Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Социально-педагогические взгляды Дж. Локка.



Д. Локк английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали с эпохой Английской революции XVII в.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретической основой для выдвижения Д. Локком положения о том, что результаты сенсорного чувственного восприятия формируют опыт и привычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит все развитие человека.

Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения – «незаполненный чистый лист», неизбежно нарушается в силу существующего неравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания и сопутствующих им внешних обстоятельств. Все это, по Д. Локку, приводит к тому, что люди добиваются разных успехов. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людей становится как бы естественным явлением.

Концепция воспитания и образования детально изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая дань традициям светского воспитания – обучению танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, так как это необходимо «для деловых занятий в реальном мире».

Он выступил как подлинный реформатор, выдвинув на первый план развернутую программу реального образования, включавшую изучение естественнонаучных дисциплин, наряду с которыми предлагалось изучение истории, права, этики, а также стенографии и бухгалтерии. Для совершенствования разума Д. Локк считал также необходимым определить круг самостоятельно изучаемой литературы.

Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали.

В общем, цель и задачи воспитания человека Д. Локк трактовал в широком социальном и философском контексте взаимодействия личности и общества, выдвигая на первое место становление гражданина, формирование характера, нравственных качеств человека, способного реализовать высокие идеалы. Таким образом, во взаимодействии личности и общества приоритетное значение, по Д. Локку, принадлежало индивидуальному началу, которое, однако, должно быть связано с общественными интересами.


Д. Локк полагал, что физический труд – различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ – снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, дает жизненную закалку.

Развивая во многом педагогические идеи Я.А. Коменского, Д. Локк рассматривал гуманное отношение к ребенку как принцип, определяющий выбор педагогических средств. Догматизм обучения и подавление личности воспитанника им решительно отвергались: ребенок – существо, обладающее самоценностью и потому требующее к себе уважения. Содержание и все средства воспитания и обучения должны соответствовать его возрастным и индивидуальным особенностям. Д. Локк подчеркивал, что едва ли можно найти двух детей, в воспитании которых можно было бы использовать совершенно одинаковые методы и приемы.

Д. Локк рекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровыми приемами, применять наглядность, практически закреплять приобретенные знания и умения и т.д.

Задумываясь над вопросом о пределах возможностей воспитания, он полагал в то же время, что учет природной конституции ребенка и специфики индивидуальных способностей позволит воспитателю максимально расширить границы развивающего обучения.

Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Телесные наказания им, по традиции, не исключались, но признавались наименее пригодной из всех мыслимых мерой, способной породить лишь «душевную пришибленность» ребенка. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих «могущественных стимулов души», и попытался выявить механизм, управляющий ими.

4.Свободное воспитание по Ж.-Ж.Руссо.


Жан-Жак Руссо (1712-1778) – выдающийся мыслитель и педагог XVIII столетия. Не получивший систематического образования, благодаря труду и постоянному самообразованию, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени, относясь к той плеяде просветителей, которая идейно подготовила французскую революцию конца XVIII века.

Ж.-Ж. Руссо внес вклад в самые разные отрасли человеческого знания: писал о театре, музыке, политике. Взгляды Ж.Ж. Руссо на цели, задачи, методы воспитания сыграли большую роль в развитии педагогики конца XVIII — начала XIX вв. Уже во второй половине XVIII в. его имя стало известно в России, и интерес к его идеям в России никогда не увядал. Так, Л. Н. Толстой в конце жизни признавал, что находился под сильным впечатлением Ж.-Ж. Руссо.



Ученый осуждал многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных особенностей детей, ни потребностей жизни.

Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, в которой он исходил из того, что первой стадией человечества было «состояние естественное», когда люди жили свободно и в согласии с природой. Рост потребностей заставил их объединиться и заключить общественный договор, положивший начало возникновению частной собственности, законов, имущественного неравенства, угнетения и пороков. Отступив от своего естественного состояния, люди оказались подвержены нездоровым страстям, таким, как алчность, честолюбие, стяжательство. Чем дальше развивается человеческая цивилизация, тем стремительнее человек уходил от своего естественного состояния. Ж.-Ж. Руссо был убежден, что, люди смогли бы воссоздать подобие естественного порядка, если бы установили равноправие, отказались от роскоши, поселились бы на природе. По мнению Ж.-Ж. Руссо, изменить общественный уклад можно либо путем революции, либо через просвещение. Отсюда его убежденность в том, что воспитание является опорой любой формы правления: от правильного воспитания зависит благополучие государства и отдельного индивида.

По утверждению Ж.-Ж. Руссо, на воспитание человека воздействуют три силы: природа, вещи (в широком понимании среда) и люди. Природа наделяет индивида способностями. Окружающий мир влияет на сознание через ощущения и опыт. Люди помогают или препятствуют раскрытию природных задатков ребенка.

Природа ребенка, по мнению Ж.-Ж. Руссо, идеальна, прекрасна. Он рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Окружающая же среда несправедлива, уродлива, противоречива. Столкновение идеальной природы и уродливых вещей оказывает отрицательное влияние на ребенка, следовательно, его надо изолировать. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считал природу, а вещи и люди лишь создают возможности для воспитания.

Ж.-Ж. Руссо критиковал существовавшую систему воспитания, считая, что она не содействует развитию детей, а оказывает на него негативное влияние. Вместо традиционной системы воспитания он предложил альтернативу: воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, культуры с ее искусственностью. Он утверждал, что воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер. Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки его Я. А. Коменским. Он полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.


Основываясь на принципе природосообразности, Ж.-Ж. Руссо утверждал, что воспитание раскрывает внутренние, природные силы детей, поэтому ничего нельзя вносить извне, надо помогать им раскрывать внутренние качества. Главным воспитателем является природа, а человек - воспитатель создает для этого условия. Воспитатель косвенно влияет на воспитание, воздействует через создание условий, не прибегая к насилию, главная его функция — так руководить интересами ребенка, чтобы тот этого не замечал. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать.

Таким образом, признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Естественное воспитание – это свободное воспитание. Оно должно было осуществляться на основе предложенной Ж.-Ж. Руссо возрастной периодизации - четырех возрастных периодов в жизни ребенка.

Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период поведением ребенка движут инстинкты, он зависит от окружающих людей, ему необходимы их помощь и забота. Преимущественное внимание в этот период он считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка. При этом утверждал, что главное в младенчестве – это свобода. Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Дайте свободу ре-

бенку, никакого режима, никаких привычек, так как привычка — это тоже насилие.

Второй период – от 2 до 12 лет. Ж.-Ж. Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, он предлагал главным образом развивать его внешние чувства. В этом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, он физически крепок, относительно самостоятелен и в состоянии осмысленно познавать окружающий его мир. Желательно, чтобы воспитаннику не преподносились знания, а он сам учился их добывать. Воспитателю важно обеспечить, чтобы воспитанник мог собрать как можно больше сведений путем наблюдения за природой и из своего личного опыта.

Третий период – от 12 до 15 лет. Основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию. Это, по мнению Ж.-Ж. Руссо, лучшее время для обучения, так как у воспитанника появляется излишек сил, которые следует направить на приобретение ими знаний.


Ж.-Ж. Руссо предлагал коренным образом перестроить содержание и методику обучения на основе развития самодеятельности и активности детей. Он не признавал программ, классно-урочной системы. Ребенок должен был приобретать знания по географии, знакомясь с окрестностями той деревни, в которой он живет: изучать астрономию, наблюдая звездное небо, восход и заход солнца; овладевать физикой, ставя опыты. Он отвергал учебники и всегда ставил воспитанника в положение исследователя, который открывает научные истины: «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науки, а выдумывает их. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать; он станет лишь игрушкою чужого мнения».

Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж.-Ж. Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши. Он выдвигал три основные задачи нравственного воспитания: выработку добрых чувств, добрых суждений и доброй воли. Средствами воспитания, по его мнению, служат не нравоучения, а непосредственное соприкосновение с человече- ским горем и несчастьем, и хорошие примеры.

Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли. Он призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.

Очень важными были требования педагога придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.

Вместе с тем не все высказывания Ж.-Ж. Руссо мы можем признать правильными:

- требование индивидуального «свободного» воспитания, отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных;

- противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества, недооценка систематических знаний.

5.Факторы формирования человека по К.Гельвецию, Д.Дидро.

Свои взгляды философа материалиста Клод Адриан Гельвеций изложил в книгах «Об уме», «О человеке».

Во взглядах К.А. Гельвеция можно выделить четыре основных идеи: врожденное равенство всех людей; личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание как направляющая сила в развитии интересов; политическая система как определяющее начало воспитания