Файл: Программа Экономика и правовое регулирование бизнеса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
14 конкурентоспособность предприятия оказывают внутренние и внешние факторы, которые взаимосвязаны со стратегией, и миссией предприятия, а также они оказывают влияние на конечную цель- повышение конкурентоспособности предприятия (рисунок 1).
Рисунок 1 – КСП предприятия в системе факторов внутренней и внешней среды
Источник: [25]
Таким образом, мы получаем три группы компетенций (факторов): внешние, связанные с процессами, которые идут по направлению из внешней во внутреннюю среду предприятия, внутренние, которые осуществляют свое движение по направлению из внутренней среды предприятия во внешнюю и двусторонние, связанные с процессами, осуществляющие смешанные характер движения. Внешние функциональные процессы обеспечивают связь предприятия с внешней средой, формируют механизм обратной связь и спектр внешних связей. Внутренние функциональные процессы функционируют на основе клиентоориентированного подхода, то есть обеспечивают удовлетворение нужд клиентов и потребителей. Дэвид Кревенс, в своем подходе, рассматривая множество компетенций (факторов), характеризующие функциональные процессы предприятия при этом, однако, не учитывает человеческий фактор.
СТР
АТ
ЕГ
И
Я
Внешние факторы
Конкурентоспособность предприятия
Внутренние факторы
Способствующие
Способствующие
Цель
МИ
ССИ
Я
Противодействующи е
Противодействующие
15
Майкл Юджин Портер – один из ведущих исследователей феномена конкуренции выделяет следующие конкурентные преимущества предприятия:
– Отраслевая принадлежность предприятия
– Вариант конкурентной стратегии предприятия
– Стратегический анализ (цепочка ценностей) – выявление основных источников издержек и источников создания дифференциации
Подчеркивая важность выбора конкурентных стратегий и формирования цепочки наращивания ценности продукции, не стоит забывать, что в основу этих факторов заложены человеческие ресурсы, следовательно, пренебрегать их значимостью не стоит. Автор подразделяет ресурсы на две группы материальные и человеческие, подчеркивая важность человеческих ресурсов, превознося их значимость, Портер провозглашает примат человеческих ресурсов над материальными ресурсами. Стоит отметить, что отраслевая принадлежность предприятия так же может стать конкурентным преимуществом. Чем успешнее развивается отрасль, тем выше конкуренция внутри отрасли [27].
Такие авторы, как Зулькарнаева И.У. и Ильясова Л.Р. [16] предлагают разделить факторы, влияющие на КСП предприятия на три группы:
– Стратегические цели предприятия
– Ресурсный потенциал предприятия
– Факторы внешней среды
Наиболее подробно набор факторов для определения КСП приведен в работах А.А.Томпсона и А.Дж. Стрикленда, Д.Кревенса, Е.П.Голубкова [25,
26, 28]. Рассмотрим, выделенные учеными факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия. Пожалуй, каждое предприятие стремится не допустить наступление кризисного состояния, то есть того состояния, когда разрушаются сложившиеся структуры связей и отношений, выход из которого сопровождается либо изменением структуры связей и отношений, либо приводит к ликвидации предприятия. То есть большинство предприятий, в первую очередь, ориентировано на долгосрочное и устойчивое
16 развитие. Но как цели предприятия должны быть связаны с клиентоориентированностью, подразумевающей удовлетворение потребностей потребителей, и как достижение целей предприятия отражается на КСП предприятия? Ресурсный потенциал предприятия и факторы внешней среды, безусловно, играют существенную роль в формировании конкурентоспособности предприятия. Однако ведь каждое предприятие обладает и находится под воздействием этих факторов. Таким образом, возникает необходимость выделения главного ресурса, обеспечивающего формирование и развитие КСП предприятия [16 с.17-27]. Хасби Д. [29] в свою очередь заявляет, что конкурентоспособность предприятия должна определяться качеством продукции. Качество продукции представляет совокупность свойств и характеристик, которыми обладает продукция вариации которых формируются в процессе создания продукции для того, чтобы удовлетворить существующие потребности. Таким образом, конечным результатом деятельности предприятия является продукция. Тем не менее, стоит заметить, что Хасби Д. не уточняет, какие отличительные свойства присущи предприятию, занимающееся выпуском конкурентоспособного продукта.
Рассмотрим, какие критерии, определяющие конкурентоспособность предприятия, предлагает учитывать Н. К. Моисеева. Критериями, определяющими конкурентоспособность, по мнению автора, являются: показатель, отображающий удовлетворенность потребителя в динамике и показатель эффективности расходования временных ресурсов на производстве [30].
Винокуров В. А., отвечая на вопрос о том, что делает предприятие конкурентоспособным, в первую очередь, делает акцент на ресурсах, иначе называя их потенциалом, а затем отмечает важность их продуктивного использования. Автор так же не предлагает проранжировать ресурсы по степени важности или разделить их на группы по тому или иному признаку.
Также не дает четкого разъяснения, что означает продуктивное использование
17 ресурсов. Возможно, автор имеет в виду эффективность – достижение максимальной прибыли с наименьшими затратами. Или же то, что обладая одними и теми же ресурсами (потенциалом) предприятие может как повысить свою конкурентоспособным, так и наоборот, стать абсолютно уязвимым для конкурентов и даже обанкротиться. [31 с.147].
Белоусов
В.
Л. предлагает сгруппировать критерии конкурентоспособности по деятельности предприятия на отдельных рынках и по деятельности предприятия на всех рынках в целом. Предложенные критерии соотносятся к элементам комплекса маркетинга. Элементы комплекса маркетинга – это совокупность контролируемых переменных факторов маркетинга. По Э. Дж. Маккарги переменные факторы маркетинга подразделяются на четыре категории:
– Товар (качество)
– Цена
– Размещение (распределение)
–Продвижение
(сбыт, реклама, комплекс маркетинговых коммуникаций)
Помимо вышеперечисленных переменных факторов маркетинга
(элементов) Белоусов В. Л. так же предлагает учитывать деловую активность деловую – набор действий и мероприятий, которые направлены на продвижение и усиление позиционирования предприятия. Таким образом, по мнению автора, конкурентоспособность предприятия можно выразить через конкурентоспособность продукта без учета человеческих ресурсов [32 с.63 -
71].
По мнению Максимова И. к критериям конкурентоспособности предприятия относятся наиболее важные аспекты его хозяйственной деятельности. Здесь автор дает отсылку на теорию эффективной конкуренции
Шумпетера. Основным лицом – агентом данной теории является предприниматель – новатор. Эффективная конкуренция реализуется исключительно в экономической динамике – состояние, в котором происходит
18 непрерывное внедрение нововведений на всех уровнях: технологическом, управленческом, организационно-производственном, качественном, сбытовом и т.п., характеризующие принципиально новый уровень производства. Автор считает, что конкурентоспособным предприятием является то предприятие, на котором скоординирована работа всех подразделений. Основой для этого является эффективное управление ресурсами. Эффективность управления ресурсами позволяют оценить следующие показатели: показатели финансового положения предприятия, показатели конкурентоспособности товара (могут быть рассчитаны по методике Белоусова В.Л.), показатели финансового положения и показатели, характеризующие эффективность производственной деятельности. Не входит эффективность использования человеческих ресурсов [33 с.33-39].
Баринов В. А. и Синельников А. В. [34 с.3-13] предлагают разделить критерии КСП предприятия на две группы. К первой группе будут критерии адаптивности, а ко второй группе будут отнесены критерии инновационности.
Под адаптивностью предприятия подразумевается устойчивость к воздействию негативных факторов, возможность приспосабливаться или реагировать на изменения условий внешней среды, таким образом, чтобы превращать потенциальные или явные угрозы в возможности.
Под инновационностью подразумевается непрерывное обновление, которое обеспечивается регулярным функционированием технологизированных процессов.
Свойства или характеристики инновационности
– ритмичность, технологичность, минимальная себестоимость.
Именно инновационность должна стать основой, позволяющий предприятию быть адаптивной и как следствие превращать угрозы в возможности.
Хотелось бы отметить, что инновационность в свою очередь подразделяется на две составляющие: освоение технических новации и освоение социальных новаций.
Под техническими новациями подразумевается комплекс методов и мероприятия по освоению новшеств в
19 сфере обновления технико-технологической базы производства. Так же к ним относится освоение новшеств в социально-техническом обеспечении производства. Вторая составляющая инновационности – социальные новации, которая представляет собой совокупность освоенных социальных технологий
(прим. методы формирования корпоративной культуры, реализация компонентов социальной политики).
Исходя из выше сказанного, можно утверждать, что конкурентоспособность определяется набором критериев – факторов обеспечения конкурентоспособности.
На основании рассмотренных подходов к раскрытию сути понятия конкурентоспособность предприятия нами были выделены следующие факторы (критерии) обеспечения конкурентоспособности предприятия:
• Рыночная капитализация компании
• Материально-техническое обеспечение
• Финансовая устойчивость
• Кадровое обеспечение
• Качество продукции
• Маркетинговая политика
• Бренд (торговая марка, имидж) – общее представление о компании, которое складывается у его корпоративной аудитории
Таким образом, можно сделать вывод, что КСП предприятия зависит от социально – экономических показателей хозяйствующего субъекта, в том числе от дохода и благосостояния внутренних и внешних потребителей, качества их жизни, развития навыков и образовательных возможностей, корпоративной культуры, образуя тем самым интеллектуальный потенциал общества.
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия
20
Для нахождения видимых зависимостей между конкурентоспособностью и стратегией развития, в первую очередь необходимо рассмотреть существующие методы оценки обоих факторов.
Методов оценки конкурентоспособности в настоящее время имеется большое количество.
Существуют методы оценки отдельно для продукции предприятия, отдельно для персонала, а также собирательные методы, позволяющие оценить конкурентоспособность предприятия в целом.
Белкин В. Н., Белкина Н. А. Владыкина Л. Б. сортируют подходы к оценке конкурентоспособности предприятия по использованию в оценке различных факторов конкурентоспособности» [35 с.144-146].
— учет резервов в использовании факторов производства (Р.А. Фатхутдинов,
А.Ю. Юданов);
— стоимость конкретных факторов производства в конкретной стране (А.Г.
Бурда, В.В. Кочетов, Ю.К. Перский);
— эффективность использования потенциала предприятия (И.Б. Гурков, П.Н.
Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндали);
— эффективность производственно – сбытовой деятельности (Е. Млоток, Т.
Нильсон); — усилия в области повышения качества товаров (В.М. Мишин,
А.В. Гличев) и т. д.
Это подтверждает существование разных методик оценки конкурентоспособности предприятия. Экономистами предложено большое количество различных методик оценки конкурентоспособности.
Одновременно с данным разнообразием методов имеется большое количество их классификаций: по теоретическому содержанию, по форме отображения результатов оценки, по форме математической связи показателей и ряд других. Далее рассмотрим некоторые из них.
Методика оценки конкурентоспособности предприятия, предложенная
Р.А. Фатхутдиновым [36 с.96], следующая:
• «уровень конкурентоспособности считать, как средневзвешенную
21 величину по показателям товаров на конкретных рынках» [36];
• «отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации, исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке» [36];
• «отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия» [36];
• «прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на пять лет» [36];
Оценку конкурентоспособности персонала необходимо осуществлять по его конкурентным преимуществам, которые делятся на внутренние и внешние.
Внешние определяются конкурентоспособностью организации, в которой работают сотрудники. Следовательно, чем выше конкурентоспособность организации, тем выше шанс у сотрудников к саморазвитию. Внутренние преимущества делятся на наследственные и приобретенные. Это такие качества как коммуникабельность, организованность, культура, деловые качества.
Эксперты оценивают каждый фактор по пятибалльной системе, умножают оценки на коэффициенты весомости и суммируют полученные баллы. Итоговая оценка отражает уровень конкурентоспособности персонала.
Чем более высокая конкурентоспособность предприятия, тем более конкурентоспособных сотрудников можно принимать на работу и качественней данные сотрудники будут выполнять поставленные задачи.
Полезный эффект — это интегральный показатель, система частных свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем за срок службы.
Полезный эффект измеряется в условных баллах, натуральных единицах, денежном выражении.
Эффективность объекта можно рассчитать, как отношение полезного эффекта к совокупным затратам на определённый срок, и сравнивая эффективность товара с эффективностью товара конкурента можно оценить
22 конкурентоспособность продукции. Если товар имеет другие конкурентные преимущества, они должны вводиться в виде коэффициентов. Данный подход можно использовать для однопараметрических объектов, таких как машины, оборудование, сырьё.
Конкурентоспособность многопараметрических объектов можно рассчитать опираясь на экспертные методы. Для этого необходимо создать группу специалистов, состоящую минимум из 5 человек. Для экспертной оценки необходимо подобрать конкурентные факторы отдельной категории товара или услуги, экспертами оцениваются коэффициенты весомости предложенных факторов и прописывают систему баллов. Баллы, которые получили, суммируются и сравниваются с конкурентом.
Другой метод оценки конкурентоспособности продукции — метод многоугольника. Оценка производится в следующем порядке:
1. Требуется выделить список показателей конкурентоспособности товара или услуги;
2. Определить эталонные значения для показателей конкурентоспособности.
3. Собирается и анализируется первоначальная информация о показателях конкурентоспособности товара;
4. Экспертным путем определяется значимость показателей конкурентоспособности товара или услуги, распределяя их по важности в обеспечении конкурентоспособности;
5. Выстраивается многоугольник конкурентоспособности товаров:
• наружный круг — эталонные показатели;
• внутренние точки на радиальных лучах — приведенные значения показателей конкурентоспособности товара.
Для того, чтобы оценить конкурентоспособность самой компании требуется произвести исследование её состояния. Для этого можно использовать следующие методы:
23 1. SWOT-анализ — это анализ, который учитывает сильные и слабые стороны организации, где должны быть отражены его возможности и угрозы. Его необходимо проводить для того, чтобы преобразовать угрозы в возможности, а слабые стороны – в сильные.
2. Метод оценки конкурентоспособности фирмы Ж.Ж. Ламбена.
Метод опирается на сравнительный анализ. Индикаторы, которые используются непосредственно для оценки конкурентоспособности предприятия представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1
Индикаторы оценки конкурентоспособности предприятия.
Критерии оценки
Диапазон оценок
Низкая (1-2 балла)
Средняя (3-4 балла)
Высокая (5-6 баллов)
1.Относительна я доля рынка
Менее 1/3 лидера
Более 1/3 лидера
Лидер
2.Отличительн ые свойства товара
Товар не дифференцирован
Товар дифференцирован
Товар уникален
3. Издержки
Выше, чем у прямого конкурента
Такие же, как у прямого конкурента
Ниже, чем у прямого конкурента
4.Степень освоения технологии
Осваивается с трудом
Осваивается легко
Освоена полностью
5.Каналы товародвижени я
Посредники не контролируются
Посредники контролируются
Прямые продажи
6. Имидж
Отсутствует
Развит
Сильный имидж
Источник: [24]
Конкурентоспособности дается оценка по главным 6 индикаторам по 5 балльной шкале. Коэффициент конкурентоспособности складывается из отношения балльных оценок предприятия к балльным оценкам предприятия -