Файл: Программа Экономика и правовое регулирование бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2
Работа выполнена на кафедре экономической теории и прикладной экономики
Финансово-экономического института ТюмГУ по направлению «Экономика», магистерская программа «Экономика и правовое регулирование бизнеса»
Защита в ГЭК протокол от _________№___ оценка ________________

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….
4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….. 10 1.1. Теоретические аспекты и сущность понятия конкурентоспособность предприятия………………………………. 10 1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия……………
19
ГЛАВА 2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
РАЗВИТИЯ…………………………………………………………… 36 2.1. Анализ внешней среды организации…………………….………….
36 2.2. Анализ внутренней среды организации…………………………….. 42
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ
КАК
ФАКТОР
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………. 46 3.1 Анализ рынка кофе…………………………………………………… 46 3.2 Анализ предприятия ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» за
2012-2016 года………………………………………………………... 57 3.2.1 Анализ финансового состояния ЗАО «Московская кофейня на паяхъ»………………………………………………………………… 57 3.2.2 Анализ текущей стратегии развития ЗАО «Московская кофейня на паяхъ»…………………………………………………………………. 67 3.2.3 Расчет текущей конкурентоспособности ЗАО «Московская кофейня на паяхъ»……………………………………………………. 82 3.3 Анализ результатов и рекомендации………………………………..
88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………. 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...
101
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………….
106

4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы – Основана на том, что в настоящее время многие люди начали переходить из числа наемных рабочих в числа самозанятых или владельцев бизнеса. Это имеет свои плюсы и минусы одновременно. одной стороны, увеличение количества организаций и индивидуальных предпринимателей, несомненно, положительно влияет на экономики страны, путем пополнения казны налоговыми поступлениями. Но, с другой стороны, увеличение количество компаний ведет к ужесточению конкурентной борьбы между ними. Другими словами, в настоящее время актуальна тема повышения конкурентоспособности бизнеса.
Конкурентоспособность выступает критерием, который в полной мере раскрывает эффективность деятельности экономического субъекта. Практика показывает, что повышение конкурентоспособности предприятия вызывает значительные сложности, а для многих предприятий в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой ввиду отсутствия у компании четкой стратегии, финансово- экономических целей и критериев.
В настоящее время для того, чтобы составлять конкуренцию предприятиям требуется обновлять технологии и оборудование, анализировать внешний и внутренний рынок, вести маркетинговые исследования, так же выявлять свои возможности, слабые места конкурентов, но также управлять собственной конкурентоспособностью, определять ее основные направления. Помимо этого, в условиях рыночной экономики предприятие производитель не может долгое время занимать стабильные позиции, рассчитывая в своей стратегии только на показатели конкурентоспособности товара, не беря во внимание мировые показатели уровня качества и издержки по производству и реализации товара.
Конкурентоспособность – не имманентное качество. Это значит, что она может быть оценена главным образом в рамках групп фирм, которые относятся к единой отрасли либо выпускают схожую продукцию или услуги.


5
Определить ее можно исключительно путем сравнения между собой этих предприятий как в масштабах одной страны, так и в масштабах мирового рынка.
Конкурентоспособность предприятия – это преимущество данного предприятия по отношению к другим предприятиям аналогичной отрасли как внутри страны, так и за ее границами.
Большое количество авторов предлагают множество методов увеличения конкурентоспособности предприятия. Например такие как:
1. увеличение объемов реализации продукции
2.повышение качества выпускаемой продукции
3. снижение расходов и другие.
Помимо вышеприведенных методов увеличения конкурентоспособности, авторы выделяют такой инструмент управления как стратегия развития предприятия.
Стратегия развития предприятия — это мощный инструмент по продвижению любого бизнеса. Простыми словами это план, согласно которому происходит процесс достижения производственных целей, реализация всех установленных замыслов и пожеланий относительно развития компании, и прочее. Благодаря инструментам продвижения, при помощи стратегии становится возможным адаптировать бизнес структуру под среду рыночных условий.
Стратегия развития — это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и оказываемых услуг.
Практика показывает, что организации, которые применяют комплексное стратегическое планирование, работают более прибыльней, получая прибыль значительно вышесредней по отрасли. Большинство руководителей, которые имеют опыт планирования, и энергичные люди не добиваются большого успеха, потому что распыляют свои силы, стараясь

6 охватить, по возможности, больше рынков, произвести большее количество разнообразный продуктов и удовлетворить потребности разных групп потребителей. Для успеха же требуется концентрация сил и, верно, выбранная стратегия развития. Обобщая можно сказать, что кто лучше планирует свою стратегию, тот более быстро достигает желаемых результатов.
Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что стратегия развития является мощным инструментов для повышения конкурентоспособности бизнеса.
В данной работе стратегия развития как инструмент повышения конкурентоспособности рассматривается на примере ЗАО «Московская кофейня на паяъ». Данное предприятие является одним из первых игроков на рынке кофе в России. За 18 лет своей трудоёмкой работы компания добилась определенных высот. Сегодня МКП состоит в пятерке лучших производителей кофейного бизнеса. Широка география деятельности — это вся Россия, Казахстан, Беларусь, Украина, Киргизия, страны СНГ. Продукцию представляют более 400 региональных и федеральных сетей и несколько десятков тысяч розничных магазинов всей страны. У компании имеется около
50 собственных представительств. Продукция МКП представлена во всех сегментах кофейного рынка: молотый и в зернах, гранулированный и сублимированный.
Что касается рынка кофе, то можно заявить, что кофе занимает второе место в мире по объемам международных сделок после сделок с нефтью. В
России по данным маркетинговых исследований отраслевой рынок кофе располагается в стадии динамичного развития. Кофейный рынок России вступил на путь прогрессивного развития.
В связи с этим на рынке кофе большое количество компаний, которые предоставляют разные услуги и товары. Начиная от продажи растворимого кофе, заканчивая поставками свежеобжаренного зернового кофе в кофейни и прочие заведения. А это приводит к большой конкуренции в данном секторе рынка.


7
Следовательно, повышение конкурентоспособности предприятия на рынке кофе является актуальной проблемой. Инструментом для увеличения конкурентоспособности предприятия в данной работе является стратегия развития предприятия.
Степень разработанности проблемы. Большой опыт в исследовании проблем стратегического менеджмента накоплен в зарубежных странах. Он нашел отражение в научных трудах И. Ансоффа, Б. Карлофа, П. Дойля,
Г.Минцберга, Д. Миллера, М. Портера, Г. Саймона, Г. Стейнера, А. Стрик- ленда, А. Томпсона, А. Чандлера и других. Однако в исследованиях зарубежных ученых не учитываются закономерности и тенденции развития экономики России и особенности деятельности отечественных предприятий в рыночной среде. В отечественной научной литературе вопросы стратегического управления и формирования стратегии развития предприятия нашли отражение в работах О.С. Виханского, В.А. Винокурова, О.А.
Богомолова, В.А. Горемыкина, А.П. Градова, П.В. Забелина, Н.К. Моисеевой,
А.Н. Петрова, С.А.Попова и др. Необходимо отметить, что большинство ученых исследуют теоретические и общеметодологические подходы и инструменты стратегического управления организацией без учета отраслевой специфики. Разработкой теоретических и методологических аспектов конкурентоспособности организации внесли отечественные и зарубежные ученые: Фатхутдинов Р, Гельвановский М.И., Кныш М.И.,
Мазилкина Е.И. Фасхиев Х.А., Ламбер Ж., Портер М., Котлер Ф.
При проведении исследования использовались методы системного, структурного, функционального и факторного анализа, опроса и анкетирования, графические и математические методы.
Цель исследования - Определить, как изменение стратегии развития ЗАО
«Московская кофейня на паяхъ» повлияет на конкурентоспособность предприятия.
Задачи работы:

8 1. Исследовать понятие, составляющие и методы оценки конкурентоспособности и стратегии развития предприятия.
2. Провести анализ стратегии развития и конкурентоспособности ЗАО
«Московская кофейня на паяхъ»
3. Используя изученный материал, предложить корректировки в стратегии развития компании, которые повысят ее конкурентоспособность на рынке кофе.
4. Исходя из результатов исследования сделать вывод о влиянии стратегии развития на конкурентоспособность бизнеса.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе формирования и реализации стратегии, позволяющей повысить конкурентоспособность предприятий отрасли.
Объект исследования

Изменение конкурентоспособности, возникающее в процессе изменения стратегии развития.
Элементами научной новизны диссертационного исследования является:
1. Применение динамического метода для оценки конкурентоспособности
ЗАО «Московская кофейня на паяхъ».
2. Определение влияния изменения стратегии развития ЗАО "Московская кофейня на паяхъ" на конкурентоспособность бизнеса.
Практическая значимость работы: определятся в возможности применения результатов исследования для увеличения конкурентоспособности ЗАО «Московская кофейня на паяхъ» и, следовательно, улучшения финансового положения предприятия.
Источники и материалы. Эмпирической основой исследования послужили следующие материалы:
1. Письменные тексты:
• научные и научно-методические статьи экономистов (18 статей общим объемом 130 страниц);


9
• авторские учебные, учебно-справочные и учебно-методические пособия по менеджменту. (2 пособия общим объемом 534 страниц);
• монографии научной и научно-методической направленности (1 монографии общим объемом 452 страницы).
Достоверность научных положений и выводов обеспечивается общей теоретической базой исследования, применением широкого методического инструментария, объемом исследованного материала

10
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Теоретические аспекты и сущность понятия конкурентоспособность предприятия
Первые упоминания понятия конкуренции известны в экономике еще с древних времен. Известный в наши дни термин конкуренция произошел от немецкого слова konkurrenz. Слово konkurrenz имеет латинские корни и состоит из двух слов – concurro/concurencia, которые можно перевести как столкновение и слияние. Эти слова применялись для того, чтобы обозначить процессы взаимосвязи и взаимодействия.
Число авторов [1,2,3,4,5] рассматривают конкуренцию в качестве ключевого понятия, в котором непосредственно заключена суть рыночных отношений. В сфере экономики подразумевают деловую конкуренцию – своеобразный вид состязательной деятельности, который возникает между хозяйствующими субъектами в целях ограничения возможностей другого осуществлять одностороннее воздействие на условия обращения товаров на рынке, посредством осуществления конкурентных действий. Таким образом, уменьшается степень воздействие отдельных участников рынка на рыночные условия. Закон РФ от 26.07.2006 No 135- ФЗ «О защите конкуренции» дает следующее определение конкуренции – « соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Существует большое количество толкований термина «конкуренция».
Первые наиболее целостные исследования феномена конкуренции принадлежат таким авторам как А. Смита и Д. Рикардо – видных представителей классической школы политэкономии середины XVIII века.

11
Авторы посвятили свои труды исследованию конкурентной борьбы и обуславливающих ее движущих сил. Предложенная Адамом Смитом поведенческая трактовка конкурентной борьбы заключалась в том, что конкуренция была связана с честным соперничеством между продавцами и покупателями. Соперничество за наиболее выгодные условия продажи и покупки должно было быть честным, а значит исключать какой- либо сговор и подлог [6]. В данной трактовке Адам Смит подразумевал под конкуренцией соревнование между участниками в целях достижения одной той же поставленной цели – достижения наиболее выгодных условий купли –
продажи.
Автором был разработан механизм, обуславливающий конкуренцию, направленный на достижение баланса отраслевой нормы прибыли, который должен привести к оптимальному распределению ресурсов между отраслями. Так же стоит отметить выявление основных условий обеспечения конкуренции: наличие большого количества продавцов и покупателей, отсутствие доминирующего влияния одного продавца, наличие достоверной и своевременной информации, а также мобильность
(подвижность) используемых ресурсов. Представив первое упоминание конкуренции, рассмотрим, какие подходы к трактовке понятия конкуренции существуют в наши дни.
На сегодняшний день, с экономической точки зрения, существует несколько аспектов, в которых осуществляется трактовке конкуренции: степень состязательности рынка, элемент саморегуляции рыночного механизма, критерий, определяющий тип отраслевой принадлежности рынка.
Мы согласны с мнением Мазилкина Е. И., что «конкуренция – это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя» [7]. При этом следует отметить, что:


12
- рыночная конкуренция – это непосредственное взаимодействие организаций на рынке, то есть та борьба, которую ведут организации, продвигая свой товар или услугу;
-конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, который заставляет организации конкурировать друг с другом;
- рыночная конкуренция ведется только на доступных сегментах рынка.
Таким образом, конкуренция – это многоаспектное понятие, заключающее в себе состязательное стремление наиболее эффективно факторы производства. Если конкуренция – это борьба, соревнование, набор состязательных действий, то, что же такое «способность к конкуренции» конкурентоспособность? Термин «конкурентоспособность» (далее КСП) также по-разному трактуется у разных авторов. Соотнесем определения данного понятия с именами авторов, которые упоминают его в своих работах, и наглядно представим в виде таблицы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Необходимо отметить, что сегодня не существует единой трактовки понятия конкурентоспособности как экономической категории. Также следует отметить, что нет единых подходов, формирующих методы оценки КСП и факторов ее определяющих. Согласно Ожегову С.И. в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность – это способность противостоять конкурентам [15]. Данное определение конкурентоспособности не подходит для оценки товара или предлагаемой услуги. А Кныш М.И. [2] и
Грошев В.П. [11] наоборот дают определение конкурентоспособности как показателя привлекательности продукта для привлечения потребителя. Но у
Грошева В.П. учитываются затраты за весь жизненный цикл товара, но минусом является то, что не сравнивается КСП аналогичного товара на других рынках в разное время. Аналогичные недостатки в определении конкурентоспособности имеются у Андреевой О.Д. [9] и Кредисова А.И. [13], которые не учитывают, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет разной. Но из таблицы 1 видно, что существуют другие подходы к определению КСП предприятия. Так с точки

13 зрения Забелина П.В., Моисеевой Н.К. [12] конкурентоспособность рассматривается с позиции получения прибыли предприятием. Фатхутдинов
Р.А. [17, 23, 24] подчеркивает, что КСП необходимо рассматривать в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Перечисленные недостатки устранены в определении Швеца В.Е. Автор выразил мысль, что
«товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается на порядок больше, чем аналогов, следовательно, продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики» [22].
Немаловажно выделить то, что понятие «конкурентоспособность» имеет различные трактовки в зависимости от объекта, к которому оно применяется. При систематическом изучении данного понятия можно выделить структуру, которая последовательно включает оценку уровня конкурентоспособности товара, услуги, организации, отрасли, экономики, в конечном счете конкурентоспособность государства. В данной работе нас интересует суть понятия конкурентоспособность предприятия. Томпсон и А.
Дж. Стрикленд делают акцент на том, что при описании КСП предприятия необходимо учитывать внутренние и внешние факторы, например, такие как имидж, качество и отличительные свойства товаров или услуг, производственные мощности, инновационные возможности, техникотехнологические условия, сбыт и дистрибьюция, финансовые ресурсы, издержки, работа c клиентам [25]. Дэвид Кревенс полагает, что в основе конкурентоспособности предприятия заложена необходимость установки ключевых компетенций (факторов), определяемых конкурентными преимуществами. Конкурентные преимущества должны обладать такими качествами, как универсальность (использование преимущества в разных ситуациях), а также уникальностью (затруднение их повторения или воспроизведения). Автор предлагает группировать компетенции (факторы) в соответствие с направленностью функциональных процессов (внутренние и внешние).
Необходимо отметить, что большое влияние на