Файл: Программа Экономика и правовое регулирование бизнеса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
24 лидера. Лидер-это предприятие, которое получило максимальную суммарную балльную оценку, ему присуждается коэффициент, который равен 1.
3. Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятия — основана на установлении иерархии организации на основе сравнения их успехов в финансовой и других областях. Далее пропишем порядок определения рейтинговой оценки:
1 Необходимо собирать информацию по всем анализируемым предприятиям;
2 Данную информацию необходимо записать в виде матрицы, вписывая значения показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сравниваемые предприятия (j = 1, 2...., m);
3 Начальные показатели сравнивают с подобными показателями эталонного предприятия-конкурента по формуле: xij =
????
????????
????
????????????????????
(1)
где xij — относительные показатели хозяйственной деятельности.
Определяется значение рейтинговой оценки на конец временного периода по формуле:
????
????
= √????
1
????
+ ????
2
+ ⋯ + ????
????
(2)
где Rj — рейтинговая оценка j-го предприятия.
После выяснения рейтинговой оценки всех предприятий-конкурентов они располагаются в порядке убывания оценки.
Обычно, организация действует сразу на нескольких рынках, ввиду этого результаты всех вышеперечисленных методов оценки необходимо скорректировать в соответствии со весомостью того или иного рынка.
Продукция может быть конкурентоспособна на внутреннем рынке, но абсолютно неконкурентоспособна на внешнем [26].
В методике, предложенной А.Г.Бурда и В.В.Кочетовым [37], оценка конкурентоспособности предприятий основывается на конкретных показателях, состав которых обоснуется исходя из оценки потребностей
25 субъектов управления. Ввиду того, что преимущество единственному критерию дать сложно, логичным является проведение комплексной оценки конкурентоспособности. Рассмотрим метод выделения приоритетного критерия, где применяется матричная шкала отношений для определения объективных сопоставимых числовых показателей разных характеристик. По всем показателям с положительной тенденцией в матрице выявляется максимальное значение и принимается за эталонное.
Начальные данные стандартизируются делением на эталонное значение по формуле:
????
????????
=
????
????????
max ????
????????
(3) где i — номера показателей (i = 1, 2, 3, ..., m); m — количество показателей; j — номера предприятий (i = 1, 2, 3, ..., n); n — количество предприятий ; aij — значение i-го показателя j-го предприятия;
Xij
— стандартизированный i-й показатель
(коэффициент) конкурентоспособности.
Ввиду этого, стандартизируются выбранные коэффициенты, и чем более высокий показатель, тем более качественно оценивается соответствующий параметр.
Недостаток данного метода заключается в том то, что анализ проходит только по единственному критерию, а значения других критериев не учитываются.
Далее представим мультипликативный метод. Подбор критериев подразумевает построение интегрального критерия в виде простого или взвешенного по приоритету произведение локальных критериев, если они удовлетворяют некоторые условия мультипликативности. Недостатком этого метода считают наличие неоднозначных компенсаций значений критериев.
26
Аддитивный метод оценки критериев конкурентоспособности подразумевает построение интегрального критерия в виде простой или взвешенной суммы локальных критериев:
????
????
= ∑
????
????
????
????????
????
????=1
, (4) где: Ki — весовой коэффициент важности критерия, определяемый экспертным путем,
Rj — рейтинговое число (интегральный критерий) j-го предприятия.
Метод вычисления расстояний основывается на векторно- матричной алгебре, при которой вводится специальная метрика, которая характеризует расстояние между анализируемыми объектами. Если за эталон принять значение показателя у более удачливого конкурента, то значение интегрального критерия можно рассчитать по следующей формуле:
????
????
= √∑
(1 − ????
????????
)
2
????
????=1
(5) где Rj — рейтинговое число (значение интегрального критерия) j-го предприятия
Xij — стандартизированный i-й показатель j-го предприятия.
Рейтинговое число, которое определяется в виде квадратного корня из суммы квадратов разностей, может быть модифицировано путем применения экспертных весовых коэффициентов показателей:
????
????
= √∑
????
????
(1 − ????
????????
)
2
????
????=1
(6) а также расчета удаленности не от эталонного предприятия, а от начала координат:
????
????
= √∑
????
????
????
????????
2
????
????=1
(7)
Такой предлагаемый подход рейтинговой оценки по всем параметрам позволит оценить реальное положение предприятия и выявить резервы повышения [3].
Один из первых методов оценки конкурентоспособности хозяйственных субъектов через призму стратегического менеджмента можно назвать
«матричные» методы. Название модели получили в виду применения
27 матричной формы отображение результатов оценки. Другая особенная черта этой группы методов - выраженный акцент маркетинговой оценки деятельности фирмы, в результате которого фирма рассматривается как объединение разных бизнес единиц т.е. продуктовый портфель.
К преимуществам матричных методов можно отнести их наглядность и простоту. При обладании требуемой информации матричные модели способны обеспечить высокую достоверность оценки конкурентных позиций бизнес единиц.
Так же матричные методы имеют недостатки. Ряд ученых считают, что необходимо рассматривать компании как совокупность ключевых компетенций, а не как набор продуктового портфеля.
Помимо этого, экономисты указывают на методологические дефекты рассматриваемого подхода. Чтобы использовать данные модели, требуется определить рынок и его параметры. Результатом этого являются трудности в использовании математического аппарата, (количественной оценки показателей), что способствует снижению возможности анализа динамики факторов. В дополнение, многие ученые не согласны с тем, что анализ конкурентоспособности предприятия можно свести к оценке рыночных характеристик бизнес единиц (рыночной доли, темпов роста и привлекательности рынка). Другими словами, матричные методы значительно ограничивают совокупность факторов, которые характеризуют определенную ситуацию в отрасли и определенные достоинства компаний.
Большой интерес представляет собой динамический метод оценки конкурентоспособности предприятия, как наиболее оптимальный и отражающий уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно эффективности использования этих ресурсов конкурентами. При этом, согласно Портеру, необходимо выделить два источника конкурентоспособности предприятия: операционную эффективность и стратегическое позиционирование. В основу динамического метода заложено определение ключевых индикаторов
28 деятельности хозяйствующего субъекта. Экономисты часто сходятся в том, что прибыль и выручка предприятия, и степень удовлетворенности потребителя являются основными индикаторами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. К преимуществам данного метода можно отнести его универсальность ввиду того, что он допускает формирование индикаторов из числа любого объема и состава выборки предприятий-конкурентов в зависимости от целей анализа.
В рамках нашего исследования выбор метода оценки обусловлен возможностью объединить воедино как экономические, так и социальные показатели.
Нами предложен динамический метод оценки конкурентоспособности предприятия как наиболее оптимальный и отражающий уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов.
Динамический метод оценки конкурентоспособности предприятия основывается на допущении о том, что главным методом получения прибыли в условиях рыночной экономики является непосредственно продажа продукции и скрытой в ней прибавочной стоимости. Стоит учитывать, что производство и продажа продукции осуществляется благодаря использованию экономических ресурсов, которые являются ограниченными. Следовательно, что получение прибыли в условиях текущей рыночной экономики опосредуется эффективностью использования экономических ресурсов, другими словами, отношением конечного результата и затрат, которые были деланы для его достижения. Исходя из этого можно утвердить, что суть рыночной конкуренции состоит в борьбе за получение максимальной прибыли, используя максимально эффективно экономические ресурсы.
В ходе анализа сущности конкурентоспособности предприятия было выяснено, что имеются два источника конкурентоспособности: стратегическое позиционирование и операционная эффективность. Исходя из этого, эффективность применения экономических ресурсов предприятием можно охарактеризовать и в итоге свести к оценке его операционной
29 эффективности и стратегического позиционирования. Не вызывает сомнения тот факт, что данная оценка обязана осуществляться непосредственно на основе сравнения соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Для этого определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования. Следующим шагом, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности предприятия, которое мы исследуем:
???? = ????
????
∙ ????
????
(8)
где:
K
– конкурентоспособность исследуемого предприятия;
K
r
– коэффициент операционной эффективности;
K
I
– коэффициент стратегического позиционирования.
Оценка коэффициента операционной эффективности.
Операционная эффективность предполагает выполнение похожих видов деятельности лучше, чем это делают конкуренты, тем самым обеспечивая получение прибыли в течении реализации прибавочной стоимости. Это значит, что главный критерием операционной эффективности это прибыль предприятия. Однако, сопоставление объемов прибыли показывает заранее более высокую конкурентоспособность крупных предприятий и невозможность сравнения компаний с различными масштабами деятельности.
Значит, сопоставлять требуется не массу прибыли, а "прибыльность" хозяйственной деятельности.
В качестве критерия прибыльности можно рассматривать рентабельность производства и реализации продукции, которая определяется как соотношение прибыли от реализации продукции к затратам, совершенные для ее производства и продажи. Однако стоит заметить, что оценка операционной эффективности на основе рентабельности по прибыли будет носить знакопеременный характер, что может изменять показатель конкурентоспособности. В данных условиях наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности является
30 соотношение выручки от реализации продукции к затратам, совершенные для ее производства и реализации.
В математической форме:
???? =
????
З
(9) где:
r
– операционная эффективность предприятия;
В
– выручка от реализации продукции предприятия;
З
– затраты на производство и реализацию продукции предприятия.
Показатель операционной эффективности по выборке запишем в следующем виде:
???? =
????
????
З
????
(10)
где:R – операционная эффективность по выборке;
В
s
– выручка от реализации продукции по выборке;
З
s
– затраты на производство и реализацию продукции по выборке.
Затраты - все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, которые включают в себя как себестоимость, так и непосредственно коммерческие, управленческие и другие расходы предприятия, помимо этого, всю сумму обязательных платежей в бюджеты всех уровней, которая не вошла в указанные пункты затрат. Это можно объяснить тем, что затраты предприятия, которые не относятся на себестоимость продукции, в некоторых случаях могут оказать большое влияние на размер прибыли, которая является основным критерием операционной эффективности. Следовательно, опускание при оценке конкурентоспособности предприятия данных затрат приведет к заведомо неадекватным результатам. Однако в зависимости от целей анализа разрешается в качестве затрат учитывать и себестоимость продукции.
Для того, чтобы оценить операционную эффективность предприятия требуется сопоставить величину исследуемого показателя данного хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем по выборке:
31
????
????
=
????
????
(11)
где: K
r
– коэффициент операционной эффективности.
Таким образом, нами проведена оценка операционной эффективности исследуемого предприятия.
Стратегическое позиционирование подразумевает выполнение видов деятельности, которые обеспечивают исключительную природу создаваемой потребительной стоимости, и кроется в создании исключительной и прибыльной позиции, которая основана на совокупности видов деятельности, которые отличаются от видов деятельности конкурентов. Основной критерий стратегического позиционирования — это доля рынка, которую занимает предприятие, определяемая как соотношение выручки от реализации продукции к емкости всего рынка.
Также нужно пояснить, что под рынком подразумевается не определенная экономическая ниша конкретной продукции, а сочетание всех экономических секторов, на которых производится экономическая деятельность анализируемого предприятия и выборки. Другими словами, это предполагаемая, условная величина, которая равна как для рассматриваемого хозяйствующего субъекта, так и для выборки.
Также сопоставление долей рынка может привести к тому, что организации с большей долей рынка оказываются очевидно конкурентоспособней, чем предприятия с меньшими масштабами деятельности, что ни в коем случае нельзя признать адекватной оценкой стратегического позиционирования. Принимая во внимание вышесказанное, в качестве показателя стратегического позиционирования решается рассматривать не соотношение долей рынка в абсолютном выражении, а изменение доли рынка по сравнению с предыдущим периодом.
Доля рынка предприятия может быть выражена в следующем отношении:
Д =
????
????
(12)
32 где:Д – доля рынка предприятия;
В – выручка от реализации продукции предприятия;
V – объем рынка.
Доля рынка по выборке запишется так:
Д =
????
????
????
????
(13)
где:Д
s
– доля рынка по выборке;
В
s
– выручка от реализации продукции по выборке;
V – объем рынка.
Изменение доли рынка можно рассчитать по формуле:
∆Д =
????
????
∙
????
0
????
0
(14)
где:ΔД – изменение доли рынка предприятия;
В
o
– выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде;
V
o
– объем рынка в предшествующем периоде.
Изменение доли рынка по выборке:
∆Д
????
=
????
????
????
∙
????
0
????
0
????
(15)
где:ΔД
s
– изменение доли рынка по выборке;
В
o
s
– выручка от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде;
V
o
– объем рынка в предшествующем периоде.
Для того, чтобы оценить стратегическое позиционирование предприятия требуется сопоставить величину данного показателя исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующим показателем по выборке. С учетом выражений (3.2.7) и (3.2.8) получаем:
∆Д
∆Д
????
=
????
????
0
∙
????
0
????
????
????
(16)
Уточним, что соотношение выручки анализируемого периода к выручке предыдущего периода это индекс изменения выручки. Следовательно,