли.


Патриархальная теория



1) Конфуций

2) Аристотель

3) Р. Филмер

4) Н.К. Михайловский

1) государство – это результат развития и разрастания семьи;

2) власть государства, государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье;

3) власть государя, отца неограниченна;

4) власть «патриарха» имеет божественное происхождение;

5) сопротивление такой власти недопустимо;

6) лишь отеческая забота царя (короля и т. п.) способна обеспечить необходимые для человека условия жизни;

7) глава государства (патриарх/монарх) не выбирается, не назнача­ется и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

1) создает ореол святости, уважения государственной власти;

2) утверждает единство народа, «родственность» всех в единой стране.

1) упрощает процесс происхождения государства, по сути дела ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории «отец», «члены семьи» с категориями «государь», «подданные»;

2) не учитывает того, что семья (как социальный институт), по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Договорная теория



1) Т. Гоббс

2) Б. Спиноза

3) Г. Гроций

4) Д. Локк

5) Ж.-Ж. Рус­со

6) А.Н. Радищев

1) каждый человек рожден свободным и сам себе хозяин, никто не в состоянии подчинить человека без его согласия;

2) основанием права могут служить только договоры и соглашения;

3) основой любой законной власти среди людей могут быть лишь соглашения; при этом божественное происхождение власти отвергается;

4) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;

5) народ передает власть государству. Такое соглашение дает государству неограниченную власть над всеми его членами;

6) во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;

7) народ имеет право не только изменять форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.

1) способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных Штатов Америки;

2) признавала приоритет естественного права над позитивным;

3) была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти;

4) имеет глубоко демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти неугодного правителя, вплоть до восстания.

1) дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;

2) недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего социально-экономи­ческие, военно-политические и пр.), и преувеличивает субъективные.


Органическая теория



1) Платон

2) Ч. Дарвин

3) Г. Спенсер

1) государство возникает и развивается по законам биологии, так как человек – часть природы;

2) государство возникает одновременно с людьми и существует, пока есть люди;

3) государство – это господство целого над своими составными частями – людьми;

4) граждане государства – клетки организма, и им несвойственна борьба.

1) исходит из обусловленности законов социальной жизни законами естественными. Гибель, исчезновение человека как биологического вида будет означать и гибель общества, государства;

2) вводит в понятие государства системный признак – государство и общество – сложный организм;

3) обосновывает дифференциацию и интеграцию общественной и государственной жизни. Разделение труда ведет к дифференциации общества на классы, слои, а необходимость удовлетворения потребностей и защиты интересов – к интеграции.

1) переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности;

2) отрицает революционные переходы от одного качества к другому.


Психологическая теория


1) Л. И. Петражицкий

2) 3. Фрейд

1) врожденная потребность жить вместе;

2) зависимости от власти;

3) деятельность той или иной «сильной» личности;

4) агрессивные и другие импульсы, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.

Показывает субъективные факторы, которые воздействуют на существование права и государства. Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение и деятельность.

1) считает свойства человеческой психики решающими в образовании государства и права;

2) человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. А они играют главную роль.

Теория насилия



1) Е. Дюринг

2) Л. Гумплович

3) К. Каутский

1) насилие одних членов общества над другими внутри одной социальной общности;

2) насилие одних обществ, государств над другими (завоевание, порабощение, колонизация);

3) насильственное присвоение материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).

1) государство – это организация, применяющая насилие (сбор налогов, правоохранительная деятельность, комплектование вооруженных сил и т. д.);

2) многие государства были созданы путем насилия (преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы в период Ивана III и Ивана IV).

1) доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства;

2) никак не объясняет возникновение самого насилия;

3) оправдывает агрессию, войны, расизм;

4) провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.

Материалистическая концепция



1) К. Маркс

2) Ф. Энгельс

3) В.И. Ленин

1) Мононормы постепенно заменя­ются правилами поведения общего характера, закрепляемыми в письменных нормативных актах, обеспеченных принудительной силой государства;

2) право понимается как возведенная в закон воля господству­ющего класса, т.е. как классовое явление;

3) содержание выраженной в праве классовой воли определяется характером материальных производственных от­ношений, носителями которых выступают классы собственников ос­новных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;

4) право представляет собой социальное явление, в котором клас­совая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.


1) в связи с тем, что представители данной теории право пони­мали как закон (т.е. как формально определенный нормативный акт), они выделяли четкие критерии правомерного и противоправ­ного;

2) показали зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

3) обратили внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

1) преувеличивали роль классовых начал в праве в ущерб нача­лам общечеловеческим, ограничивая жизнь права историческими рамками классового общества;

2) жёстко связывали право с материальными фактора­ми, экономическим детерминизмом.

Патримониальная теория

А. Галлер

государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле.

1) отличается логичностью и опирается на широкие исторические данные;

2) государь дарует землю;

3) частное имущество превращает в достояние;

4) органы управления формируются из приближенных слуг;

5) актуальность.

1) рассматривается только одно направление создания государства, игнорируя другие факторы;

2) преувеличено значение частной собственности на землю;

3) игнорирование традиций;

4) идеология заключалась в создании сюзеренитета;

5) была сформулирована Галлером на основе эмоций.

Ирригационная (гидравлическая) теория

Карл Август Виттфогель

сооружение специальных механизмов, которые бы контролировали поступление и распределение воды на определенных территориях.

1) конкретные исторические факты;

2) организационные и интеллектуальные возможности.

не может претендовать на универсальное объяснение процесса происхождения государства

Расовая теория

1) Жозеф Артюр де Гобино

2) Фридрих Ницше

человеческие расы отнюдь не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях. Их можно разделить на высшие и низшие.

Государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой.

1) признание физиологических, психологических и интеллектуальных различий между народами;

2) признание разного уровня развития стран;

3) отрицательное отношение к смешению культур;

4) отрицание материальных благ как фактора, определяющего принадлежность к высшей расе;

5) господство высшей расы должно приносить благо низшим расам;

6) чистых арийцев, имеющих право на власть, больше не существует.

1) отсутствие научного обоснования;

2) использование для расовой дискриминации;

3) нарушение прав человека;

4) развитие фашистской идеологии;

5) политика геноцида.

Инцестная (половая) теория / теория кровосмешения

Клод Леви-Стросс

запрет близкородственного смешивания (инцеста) стал базовым фактором, который позволил человечеству пойти по пути социального прогресса и образовать такую форму организации политической власти как государство.

1) исторический факт, наличие которого нельзя опровергнуть, а именно того, что общество от эндогамных половых отношений постепенно перешло к экзогамной форме брака.

1) не принимается во внимание момент, что не только в особенностях воспроизводства человека заключен прогресс человечества в целом;

2) вызывает сомнение, что переход общества к запрещению инцеста был сознательным

Спортивная теория


Хосе Ортега-и-Гассет

государство образовалось, благодаря концентрации членов первобытного общества на собственной физической силе.

1) действительное значение физической силы;

2) историческая обусловленность;

3) объяснено возникновение социальных институтов;

4) сакральное значение Олимпийских игр;

5) вожди являлись хранителями социальных норм.

 1)

не учитывает материальное производство;

2) не учитывает экономики;

3) не покрывает всей мировой географии;

4) не учитывает определённых факторов;

5) не приводит к объединению.

Диффузионная теория

Фриц Гребнер

движущей силой развития цивилизованных способов управления в социуме является передача опыта эффективного социального взаимодействия от одного народа другому.

Главный механизм – подражание.

1) централизованная власть – высший этап развития общества;
2) логичное видение процесса становления новой формы правления, обратив внимание на взаимодействие разных народов;

3) становление государственности обусловлено, естественным стремлением народа сделать свою жизнь лучше;

4) вдумчивый подход к инноватике;

5) принцип историзма;

6) не критикует народы, которые позже пришли к цивилизации, не принижает их, не считает их менее развитыми;

7) концепция учитывает природные, климатические и социальные факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую и политическую жизнь общества.

1) не говорит о том, как зародилась государственность, где и почему образовался ее первоисточник;

2) концепция не поясняет, почему в некоторых обществах данная рациональная форма организации общественной жизни не прижилась;

3) автор говорит о том, что люди перенимали опыт соседних поселений, однако не уточняется, каким образом это происходило;

4) не раскрывает глубинных причин возникновения государственности;

5) автор концепции не говорит о предпосылках возникновения государства.

Экономическая теория

1) Платон

2) Анри Сен-Симон

происхождение государства изменениями в экономической сфере. Иными словами, государство есть закономерный результат общественного прогресса.

Платон первым предложил объяснение возникновения государства, появлением разделения труда.

1) подтверждается многими историческими, этнографическими свидетельствами;

2) логична.

значимы были не только экономические факторы, но и политические. Со временем начинают приобретать особую важность и идеологические (религиозные) факторы, и, наконец, психологические.

Эти факторы наряду с экономическими оказали прямое воздействие на процесс образования государства.

Классовая теория

1) Карл Маркс

2) Фридрих Энгельс

государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.

1) материальные условия жизни общества играют в жизни людей очень важную роль и что изменение форм трудовой деятельности;

2) происходит дифференциация людей по имущественному признаку.

1) на образование государственности оказали воздействие также политические, военные, идеологические (религиозные) и психологические факторы. Не только экономические;

2) государство защищало не только интересы имущего класса, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории;

3) процесс возникновения государства происходил не по одной схеме, что в дальнейшем предпочли об этом «забыть».

Теория специализации

Татьяна Васильевна Кашанина

закон специализации – это всеобщий закон развития окружающего мира.

При переходе к производящей экономике, со временем производственный труд стал специализироваться. Это дало мощный толчок развитию, как самого производства, так и общества в целом.

универсальна

ни одна из теорий не может претендовать на универсальность, т.к. в мире существовало и существует множество государств, в возникновении каждого из них в отдельности сыграло свою роль множество факторов


Тема 2. Задание 2.

Вопросы для сравнения

Первобытное общество

Государство

  1. Принцип организации власти



1) распространялась в основном на племя;

2) была основана на авторитете;

3) принадлежала как правило, старейшим представителям племени, объединенного родственными узами;

4) добровольно признавались племенем;

5) регулировалась нормами морали, обычаями.

1) распространялась не только на коллектив родственников, а прежде всего на территорию;

2) принадлежала сильнейшим и наиболее экономически состоятельным;

3) регулировалась правом;

4) опиралась на принудительную силу государства.

  1. Принадлежность власти




основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода.

распространяется только на тех, кто находится на его территории. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду.

  1. Регламентация поведения членов общества



На ранних стадиях первобытно - общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф, эпос, сказание, предание - художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении.

2) обычай - это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения. Обычай являлся основной формой существования социальных норм родовой организации. Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. Они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми. Обычаи регламентировали все сферы деятельности. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами.

3) ритуал - совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд - совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.





Объясните, почему первобытные правила поведения ученые называют мононормами.

Потому что не было различия между нормами этикета, морали и закона. Это и есть мононормы.

Объясните, почему в доклассовом обществе отсутствовало государство.

__________В доклассовом обществе не существовало разделение труда на классы, не могла произойти классовая борьба и отсюда не могло образоваться государство._____________________________________________________

Известный китайский мыслитель древности Лао Цзы писал:

«Там, где великие мудрецы имеют власть, народ не замечает их существования.

Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан и хвалит их.

Там, где властвуют еще меньшие мудрецы, народ боится их,

а там, где еще меньшие, народ их презирает».

Вставьте вместе пропусков в правильной последовательности следующие варианты окончания этих четырех словосочетаний:

А) их презирает; Б) не замечает их существования;

В) бывает привязан и хвалит их; Г) боится их.

Тема 3. Задание 1.

Объясните термины:

Государствоэто организация общества, обеспечивающая единство и целостность на определенной государственной территории, а так же гарантирует права и свободу гражданам.______________________________

Публичная власть - это власть, формально выделенная из общества и не совпадающая с населением страны.____

Бюрократия - это система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.________________________________________

Суверенитет - верховенство и независимость государственной власти, проявляющиеся в соответствующих формах во внутренней и внешнеполитической деятельности государства.__________________________________________
Закончите фразы:

А) Суверенитет государства характеризуется двумя сторонами независимость от внешних и верховенство во внутренних делах.

Б) Ограничение суверенитета государства может быть принудительным и добровольным, формальным и содержательным.

В) Монополия государства на правотворчество подразумевает осуществление функций государства путем издания нормативных актов.


__________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________
Приведите исторические примеры добровольного отказа государства от своего суверенитета? Чем объяснялись действия государства?

Согласно древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет» , в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена.
Заполните схему:

Общественная




Государство - это


организация общества

Политическая







Экономическая