Файл: Развитие социального аспекта в воспитании в xviii xix вв.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6.Социально-педагогические эксперименты Р.Оуэна.


Роберт Оуэн (14 мая 1771-17 ноября 1858) — английский философ, педагог и социалист-утопист, один из первых социальных реформаторов 19 века.

Социальный эксперимент в Нью-Ланарке «Новый институт для формирования характера»:

С 1815 г. Оуэн стал добиваться издания закона, который запрещал бы труд детей до десяти лет и ограничивал труд подростков до двенадцатилетнего возраста шестью часами в день, а для молодых рабочих в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет вводил бы двенадцатичасовой рабочий день, включая полтора часа на обед и ужин. В 1819 г. после длительного сопротивления предпринимателей закон о детском труде был принят английским парламентом в значительно урезанном виде.

Благодаря этому дети на бумагопрядильной фабрике, где Оуэн был во главе, могли получать начальное образование: с 1 до 5 лет — в доступной и простой форме учителя рассказывали о природе и окружающих их предметах и явлениях, с 6-10 (12) лет — начальное образование, оно было намного шире того, которое давалось в обычных школах и включалось: письмо, чтение, география, история, арифметика, физическая культура, ритмика и эстетика, с 10 (12)-17 лет — вечерняя школа для подростков, которые уже работают, далее лекции, беседы и культурные развлечения для взрослых.

Р. Оуэн считал, что нужно не только давать детям знания, но и развивать познавательные способности. Поэтому он стремился применять в школе активные методы обучения, способствующие проявлению пытливости детского ума и приучающие учеников к самостоятельному мышлению. Большое внимание уделялось воспитательной работе. Несомненный воспитательный эффект давало и регулярное участие детей в трудовой деятельности. Девочек обучали рукоделию и ведению домашнего хозяйства. Мальчики овладевали простейшими видами ремесленного труда, учились садоводству. Особенностью воспитания было еще то, что в школах отсутствовало религиозное воспитание.

Просвещение взрослых:


Помимо учреждений для детей дошкольного и школьного возраста, созданных в Нью-Ланарке, большой интерес представляли культурно-просветительные мероприятия Р. Оуэна для взрослого рабочего населения. В “Новом институте по вечерам обучали неграмотных; там регулярно проводились музыкальные вечера; родителям давались консультации по воспитанию детей.

Колонии «Новая Гармония» в Америке и «Гармони-холл» в Англии:

Свои теоретические положения Оуэн стремился претворить в жизнь в колонии “Новая Гармония”. В созданные там школы ему удалось привлечь квалифицированных учителей; среди них были последователи Песталоцци. Школы колонии, в которых к середине 1826 г. обучалось около четырехсот учащихся, составляли единую систему из трех ступеней: школы для маленьких детей в возрасте от двух до пяти лет, дневной школы для детей от пяти до двенадцати лет и школы для подростков и взрослых. Эта система напоминала нью-ланаркскую, однако в ней было и новое. Так, в “Новой Гармонии дети уже с двух лет принадлежали не семье, а общине. Воспитатели заботились о том, чтобы малыши с самого раннего возраста приобретали навыки общественного поведения и приобщались в процессе игровой деятельности к простейшим видам домашнего труда. В школе второй ступени учащимся давали более широкое, чем в Нью-Ланарке, общее образование с уклоном в естественные науки; оно было полностью безрелигиозным. Умственное воспитание сочеталось с повседневным трудом детей. Мальчики овладевали в мастерских токарным, столярным, плотницким, сапожным и другими ремеслами, учились на полях, в саду и огороде сельскохозяйственным работам; девочки занимались главным образом домоводством: кройкой, шитьем, кухней и т. д. Учащиеся школ третьей ступени принимали деятельное участие в общем труде-колонии, а по вечерам приобретали теоретические знания, посещали квалифицированные лекции по химии, истории и другим наукам. В обязательном порядке они проходили сельскохозяйственную практику. Регулярное участие подрастающего поколения в трудовой деятельности Р. Оуэн считал важным фактором, способствующим его физическому, умственному и нравственному развитию.

В 1839 г. он предпринял новую попытку создания коммунистической общины, на этот раз в Англии. Колония была названа “Гармони-холл”. Здесь для детей колонистов были организованы начальные и “индустриальные школы, где они жили, питались и обеспечивались одеждой за общественный счет.



В отличие от “Новой Гармонии в «Гармони-холл» существовало несколько фабрично-заводских предприятий, что давало возможность сочетать обучение детей и подростков с участием не только в сельскохозяйственном, но с четырнадцати лет и в промышленном труде. В колонию были приглашены квалифицированные специалисты в области сельского хозяйства и индустрии, они преподавали в “индустриальной школе, в которой большое место занимали реальные знания. В колонии делались некоторые попытки связать работу учащихся на полях и огородах с изучением ими химии и агрономии, а их труд в области промышленного производства с занятиями по математике и черчению.

В 1845 г. колония прекратила свое существование.

Социально-философские основы воспитания:

Отрицал принцип свободы воли; Человек – продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека; Во всех недостатках современных людей виновата социальная среда, т.е. капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий; Надо заменить капитализм социализмом; Доказывал, что основной причиной общественного зла является невежество людей. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины.

Воспитание. Цель воспитания – формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. Всечеловеческая гармония может быть положена лишь должным воспитанием людей. Для создания людей совершенных надо всех воспитывать с самого рождения с одинаковой тщательностью, без проявления каких бы то ни было пристрастий и так, чтобы никто не стремился к лучшим условиям. Содержание воспитания. Нравственное воспитание – на него главное внимание. Умственное воспитание – знания не должны противоречить здравому смыслу. Трудовое воспитание – необходимое условие для всестороннего развития человека. Ребёнок в школе наряду с общим образованием должен получить трудовые навыки. Физическое воспитание – военные упражнения.

Образование. Периоды образования. Существуют периоды – пятилетия в жизни человека, вплоть до 30 – летнего возраста, - создающие основу для хорошего разделения по занятиям, причём каждая группа занята своим делом. Это способствует лучшему развитию человека. 4-х ступенчатая система образования — основа для коллективизма.


7.Теория и практика социальной педагогики по Ф.А.Дистервегу.


Выдающийся немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег внес неоценимый вклад в развитие социально-педагогического направления в педагогике. Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» (1898 г.), что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.

А. Дистервег разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.

Под природосообразностью понимал следование за процессом естественного развития человека, учет возрастных и индивидуальных особенностей. В психологии видел «основу наук о воспитании». Призывал учителей изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления

Культуросообразность – необходимость учитывать в содержании воспитания уровень культуры и воспитательный идеал общества. Устанавливает связь между воспитанием и духовной жизнью общества

Самодеятельность считал как активность, инициативу, считал важнейшей чертой личности. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность» на служении истине, красоте и добру».

Дистервег, выступая за полноценное общее профессиональное образование учителей, открыл принципиально новое направление в социальной педагогике: социально-педагогическую поддержку особой социальной группе – учителям народных школ. Его журнал в этом аспекте можно рассматривать как первое издание по социальной педагогике. В одной из статей он провозглашает свою знаменитую формулу: «Человек – мое имя, немец – мое прозвище».

Будучи членом палаты депутатов, он активно отстаивал интересы немецкого учительства, требуя уравнения их в правах со всеми государственными служащими, предоставления государством им содержания, удовлетворявшего их насущные потребности и культурные нужды. Он основал в Берлине в 1832 г. «Педагогическое общество», а затем и еще несколько учительских обществ и союзов – прообразы учительских профсоюзов, которые активно осуществляли социально-педагогическую деятельность в отношении целой части общества – интеллигенции, народных учителей. С 1832 по 1847 г. Дистервег – директор семинарии для учителей городских школ.