Файл: Одним из наиболее ярких примеров развития данной сферы стала борьба с бедностью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Введение
 Мир динамичен, он не стоит на месте, появляются новые технические изобретения, совершенствуются все сферы общественной жизни, в том числе и сфера государственной социальной помощи населению.

Одним из наиболее ярких примеров развития данной сферы стала борьба с бедностью.

К началу XXI века за чертой бедности проживало примерно 30% населения России. Около 10% населения не имело необходимых средств для потребления базовых продуктов питания.

Бедность не является национальным феноменом России. Борьба с бедностью - одно из важнейших направлений деятельности международных организаций. Так, 1996 год был объявлен ООН Международным годом борьбы с бедностью. А начиная с 1997 года, ООН провозгласила Первое десятилетие борьбы с бедностью. Международная Организация Труда постоянно ведет работу по измерению и мониторингу бедности, разрабатывает рекомендации по ее преодолению. Изучением бедности занимаются и региональные международные организации, в частности, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Совет Европы и др.

В качестве основного средства социальной защиты населения от бедности является государственная социальная помощь как обособленное, внутренне организованное образование государственной системы социального обеспечения.

Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время в современной России очень остро встаёт проблема поддержания достойной жизни населения. Государство оказывает финансовую поддержку незащищённых слоёв населения в форме выплат, пособий и субсидий. Есть граждане, нуждающиеся в помощи, а есть наоборот живущие в достатке, даже с избытком. Чтобы население страны было в среднем на одном уровне, необходимо помогать малоимущим и бедным гражданам. Для этого оказывается специальная поддержка, которой и является государственная социальная помощь.

Объектом работы является общественные отношения, возникающие между ветеранами и организациями, предоставляющими социальную поддержку.

Предметом исследования выступают нормы законодательства, связанные с реализацией ветеранами своего права на социальное обеспечение.

Цель данной курсовой работы состоит в изучении существующей системы социальной поддержки малоимущих слоев населения, отдельных категорий граждан, ее основных механизмов и направлений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. изучить понятие государственной социальной помощи и ее значение в современной России;

  2. рассмотреть виды государственной социальной помощи;

  3. проанализировать нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения в Российской Федерации;

  4. определить порядок и условия предоставления государственной социальной помощи в России;

  5. сравнить размер государственной социальной помощи населения в России в зависимости от категории получателя;

  6. сформулировать основные проблемы в системе государственной социальной помощи в Российской Федерации, а также пути решения по ее реформированию.

Практическая значимость курсового исследования заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач в системе государственной социальной помощи. Наиболее эффективные практики могут войти как в стратегические программы развития территорий России, так и в конкретные положения, рекомендации и другие документы.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

Первая глава посвящена общей характеристики государственной социальной помощи и ее значение в России, в ней дается определение понятию «государственная социальная помощь», определены виды государственной социальной помощи, а также правовое регулирование социального обслуживания населения.

Во второй главе проведен теоретико-правовой анализ процедуры предоставления государственной социальной помощи населению и ее размер в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством.

В третьей главе рассматриваются проблемы и пути решения в системе предоставления государственной социальной помощи в России.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы, стали законы и работы таких авторов как Братыгин С.К. «Право социального обеспечения. Учебное пособие», Шайхатдинов В.Ш. «Право социального обеспечения в Российской Федерации» и других авторов. В рукописных трудах данных авторов подробно рассмотрена изучаемая тема.


1 Общая характеристика государственной социальной помощи и ее значение в Российской Федерации


    1. Понятие и значение государственной социальной помощи


В 90-х годах XX века в связи с формированием экономики рыночного типа в Российской Федерации возникла необходимость упорядочения социально-экономических отношений путем принятия соответствующего законодательства. Появилось большое количество новых для российской юридической науки понятий, нуждающихся в глубоком теоретическом анализе, в том числе и в области социального обеспечения. Одним из них является понятие «государственная социальная помощь».



В широком смысле под государственной социальной помощью понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которым необходима помощь. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022) (далее – федеральный закон), в узком смысле, под государственной социальной помощью понимают определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Данное определение закреплено в статье

Определение государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации настоящего Федерального закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

По мнению Шайхатдинова В.Ш., для современного российского общества наиболее понятным и применимым является понятие «материальное положение», так как:

а) устоявшийся и привычный для населения;

б) позволяет учитывать не только материальные (денежные) доходы, но и натуральные поступления в собственный бюджет;

в) оценивать общее благосостояние семьи [21, 54].

Под материальным положением имеются ввиду:

- денежные доходы;

- натуральное поступление от сада, огорода;

- необходимая помощь других членов семьи, родственников, друзей и др.

Главной чертой предоставления органами социальной защиты населения государственной помощи в соответствии с российским законодательством является её выражение в виде материальных (денежных) выплат; натуральной помощи (одежда, топливо и др.); предоставления ряда государственных льгот (акции, скидки, путевки и т.п.).

Материальные (денежные) выплаты предоставляются населению в форме социальных пособий, субсидий и компенсаций (ст. 1 настоящего Федерального закона).

Как указывает Долотин Б., действующее законодательство даёт органам исполнительной государственной власти широкие полномочия, а именно оказывать государственную помощь как в виде денежных выплат, так и в натуральной форме [12, 24].

Данное положение позволяет утверждать, что при недостатке денежных средств местные органы власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и др.

1.2 Нормативно-правовое регулирование социального обслуживания населения в Российской Федерации
В отличии от зарубежных стран, Современная Россия всегда держала иной демократичный и правовой путь и всегда стремилась поддерживать социальные ценности государства. Данная политика сохранилась и сейчас [13, 6].

Изменение социально-экономического строя не привело к образованию «среднего слоя» собственников, неупорядоченная приватизация превратила бывшие государственные монополии в корпоративные, которые сдерживают развитие конкуренции и фактически диктуют ценообразование [6, 128].

Для нормативно-правового регулирования данных изменений законодателем была предпринята попытка реформирования законодательства. Так, в систему нормативно-правовых актов вошли следующие законы:

  1. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 08.03.2022);

  2. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 06.10.2021);

  3. Иные федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» законодатель закрепил основные понятия сферы социального обеспечения населения, а также источники, виды помощи и ее размер предоставления в зависимости от конкретно возникшей ситуации в жизни человека. Учитывая особенности назначения государственной социальной помощи, закон регулирует и основания прекращений такой помощи [14, 28].

Следующим нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы оказания государственной социальной помощи, является Федеральный законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 06.10.2021).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Для понимания системы предоставления государственной социальной помощи, а также исключения случаев ошибок при назначении одной из мер социальной поддержки населения законодатель рекомендует обращать внимание на среднемесячный доход населения в соответствии с федеральным законом «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» от 05.04.2003 № 44-ФЗ.


Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также, закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход необходимый расчётный период [15, 113]. Настоящие рекомендации направлены для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в данные органы за необходимой государственной социальной помощью.

Предоставление государственной социальной помощи регулируется законодательством субъектов Российской Федерации.
1.3 Виды государственной социальной поддержки населению
До принятия в Российской Федерации специального локального Федерального закона, регулирующего порядок предоставления государственной социальной помощи, одним из первых нормативно-правовых актов, включающих в себя основные положения, условия, а также порядок оказание населению социальной поддержки является Положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов (далее – Положение), утверждённое Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1992 года №121 (ред. от 24.05.1995).

Направления расходования средств республиканского и территориальных фондов и сейчас активно применяются при формировании и направлении в Государственную думы Федерального Собрания Российской Федерации как законодательных инициатив, отзывов на федеральные законы, так и при написании научных статей, посвященным проблемам предоставления государственной социальной помощи населению в России [7, 129].

В настоящее время сфера оказания государственной социальной помощи населению значительно минимизированы законодателем в целях конкретизации положений Федерального закона.

По мнению Вощепко Н.В., нормативно-правовые нормы нынешнего российского законодательства наиболее практико-ориентированы на население современной России [8, 24].

Законодатель предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего настоящий Федеральный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена (см. Приложение А).