Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй этап - (70-80-е гг) - обозначен как усиление внимания исследователей к проблемам социальной педагогики. Это был качественно новый этап. Стала быстро расти сеть разнообразных комплексов: образовательных, физкультурно - оздоровитель ных, внешкольных. Изменились функции школы: она стала не только координирующим центром микрорайона, но и педагогическим, т.е. осуществляла более интенсивный процесс педагогизации среды. Их опыт обогащал практику социального воспитания.

Этот этап характеризуется первыми попытками научно-методического анализа практики социального воспитания.

Третий этап (конец 80-х гг) - это этап дальнейшего углубления содержания социального воспитания, развитие его форм, совершенствование методик, появление новых технологий. Этотпериод характеризуется переходом от отдельных очагов передового опыта социального воспитания к государственному уровню решения проблемы и создания целостной системы социальных служб на основе научного анализа накопленного отечественного опыта и изучения мировой теории и практики социального воспитания.


  1. Социально-педагогическое значение взглядов и деятельности В.А.Сухомлинского, педагогов-новаторов.


Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) В.А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:

на принципах гуманизма, 

на признании личности ребёнка высшей ценностью,

На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:

важность формирования мировоззрения учащихся;

важная роль в обучении отводилась слову учителя,


художественный стиль изложения,

сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В книге "100 советов учителю": ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.

  Основные принципы его учения о воспитании: 1) Неповторимость каждого ребенка.

2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей

3) Неравество умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание - это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)

4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, - пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, - если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок." 


5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.

6) Каждый ученик - личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется   значимым. Почтенное отношение к человеческомудостоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости.

Конечная цель такого подхода - "творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера".

7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо.  =>

8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей".

9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.

10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.

11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.

12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.

13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)

14) Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.


   По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла­гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа­гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна­ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен­ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго­гику. Учитель - это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости тру­женика. Это значит, что ребенок должен видеть, пережи­вать свои успехи в учении.

Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для дру­гого. Задание педагога - не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит на­учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится свето­чем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.


Литература:

1.Ромм, Т. А. История социальной педагогики : учебник для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/453223 (дата обращения: 21.03.2020).

2.Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05924-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/454305 (дата обращения: 21.03.2020).