Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дистервег намечает программу социальных реформ, которые должны устранить крайнюю бедность трудового народа. Имущественное неравенство он рассматривал как неизбежное зло и понимал, что разрешить эти вопросы «самостоятельно» он не в силах. В числе предложений он выдвигал идею создания рабочих профсоюзов, которые объединили бы «всех граждан до последнего поденщика и осуществляли бы материальную и культурную взаимопомощь среди своих членов». Из этого очевидно, что в число функций этих союзов он включал и социально-педагогическую.

Стремился улучшить положение трудящихся в рамках существующего строя, говорил о мирном преобразовании существующих общественных отношений. Большую роль он отводил воспитанию и просвещению. Так, например, он требовал, чтобы дети от 6 до 14 лет учились в государственной народной школе, чтобы для работающих подростков и юношей была бы организована широкая сеть дополнительных школ. Ни один ребенок «в указанном возрасте... не должен работать на фабрике или за прялкой». Народная школа должна быть единой национальной, дающей воспитание и образование независимо от сословной принадлежности, материального состояния и религиозных верований родителей.

8.Пауль Наторп – один из основоположников социальной педагогики.

Одним из  её основоположников является Пауль Наторп (1854-1924), немецкий философ и педагог. С 1885 г. и до конца своей жизни он был профессором Марбургского университета, занимался исследованием и интерпретацией философских и педагогических воззрений Платона и И. Г. Песталоцци.  Ещё в первые десятилетия XX в. в работах «Социальная педагогика», «Культура народа и культура личности» он систематизировал понятия и категории социальной педагогики, а в качестве предмета новой науки выделил социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Концепция этического социализма Наторпа – результат развития его обществоведческих взглядов, выразившихся в разработке основ социальной педагогики.

Он писал: «Понятие социальной педагогики выражает принципиальное признание того факта, что воспитание индивидуума во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами, точно так же, как, с другой стороны, придание человеческого уклона социальной жизни коренным образом зависит от соответствующего такому уклону воспитания индивидуумов, которые должны в этой жизни участвовать».


По мнению Пауля Наторпа, социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Такое понимание в полной мере соответствовало социальному заказу новейшего времени и позволяло рассматривать социальную педагогику как отрасль знания о воспитании человека на протяжении всего жизненного пути.

Главной идеей социальной педагогики Наторпа является идеал неограниченного господства духа, направленного на пробуждение в человеке сознания внутренней свободы. Пауль Наторп стремился создать целостную систему воспитания, целью которой была бы гармония индивидуального и социального начал в человеке. «Человеческое общество означает общность всех существенных черт бытия: общность познания, хотения, даже художественного восприятия: общность всей совокупности жизненного труда и всего мировоззрения, следовательно, и образования». Любой человек вырастает не в одиночестве, путь формирования его личности не происходит без общества. Каждый человек воспитывается в обществе, и именно общность с людьми не даёт ему опуститься до ступени животного. Человек, проходя определённый этап воспитания, совершенствуется, следовательно, совершенствуется и общество, в котором он живёт, так как общность с другими и воспитание тесно связаны между собой.

«Представление об окружающем чувственном мире – это общее достояние в самом полном смысле слова; оно – общее достояние не только в том смысле, что у всех оно, в общем, складывается одинаково, но и потому, что оно не могло бы сложиться ни у одного человека без сотрудничества других». По мнению Пауля Наторпа, человек может познавать окружающий мир посредством наблюдения и взаимодействия с другими людьми. Вследствие познания у человека отчётливо формируются личностные качества, его сознание и самосознание в целом.

«Нет понимания самого себя, если нет основы понимания других; нет выступления против самого себя и суждения о самом себе, если нет многократного опыта о том, как сознание выступает против сознания, как один судит о другом». Человек не может считать себя личностью, если не познаёт личность другого. Следовательно, он не сможет относиться к себе как к личности, если ему не будет противостоять другая личность.


«Сознательно подниматься на высоту этой общности духовного содержания – значит расширять своё «я» и придавать ему наивысшую доступную для человека ценность». Пауль Наторп затрагивает термин сознание, связанное с общностью, воспитанием и образованием; ведь сознание формируется в процессе общественной жизни, это высшая форма психического отражения действительности в виде обобщённой и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Мышление и образ мыслей другого человека оказывают влияние на собственное сознание и формируют собственную личность.

Таким образом, мы видим, что Пауль Наторп значительно развил идеи своих предшественников о личности и обществе и заложил их в основу новой науки под названием Социальная педагогика.

9.Понятие социальной педагогики, семейное и общественное воспитание по П.Наторпу.

Еще в трудах Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо, Р.Оуэна, Ш.Фурье, И.Г.Песталоцци, Т.Кампанеллы, А.Дистервега содержатся положения о социальной природе воспитания, об оптимальных условиях взаимодействия подрастающего ребенка и социума, о специальном педагогическом влиянии на социальную среду, о культуросообразности воспитания.

Но к началу XX века социальным проблемам воспитания становится тесно в рамках традиционной педагогики. Они начинают обсуждаться и исследоваться в различных направлениях наук о человеке. Прав был В.И.Вернадский, говоря о том, что проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания.

Термин “социальная педагогика” ввел в научный оборот Наторп в своем произведении «Социальная педагогика». Первые две части этой книги представляют собой философские рассуждения с неокантианских позиций и характеризуют мировоззренческую позицию автора, исходя из которой он обосновывает социальную педагогику. По сути дела, первые две части сочинения — это система этики, которую можно рассматривать одновременно и как социальную философию, поскольку Наторп касается таких проблем, как законы социального развития, взаимоотношения техники, хозяйства и права, общественного идеала и другое.

В третьей части П. Наторп в общих чертах изложил теорию домашнего воспитания, теорию школы и теорию «свободного самовоспитания».


К концу XIX века понятие «социальная педагогика» постепенно распространялось и дискутировалось, однако в ранней фазе понятие “социальная педагогика” оставалось тесно связанным с внутрипедагогическими дискуссиями, семантически меняющимся между пониманием социальной педагогики как социального воспитания человека и воспитания большей индивидуальной свободы и пониманием социальной педагогики как фокуса общественной интеграции, как ответ на социальные вопросы, решаемые с помощью воспитания.

Необходимо отметить, что слово “социальный” может употребляться в различных значениях: нейтрально относительно понятия “общество” (социальный лексикон, социальная структура); или оценочно относительно правовой формы общества (социальное государство, социальное учение); указывать на состояние, связанное тем или иным образом с любовью к ближнему или дальнему (социальное сознание, социальная ответственность). Последнее значение социального, понимаемого как этическая основа поведения, относится к разряду языковых особенностей немецкого языка и является в этом специфическом смысле не переводимым.

Разные оттенки понятия “социальный” вошли в совокупности в слово “социальная педагогика” и используются различным образом в повседневном научно-публицистическом и научном языке в течение последних десятилетий для того, чтобы различать особенности социальной педагогики по отношению к общей педагогике. Но под этим могут пониматься различные точки зрения:

- нейтральное отношение к выделению определенного рабочего поля, границы которого могут быть спорными, но оно как часть не может иметь иных принципов, чем то целое, в которое входит:

- оценочное отношение к выделению некоего вида “педагогики несчастного случая” как одной из отдельных областей, которые могут выделиться в ближайшем будущем;

- оценочное отношение к новой педагогической области, в которой решаются важнейшие вопросы современности.

Когда Наторп в 1890-х годах в ходе научных дискуссий разворачивал понятие “социальная педагогика”, он не мог предвидеть ее будущего развития. Для него она все также оставалась связанной с областью социальной философии. Его понимание социальной педагогики как “воспитание в обществе, через общество и для общества” подрывало господствующий до сих пор традиционный взгляд на воспитание как процесс, в сущности, ограничивающийся интеракцией между двумя людьми. Наторп взял на себя смелость установить социальный закон развития. Но это также означало и решительную критику существующих общностей, таких, какими они являются, и рассмотрение данного социального состояния как переход от прошлых социальных порядков, которые давно уже несостоятельны, к грядущим, которые еще только заявляют о себе.


Литература:

1.Ромм, Т. А. История социальной педагогики : учебник для вузов / Т. А. Ромм. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 260 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05641-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/453223 (дата обращения: 21.03.2020).
2.Басов, Н. Ф. История социальной педагогики : учебное пособие для вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05924-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/454305 (дата обращения: 21.03.2020).
Задание № 2.

Тема: Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина ХХ в.)

  1. Системный кризис общества в СССР в 80-е гг. и возрождение социальной педагогики.


В 70-е гг. советская школа вступает в полосу кризиса, кото­рый со всей очевидностью проявился в начале 80-х гг. XX в. Негативные тенденции — падение интереса к учебе, ухудшение психического и физического здоровья школьников, инфанти­лизм и асоциальность — были настолько очевидны, что призна­вались даже с высоких трибун. Массовый охват, высокие пока­затели успеваемости скрывали низкий уровень подготовки, от­сутствие кадров и финансовых ресурсов. Оазисы передового педагогического опыта в лице сильных педагогических коллек­тивов специализированных и массовых школ, педагогов-энтузиастов, разрабатывавших прогрессивные методики обучения и воспитания, не получали массового распространения и не могли существенно повлиять на общую ситуацию в школьном образовании. Потенциал советской школьной системы был практически исчерпан, а бюрократизм, унификация, чрезмер­ная идеологизация превратили школу в закрытое учебное заве­дение, оторванное от жизни.

В 60- - 70 –е годы в педагогической науке и практике наметился поворот в сторону социальной педагогики, возобновления теоретических исследований, создания первых организационных форм.

В эти годы в развитии отечественной социальной педагогики выделяются ТРИ ЭТАПА (по Бочаровой).

Первый – ( 60-е годы) - этот этап обозначен как организационно-эмпирический. Это годы накопления опыта, эмпирического поиска.

В школах появились организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы; работники внешкольных детских учреждений, а также

Учреждений культуры, спорта, правоохранительных и жилищно-коммунальных учреждений.